Автор: a***********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа
Рыночные реформы в России, начало проведения , которых относится к 1990 годам, обернулись для огромной страны крупными экономи¬ческими потрясениями. Произошли глубокий спад производства, обесце¬нение национальной валюты — рубля, нарушено денежное обращение. Все это сопровождалось небывалым ростом цен и безработицы. Большой урон экономике страны и уровню жизни населения нанесла долларизация. Новый XXI век, к сожалению, пока не принес существенных пе¬ремен к лучшему.
Почти десятилетие в России не обновлялся производственный аппа¬рат, особенно в промышленности, во многих отраслях почти полностью отсутствует инвестирование.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Инвестиции и капиталовложения и их источники.
1.1.Норма накопления основного капитала……………………………….......3
1.2.Инвестиционный кризис и его итоги………………………………….......3
1.3.Ивестиции как объект экономического регулирования………………….4
1.4.Экономическое содержание и формы инвестиций…………………….....6
1.5.Источники и структурные особенности источников инвестиций………8
2.Россия в мировом инвестиционном процессе.
2.1.Сущность и изменения внедрения нормы рентабельности инвестиций……………………………………………………………………….14
2.2 Задача структурной перестройки – ее эффективность………………….15
2.3. Прямые иностранные инвестиции : плюсы и минусы …………………18
2.4. Конкурентные позиции на мировом рынке……………………………..21
2.5. Глобальный инвестиционный процесс и Россия………………………..26
3.Инвестиционный процесс в Омской области.
3.1.Значение инвестиций в данной области ………………………………..28
3.2.Особенности ,оценки инвестиций……………………………………….29
3.3.Инвестиционный климат и его проблемы в Омской области…………33
3.4.Инвестиционный дефицит , как основная проблема…………………...35
3.5.Возможности использования потенциала сберегательного банка для инвестиций в регионе.......................................................................36
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Приложения А…………………………………………………………………..40
Приложения Б…………………………………………………………………..42
Приложения В…………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………..45
Государственные инвестиции характеризуют вложение капитала государственных унитарных и муниципальных предприятий, а также средств федерального и регионального бюджетов и внебюджетных фондов.
В-пятых, по региональному признаку инвестиции подразделяются на вложения внутри страны и за рубежом.
В-шестых, по уровню инвестиционного риска выделяют следующие виды инвестиций.
Безрискованные инвестиции характеризуют вложение средств в такие объекты инвестирования, по которым отсутствует реальный риск потери ожидаемого дохода или капитала, и практически гарантированно получение реальной прибыли.
Низко
рисковые инвестиции характеризуют
вложения капитала в объекты, риск по которым
ниже среднерыночного уровня.
Средне рисковые инвестиции выражают вложения капитала в объекты, риск по которым соответствует среднерыночному уровню.
Высокорискованные инвестиции определяются тем, что уровень риска по объектам данной группы обычно выше среднерыночного.
Наконец, спекулятивные инвестиции выражают вложение капитала в наиболее рисковые активы (например, в акции молодых компаний), где ожидается получение максимального дохода.
Субъектами инвестиционной деятельности в России являются инвесторы (заказчики проектов, пользователи объектов, подрядчики, финансовые посредники, граждане и т. д.). Они классифицируются по следующим признакам.
1. По направлениям основной эксплуатационной деятельности — индивидуальные и институциональные инвесторы. В роли индивидуальных инвесторов выступают физические лица, а институциональных — юридические лица (например, финансовые посредники).
2. По целям инвестирования выделяют стратегических и портфельных инвесторов. Первые из них ставят цель приобрести контрольный пакет акций компании или большую долю в ее уставном капитале для осуществления реального управления . фирмой. Они также осуществляют стратегию слияния и поглощения других компаний. Портфельные инвесторы вкладывают свой капитал в различные финансовые инструменты с целью получения высокого текущего дохода или прироста капитала в будущем.
