Инвестиции и капиталовложения , пути роста и их эффективности

Автор: a***********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Рыночные реформы в России, начало проведения , которых относится к 1990 годам, обернулись для огромной страны крупными экономи¬ческими потрясениями. Произошли глубокий спад производства, обесце¬нение национальной валюты — рубля, нарушено денежное обращение. Все это сопровождалось небывалым ростом цен и безработицы. Большой урон экономике страны и уровню жизни населения нанесла долларизация. Новый XXI век, к сожалению, пока не принес существенных пе¬ремен к лучшему.
Почти десятилетие в России не обновлялся производственный аппа¬рат, особенно в промышленности, во многих отраслях почти полностью отсутствует инвестирование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Инвестиции и капиталовложения и их источники.
1.1.Норма накопления основного капитала……………………………….......3
1.2.Инвестиционный кризис и его итоги………………………………….......3
1.3.Ивестиции как объект экономического регулирования………………….4
1.4.Экономическое содержание и формы инвестиций…………………….....6
1.5.Источники и структурные особенности источников инвестиций………8
2.Россия в мировом инвестиционном процессе.
2.1.Сущность и изменения внедрения нормы рентабельности инвестиций……………………………………………………………………….14
2.2 Задача структурной перестройки – ее эффективность………………….15
2.3. Прямые иностранные инвестиции : плюсы и минусы …………………18
2.4. Конкурентные позиции на мировом рынке……………………………..21
2.5. Глобальный инвестиционный процесс и Россия………………………..26
3.Инвестиционный процесс в Омской области.
3.1.Значение инвестиций в данной области ………………………………..28
3.2.Особенности ,оценки инвестиций……………………………………….29
3.3.Инвестиционный климат и его проблемы в Омской области…………33
3.4.Инвестиционный дефицит , как основная проблема…………………...35
3.5.Возможности использования потенциала сберегательного банка для инвестиций в регионе.......................................................................36
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Приложения А…………………………………………………………………..40
Приложения Б…………………………………………………………………..42
Приложения В…………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

В сельское и лесное хозяйство поступало  в 90-е годы 7-8% всех инвестиций в основной капитал, в транспорт - 15-17%, в коммунальное хозяйство - около 5%, а доля вложений в жилищное строительство падала с 24 до 7%. [5]

Тяжелый спад в Омской промышленности, и  особенно в машиностроении, вызвал сдвиги и в технологической структуре  капитальных вложений. Инвестиции в  оборудование, машины и инструменты, т.е. в наиболее активную часть капитала, снижались до 1997 г., и только в  последние годы наметилась тенденция их повышения, о чем говорят данные табл. 3. [6]

По сравнению  с другими областями Западной Сибири Омская область имеет меньший  объем инвестиций в основной капитал. В 1999 г. эти инвестиции в Омской области  составили 4668 млн. руб., в Новосибирской -5912, в Кемеровской - 12040, в Томской - 5815, в Алтайском крае - 5038, в Тюменской - 85039 млн. руб. среди 11 городов-миллионеров по показателю объема инвестиций в основной капитал г.Омск занимает 9-е место, а по вводу в 100 действие жилых домов - 11-е.

Анализ  источников финансирования капитальных  вложений показал, что на долю бюджетных  средств приходится в среднем 21%, в том числе из федерального бюджета - 7%. Такая структура источников инвестиций вполне соответствует общей картине в России. Основным источником капитальных вложений в большинстве сфер деятельности являются собственные и привлеченные средства организаций, причем их доля повышается .Среди собственных средств организаций важную роль должны играть амортизационные отчисления Иностранные инвестиции в омскую экономику составили в 1996 г. 8215 тыс. долл., в 1997 г. - 341032 тыс., в 1998 г. - 451668 тыс. ив 1999 г. - 914677 тыс. долл. Однако прямые инвестиции были мизерными, достигнув в 1999 г. 3,6%. в основном иностранные инвестиции выступали в виде торговых и прочих кредитов. 94% иностранных инвестиций поступила в торговлю и общественное питание. Прямые инвестиции в основном были помещены в пищевую промышленность (пивоварение и др.).

