Инвестиции и капиталовложения , пути роста и их эффективности

Автор: a***********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Рыночные реформы в России, начало проведения , которых относится к 1990 годам, обернулись для огромной страны крупными экономи¬ческими потрясениями. Произошли глубокий спад производства, обесце¬нение национальной валюты — рубля, нарушено денежное обращение. Все это сопровождалось небывалым ростом цен и безработицы. Большой урон экономике страны и уровню жизни населения нанесла долларизация. Новый XXI век, к сожалению, пока не принес существенных пе¬ремен к лучшему.
Почти десятилетие в России не обновлялся производственный аппа¬рат, особенно в промышленности, во многих отраслях почти полностью отсутствует инвестирование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Инвестиции и капиталовложения и их источники.
1.1.Норма накопления основного капитала……………………………….......3
1.2.Инвестиционный кризис и его итоги………………………………….......3
1.3.Ивестиции как объект экономического регулирования………………….4
1.4.Экономическое содержание и формы инвестиций…………………….....6
1.5.Источники и структурные особенности источников инвестиций………8
2.Россия в мировом инвестиционном процессе.
2.1.Сущность и изменения внедрения нормы рентабельности инвестиций……………………………………………………………………….14
2.2 Задача структурной перестройки – ее эффективность………………….15
2.3. Прямые иностранные инвестиции : плюсы и минусы …………………18
2.4. Конкурентные позиции на мировом рынке……………………………..21
2.5. Глобальный инвестиционный процесс и Россия………………………..26
3.Инвестиционный процесс в Омской области.
3.1.Значение инвестиций в данной области ………………………………..28
3.2.Особенности ,оценки инвестиций……………………………………….29
3.3.Инвестиционный климат и его проблемы в Омской области…………33
3.4.Инвестиционный дефицит , как основная проблема…………………...35
3.5.Возможности использования потенциала сберегательного банка для инвестиций в регионе.......................................................................36
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Приложения А…………………………………………………………………..40
Приложения Б…………………………………………………………………..42
Приложения В…………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

основе, как правило, имеют место все  данные виды деятельности. При этом в полном объеме представлена операционная, когда совершаются торговые сделки, приносящие предприятию конечные финансовые результаты. Два других вида деятельности представлены, как показывает практика, в ограниченных рамках: инвестиционная — только в части приобретения активов за счет заемных и собственных средств, финансовая — в виде платы процентов за кредит. Ни инвестирование, ни финансирование в основном не сопровождаются приращением чистого дохода — при их осуществлении происходят только оттоки финансовых ресурсов ссудозаемщика.

Такая ситуация в рыночных условиях вполне реальна, и каких-либо запретов на этот счет в налоговых системах стран СНГ не предусматривается, ибо в этом случае возрастает налогооблагаемая база, следовательно, увеличиваются и налоговые поступления в бюджет государства.

Амортизационные отчисления были и остаются денежным выражением месячного или в целом годового износа основных фондов, без которых немыслима ни коммерческая, ни тем более производственная деятельность любого предприятия. Они в составе себестоимости переносятся на стоимость создаваемого продукта. Это азбучная истина. Попытки исключить амортизацию из состава производственных затрат предпринимались на Западе более четверти века тому назад, но они не нашли поддержки ни в теории, ни на практике. Более того, амортизационные отчисления ни в коей мере не должны выступать в качестве финансового результата для измерения эффективности и рентабельности инвестиций. Излишне доказывать функциональное назначение амортизационных отчислений. Они могут выступать в качестве самостоятельного денежного потока, но непременно принадлежащего в рыночных условиях исключительно данному хозяйствующему субъекту. В таком смешении проявляется слишком вольное обращение с экономическими показателями и критериями, и в частности с показателем рентабельности. Рентабельность как относительная величина всегда означала степень прибыльности, во-первых, производственных затрат, включая амортизационные отчисления, во-вторых, — инвестиций, в-третьих, — продаж и т.д.

Чистый  денежный поток, связанный с осуществлением определенного инвестиционного проекта, должен состоять из чистой прибыли, выступающей основным источником погашения заемных средств. При нехватке же ее для такого погашения могут быть использованы другие источники, включая фонд начисленной амортизации. В итоге в установленный период реализации проекта в отдельных случаях может быть и отрицательный финансовый результат, когда первоначальные инвестиции превышают чистый дисконтированный поток денежных средств, а внутренняя норма рентабельности меньше ставки дисконта.