3. По принадлежности к резидентам выделяют отечественных и иностранных инвесторов. В роли последних могут выступать иностранные физические и юридические лица, государства и международные финансово-кредитные организации (Мировой Банк, Европейский Банк реконструкции и развития и т. д.).
Классификация форм инвестиций и видов инвесторов позволяет предприятиям и корпорациям более эффективно управлять инвестиционным портфелем.[4]
1.4.Экономическое содержание
и формы инвестиций
Производственная и коммерческая деятельность предприятий и корпораций связана с объемами и формами осуществляемых инвестиций.
В более широкой трактовке они выражают вложение капитала с целью его последующего увеличения. При этом прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
Инвестиции
выражают все виды имущественных и
интеллектуальных ценностей, которые
вкладываются в объекты предпринимательской
деятельности, в результате которой образуется
прибыль (доход) или достигается социальный
эффект. Инвестиционная деятельность
— вложение инвестиций и осуществление
практических действий для получения
прибыли или иного полезного эффекта.
Инвестиции в активы предприятия отражаются на левой стороне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования — на правой (в пассиве баланса). Они могут направляться в капитальные, нематериальные, оборотные и финансовые активы. Последние выступают в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Инвестиции в основной капитал (основные средства) осуществляются в форме капитальных вложений и включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, проектной продукции и иные расходы капитального характера. Капитальные вложения неразрывно связаны с реализацией инвестиционных проектов. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
От централизованных капиталовложений к частным инвестициям
К концу 90-х годов в России в целом сформировалась рыночная модель инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные вложения в плановую экономику, сменили различные категории частных инвесторов. Формируется необходимая инфраструктура инвестиционного процесса: коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы, и др. Государство проводит последовательную децентрализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе). Поддержка негосударственных предприятий централизованными инвестициями
осуществляется только путем кредитования (на возвратной и платной основе), а бюджетное финансирование сохраняется для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер. Развивается совместное (долевое) государственно-коммерческое финансирование проектов, позволяющее объединить средства и разделить риски. Часть централизованных кредитных средств используется на реализацию особо эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, а также на предоставление гарантий частному капиталу.
Банковская система России на протяжении 90-х годов была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени инвестируя в реальный сектор экономики. Так, в 2000 г. российские банки предоставили кредиты на вложения в основной капитал в сумме 26 млрд. руб., что составило 4% общего объема соответствующих источников финансирования. Главными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложений в реальный сектор, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов. Возникла тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вовлекаются в производство. Налицо и невосприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в них экономики и
наличии
в стране свободных финансовых ресурсов
отсутствуют достаточные условия для
их прибыльного использования.[4]
1.5.Источники и структурные
особенности источников
инвестиций
Источники финансирования инвестиций (пассив баланса) — собственные (нераспределенная прибыль) и привлеченные средства (кредиты банков, займы юридических лиц, авансы, полученные от заказчиков проектов).
Следовательно, при рассмотрении понятия «инвестиции» следует ответить на три основных вопроса:1. Кто инвестор?2. Что он вкладывает?3. С какой целью и куда?
В роли инвесторов выступают юридические лица ( предприятия и организации), государство, граждане Российской Федерации, иностранные юридические и физические лица ).
Итак, что можно вкладывать? Авансируется капитал в различных формах:
1) амортизационные
отчисления и чистая прибыль
(оставшаяся после
2) денежные ресурсы коммерческих банков, страховых компаний и иных финансовых посредников;
3) финансовые
ресурсы государства,
4) сбережения населения;
5) профессиональные способности и навыки к труду, а также здоровье и время вкладчика (предпринимателя).
Основу инвестирования составляет вложение средств в реальный сектор экономики, т. е. в основной и оборотный капитал предприятий и корпораций.
Главными этапами инвестирования являются:
1. Преобразование
ресурсов в капитальные
2. Превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительской стоимости (зданий, сооружений и т. д.);
3. Прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т. е. реализуется конечная цель инвестирования.