Кредитные вложения в экономику Омской области хотя и медленно, но увеличивались с 755 млн. руб. в 1995 г. до 5005 млн. руб. в 2000 г. Однако Долгосрочные ссуды были невелики (3-6%) и лишь в 1999-2000 гг. поднялись.[9] 

   3.2.Особенности ,оценки инвестиций. 

 Как всегда каждый волен решить сам, что первично в яке.   а что   вторично.   Однако,   несомненно,   региональные   и 1ьные органы власти должны поддерживать наиболее важные и юные предпринимательские проекты организаций региона. При этом ином уровне должна выполняться оценка эффективности проектов Квалифицированный подход к оценке инвестиционных проектов следующую последовательность ее выполнения. проведением     оценки     эффективности     должна    экспертно ,я общественная  значимость  проекта.  Общественно  значимыми крупномасштабные проекты, реализация которых существенно экономическую, социальную или экологическую ситуацию в регионе отдельных отраслях. Затем оценка проводится в два этапа. На первом рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого - агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание условий для поиска инвесторов. Для общественно значимых ив оценивается в первую очередь их общественная эффективность. При верительной общественной эффективности такие проекты не должны к реализации и не должны претендовать на государственную. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, решается    их    коммерческая     эффективность.     При     недостаточной : коммерческой  эффективности   общественно   значимого   проектов   должна возможность применения различных форм его поддержки, позволили бы повысить коммерческую эффективность проекта до уровня.  Второй  этап  оценки  должен  осуществляться   после .и схемы финансирования.  Здесь уточняется  состав участников  и финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте И1 них (регион, отрасль, отдельное предприятие, акционер, бюджеты РФ, региона и т.д.). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь должна определяться региональная эффективность. Если она удовлетворительна, должен производиться расчет бюджетной эффективности.

Оценка  общественной эффективности должна учитывать социально-экономические  последствия осуществления проекта  для общества в целом, в том  числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Примеры внешних эффектов: ухудшение условий ловли рыбы на реке в результате работы нефтеперерабатывающего завода; изменение рыночной стоимости жилых домов или квартир в них в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия, торгового центра или станции метрополитена; уменьшение оборотных средств отправителей и / или получателей грузов в результате реализации проектов, повышающих среднюю скорость движения по транспортным магистралям; увеличение доходов сельскохозяйственных предприятий при осуществлении строительства новых автомобильных дорог в сельской местности, например, за счет снижения потерь сельхозпродукции.

При расчете  показателей общественной эффективности  нужно учесть следующее: в операционных денежных потоках должна быть отражена стоимостная оценка последствий  осуществления данного проекта  в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах; в составе оборотного капитала должны учитываться только запасы и резервы денежных средств; из притоков и оттоков денег по операционной и финансовой деятельности должны быть исключены их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (кроме выплат по зарубежному кредиту); производимая продукция (работы, услуги) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах. Экономические цены - цены, характеризующие общественную значимость продукции, услуг, ресурсов и инвалюты, цены, очищенные от всех искажений свободного рынка (влияния монополистов, трансфертных платежей - налогов, субсидий, пошлин и т.д.) с добавлением внешних эффектов и общественных благ.

В настоящее  время одной из проблем является разработка таких нормативных документов, которые бы устанавливали экономические цены на уровне страны или региона. Временно стоимостную оценку производимой продукции и потребляемых ресурсов следует производить на основе следующих положений. Стоимостная оценка товаров должна производится в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны: продукция, предназначенная для экспорта, оценивается по реальной цене продажи на границе (цена ФОБ, за вычетом таможенных сборов, акцизов и расходов на доставку до границы); импортируемые оборудование и материалы оцениваются о цене замещаемой продукции плюс затраты на страховку и доставку; товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, а также инфраструктурные услуги (электроэнергия, газ, вода, транспорт) оцениваются , а основе рыночных цен с НДС, но без акцизов; новые товары, реализуемые на внутреннем рынке, но могущие экспортироваться, оцениваются по максимальной из двух величин: цене внутреннего рынка (с НДС, но без акцизов) и цене "на границе"; цена отсутствующей или недоступной на внутреннем и внешнем рынке продукции устанавливается проектом с учетом результатов маркетинговых исследований или по согласованию с основными потребителями.