В настоящее  время инвестиции в виде кредитных  ресурсов предоставляются банками  второго уровня, как правило, для  торгового бизнеса максимум на год, для производственного бизнеса  в сфере малого и среднего предпринимательства — на срок не более 2 — 3 лет. Крупный бизнес этими банками финансируется весьма редко и на срок не более 5 лет. Между тем в налоговых кодексах стран СНГ по большинству технологического и иного аналогичного оборудования годовые квоты на амортизацию установлены из расчета срока службы 5 лет и более.[21] 

2.2.Задача структурной перестройки – ее эффективность 

Ключевой  проблемой для большинства регионов является привлечение и использование  инвестиций, которые, как известно, определяют динамику в фундаментальных экономических процессах воспроизводства, протекающих как на уровне народного хозяйства всей страны, так и в территориальном разрезе. От качественных и количественных характеристик инвестиций зависят производственный потенциал региона, эффективность его функционирования, отраслевая структура общественного производства. Решение многих социальных проблем также непосредственно связано с масштабом региональных инвестиционных процессов и их эффективностью. Наконец, эффективность самой инвестиционной политики тоже зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономические и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и региона.

Задача  структурной перестройки экономики области не может быть решена только путем наращивания государственных инвестиций. Во-первых, средства федерального и регионального бюджетов ограничены; во-вторых, из-за отсутствия должных механизмов эффективность таких вложений низкая. Повышение их эффективности более важно, чем даже наращивание объемов, поскольку в нынешней ситуации только эффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденцию спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения, бюджета.

Индикатором состояния региональной экономики (подъем, стагнация, спад) является соотношение  между валовыми инвестициями и амортизационными отчислениями. Известно, что экономика находится на подъеме, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления. На стадии спада экономики, наоборот, амортизационные отчисления превышают валовые инвестиции, которых недостаточно, чтобы возместить капитал, потребленный в производстве в текущем году.

Спад  реальных объемов инвестиций в основной капитал, достигший своего максимума в 1999 г. (6,9% уровня 1990 г.), постепенно преодолевается; и в 2002 г. показатель составил 19% величины 1990 г. В  2003 г. был продуман и реализовывался механизм, обеспечивающий повышение эффективности государственных инвестиций. Составляющими его элементами являются: прежде всего, конкурсный отбор инвестиционных проектов для государственной поддержки за счет областного бюджета; направление инвестиционных ресурсов из бюджета области исключительно на организацию деятельности по приоритетным направлениям, определенным Концепцией социально-экономического развития на 2001-2005 г.

В числе  приоритетных для хозяйственного развития выделены следующие направления: в  агропромышленном комплексе - переработка  сельхозпродукции (реконструкция и строительство комплексов по переработке сои, мяса, молока, картофеля, производство ликероводочных изделий); в горно-добывающем - добыча и переработка руд , техноперевооружение золотодобывающих предприятий; в лесопромышленном - глубокая переработка древесины; в строительной индустрии - развитие собственной производственной базы строительных материалов; развитие машиностроения; в жилищной политике - осуществление жилищного строительства на основе внедрения ипотеки.

Применяемый механизм предусматривает также использование "мультипликативного эффекта" при распределении бюджетных инвестиционных средств путем безвозмездной компенсации части процентной ставки по кредитам банков, выдаваемых организациям, реализующим инвестиционные проекты. За 9 месяцев 2003 г. администрация области, вложив 2,3 млн. руб. за счет Фонда развития производства, привлекла на инвестиционные цели примерно 70 млн. руб. банковских кредитов.

Наконец, особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение эффективности бюджетных инвестиций. В частности, проведена инвентаризация программных мероприятий, финансируемых из областного бюджета в рамках программно-целевого метода. Усовершенствована существующая нормативно-правовая база, приняты закон "Об областных целевых программах" и Положение о порядке разработки и финансирования областных целевых программ. Определены критерии отбора программных мероприятий для первоочередного финансирования.

Отработана  система контроля за использованием средств, выделяемых на капитальные вложения на возвратной основе. В этих целях определены порядок и условия предоставления инвестиционных займов (бюджетный кредит), на выдачу которых в областном бюджете на 2003 г. было предусмотрено 10 млн. руб.Предоставление бюджетного кредита на реализацию инвестиционного проекта под 1/2 ставки ЦБ РФ должно осуществляться через филиал  "Россель-хозбанка ", отобранный в результате конкурса кредитных организаций на право кредитования за счет средств областного бюджета. В соответствии с соглашением банк организует заключение договоров инвестиционных займов, договоров залога, обеспечивающих их возврат, осуществляет контроль за своевременным и полным возвратом бюджетного кредита.

Проблема  привлечения инвестиций, особенно в  регионы с агропромышленной специализацией, возникла не с началом реформ. В дореформенный период область также получала поддержку от государства, поскольку собственного произведенного национального дохода хватало лишь на непроизводственное потребление.