Изменения в инвестиционном процессе в России периода реформ 90-х гг. XX в. сопровождались существенными изменениями в структуре источников финансирования, что выразилось, прежде всего, в резком сокращении удельного веса государственного сектора в объеме капиталовложений. Доля инвестиций государственного сектора в основной капитал составляла: в 1970 г. — 89%, в 1980 г. — 90, в 1990 г. — 89%; в объеме строительных подрядных работ его удельный вес достигал в 1970 — 1980 гг. 100%, а в 1990 г. снизился до 79%; во вновь введенных в действие основных фондах в 1970 г. - 89%, в 1980 г. - 90, в 1990 г. - 88%.
В 1991 — 1992 гг. доля государственного сектора незначительно сократилась в инвестициях в основной капитал (с 89 до 81 %) и вводе в действие основных фондов (с 88 до 82%). Но в течение этих двух лет резко снизилась его доля в
объеме строительных подрядных работ — до 56% в 1991 г. и до 51% в 1992 г. (против 79% в 1990 г.).
С 1993 г. началось обвальное сокращение доли государственного сектора в инвестициях, достигнув в 1997 г. уровня 25% капиталовложений в основной капитал, 27 — объема ввода в действие основных фондов, 13% — объема строительных подрядных работ.
Многократное снижение доли государственного сектора в инвестициях (примерно в 3 раза — в инвестициях в основной капитал и вводе в действие основных фондов, в 6 раз — в объеме строительных подрядных работ) происходило в условиях резкого снижения в период 1990 — 1997 гг. объема инвестиций в основной капитал из всех источников.
Как известно, к собственным источникам финансирования инвестиционной деятельности относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие. К заемным и привлеченным средствам — кредиты (в том числе иностранных инвесторов), средства от продажи акций и других ценных бумаг, средства внебюджетных фондов и др.
Данные, приведенные в таблице, позволяют утверждать, что в последние годы прослеживается тенденция децентрализации источников финансирования инвестиций в основной капитал. Удельный вес бюджетных средств сократился с 26, 9% в 1992 г. до 20, 7% в 1997 г.Причем удельный вес инвестиций из федерального бюджета сократился за это время с 16, 6 до 10, 2%, тогда как удельный вес инвестиций из бюджетов субъектов Федерации совместно с местными бюджетами сохранился на неизменном уровне (10, 5%).
Удельный вес внебюджетных средств в инвестициях в основной капитал возрос с 73, 1% в 1992 г. до 79, 3% в 1997 г., в том числе доля собственных средств организаций — с 69, 3 до 70, 4%, средств индивидуальных застройщиков — с О, 9 до 3,8%.
Характеризуя структуру внебюджетных источников финансирования инвестиций в основной капитал в 1997 г., можно отметить, что доля собственных финансовых средств составила 76, 7%; из них прибыли — 16, 7; заемных средств — 3,3, в том числе кредитов иностранных инвесторов — 1, 2%; привлеченных, средств — 8, 9%, из них от продажи акций — 0, 4, других ценных бумаг — 0, 03, жилищных сертификатов — 0, 01%; внебюджетных, фондов — 5, 8%; иностранных инвестиций — 0, 7%; средств индивидуальных застройщиков — 4, 7%2.
В 1998 г.
в России капитальные вложения крупных
и средних предприятий финансировались
за счет их собственных средств на 77%, при
этом в структуре собственных источников
большая часть вложений осуществлялась
за счет амортизационных отчислений -
60,8%, а за счет прибыли - 16,2%; заемные и привлеченные
средства играли незначительную роль
— 23%3, что говорит о слабой связи
российских банков с реальной экономикой
и небольшом размере российского фондового
рынка. Из общего объема финансирования
капитальных вложений на инвестиции из-за
рубежа приходилось 3%, это также невысокий
показатель. Что касается вложений в
изменение запасов материальных оборотных средств, то в структуре их финансирования доля заемных и привлеченных средств выше.
Анализ структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал позволяет сделать следующие выводы.
Информация о работе Инвестиции и капиталовложения , пути роста и их эффективности