Однако  реформы еще значительнее ухудшили инвестиционную ситуацию, о чем свидетельствуют данные статистики. Основным источником инвестиций в области являются привлеченные средства, т. е. экзогенные источники финансирования, в то время как в целом по России основным источником (более половины общего объема инвестиций) являются собственные средства предприятий. На их долю начиная с 1999 г. приходится свыше 70% общего объема инвестиций. Наибольший удельный вес - более 40% всех инвестиций в 2002 г. занимают привлеченные средства иных региональных компаний, таких как РАО ЕЭС и МПС

Исходя  из этого можно сделать вывод, что в регионе могут использоваться различные варианты поддержки инвестиционной деятельности, но стержневую роль играет система налогообложения. первый вариант - создание условий для самофинансирования предпринимательской деятельности за счет прибыли и амортизационных отчислений; второй - предоставление налоговых льгот дифференцировано по отраслям экономики для роста и использования всех источников инвестиций.[2]

2.3.Прямые иностранные инвестиции : плюсы и минусы   

В условиях прогрессирующей глобализации ослабление зависимости воспроизводственного процесса от отечественной почвы - явление, характерное для всех стран. Для России же особенно, поскольку реформы 90-х годов усилили сырьевую ориентацию ее экономики, почти уполовинив при этом объем ее валового внутреннего продукта по сравнению с уровнем 1990 г. А ведь 1990 год был первым годом падения производства в России после Второй мировой войны! Некоторый рост ВВП в 1999-2002 гг. (примерно до 70% уровня 1990 г.) был связан с благоприятной мировой конъюнктурой, главным образом на рынке энергоносителей и четырехкратной девальвацией рубля после дефолта 1998 г.

По оптимистическому прогнозу мини экономического развития и торговли, для восстановления к 2010 г. объема ВВП до уровня 1989 г. России потребуется ежегодный рост на 4.9%. Драматизм ситуации состоит не только в том, что Россия может не удержать темпы роста, достигнутые в 1999-2001 г. благодаря условиям конъюнктурного порядка. Но и в том, что пока она будет возвращаться к объему ВВП 1989 г., прочие страны в своем экономическом развитии уйдут далеко вперед.

Для поддержания  высоких темпов экономического роста и улучшения его качественной структуры необходимо обновить основные производственные фонды, моральная и физическая изношенность которых является причиной многих техногенных катастроф: средний возраст машин и оборудования превысил к началу 2000 г. 17 лет . Реновация основных фондов требует инвестиций, особенно при прогнозируемом пике их износа в 2003-2005 гг. О глубине инвестиционного кризиса, переживаемого Россией, свидетельствуют следующие данные: общий объем вложений в основ-

ной капитал (% к 1990 г.) составил в 1999 г. 23.2, в 2000 г. - 27.2 и в 2001 г. - 29.6.

Среди факторов, сдерживающих мобилизацию внутренних ресурсов для капиталовложений в обновление основных производственных фондов, важно выделить:

- низкую  среднюю прибыльность (рентабельность) как продукции отечественных предприятий (18.5% в 1999 г. против 29.3% в 1992 г.), так и их активов (5 и 28% соответственно);

- высокую  долю убыточных предприятий (39.8% в 2000 г. против 15.3% в 1992 г.);

- распространившуюся  практику не инвестиционного использования амортизационных отчислений;

- чрезвычайно  высокую долю неплатежей в расчетах между предприятиями;

- крайне  ограниченные возможности мобилизации средств через фондовый рынок. Сегодня это чаще всего лишь площадка для спекулятивного обогащения небольшой группы компаний. Что касается населения, то оно практически не участвует во вторичном рынке ценных бумаг;

- недоступность  кредитов коммерческих банков для большинства отечественных хозяйствующих субъектов (если ставка рефинансирования составляла в 2002 г. 25-23%, то проценты по банковским кредитам были еще выше. В 2000 г. доля кредитов национальных банков России в совокупных инвестициях в основной капитал составляла лишь 2.3% (данные без учета субъектов малого предпринимательства);

- практическое  закрытие такого важного источника инвестиций, как сбережения населения. Потенциал этого источника составляет, по различным экспертным оценкам, 10-30 млрд. долл. В связи с тем, что вклады граждан в коммерческих банках трижды пропадали за последние 10 лет, подорвано доверие населения к банкам и к федеральной власти. Вряд ли оно будет восстановлено в ближайшее время даже при вводе законодательных гарантий вкладов;

- колоссальную  дифференциацию отраслей по доходам  и инвестициям. Рентабельность  экспортных сделок с нефтью достигала (%): в 1999 г. -400-500, с мазутом - 200, с природным газом - 600 (700-800 в 2000 г.), с каменным углем - 200 (300 в 2000 г.). Высокие экспортные доходы добывающих отраслей и отраслей первичного передела потребляются преимущественно ими самими. Так, на топливно-энергетический и металлургический комплексы приходилось в 2001 г. Более 70% всех капиталовложений в промышленность.

Информация о работе Инвестиции и капиталовложения , пути роста и их эффективности