Показатели  общественной эффективности рассчитываются в соответствии с основными принципами оценки инвестиций, в составе которых  одним из ключевых является дисконтирование стоимости. Важнейшими показателями являются чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности и индекс доходности проекта.

Показатели  региональной эффективности отражают финансовую эффективность проекта  с точки зрения конкретного региона с учетом влияния реализации проекта на предприятия региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета. Расчет ведется аналогично расчету общественной эффективности проекта в целом с учетом следующего.

Дополнительный  эффект в смежных отраслях народного  хозяйства, а также социальные и  экологические эффекты должны учитываться  только в рамках данного региона; при определении оборотного капитала, помимо запасов, учитываются также  задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой; в стоимостную оценку производимой продукции и потребляемых ресурсов должны быть внесены региональные корректировки; в денежные притоки должны включаться также возникающие в связи с реализацией проекта денежные поступления (оплата произведенной в регионе продукции, платежи по предоставленным регионом займам, поступления заемных средств, субсидий и дотаций, поступающие налоги) в регион из внешней среды (центра, других регионов и их предприятий, иностранных источников); в денежные оттоки должны включаться также возникающие в связи с реализацией проекта платежи (оплата за поступившие в регион ресурсы, предоставление займов, платежи по полученным займам, перечисление налогов) во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, иностранным государствам, другим регионам); должны учитываться изменения доходов и расходов, связанные с влиянием проекта на деятельность других предприятий и населения региона (косвенные финансовые результаты проекта).

190 Показатели  бюджетной эффективности должны рассчитываться на основании определения потока бюджетных средств. К притокам бюджетных средств: притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных законодательством; доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом; платежи в погашение кредитов, выданных из бюджетов участникам проекта; платежи в погашение налоговых кредитов; дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта.

К оттокам  бюджетных средств относятся: предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления  в собственности соответствующего органа управления части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта; предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита; предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе; бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов; налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов (в этом случае оттоков не возникает, но уменьшаются притоки); государственные гарантии займов и инвестиционных рисков (оттоки при этом отсутствуют, а дополнительным притоком служит плата за гарантии).

Основным  показателем бюджетной эффективности  является чистый дисконтированный доход  бюджета. При наличии бюджетных  оттоков возможно определение внутренней нормы доходности и индекса доходности бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с указанными показателями существенное значение может иметь расчет индекса доходности гарантий. Для каждого уровня бюджета расчеты должны проводиться раздельно.

Как видно  из выше сказанного, регулярная оценка эффективности инвестиционных проектов предполагает решения ряда методических проблем ,часть из которых носит конкретно региональный характер. Поэтому их решением должны заняться специалисты, имеющие опыт инвестиционных расчетов и знающие региональную специфику. Возможно привлечение к этой работе творческих коллективов, которые бы выполняли регулярные исследования в рамках системы региональных грантов. Повышению качества таких работ способствовал бы также их конкурсный отбор.[9] 
 
 
 

3.3.Инвестиционный  климат и его  проблемы в Омской  области 

Реформирование  российской экономики немыслимо без оздоровления инвестиционного климата в регионах. Коль скоро Сибирь является одним из |наиболее крупных территориальных образований Российской Федерации, то повышенное внимание к экономике сибирского региона со стороны внутренних и    внешних    инвесторов     не    вызывает    удивления.         Но    потепление инвестиционного климата чревато не только положительными моментами, но и дополнительными проблемами. Особенно это касается регионов, занимающих ведущее место в экономическом пространстве России. Без сомнения, Омская область может быть по праву отнесена к таковым.

Омская  область и в прежние времена  являлась донором, обеспечивая промышленной и сельскохозяйственной продукцией более 70 областей бывшего СССР. Разобравшись с объективными и субъективными причинами такого положения, имеется возможность оценить текущий потенциал для поддержания достаточного уровня экономического развития и разглядеть тенденции. В процессе подобного анализа также появляется возможность заранее предусмотреть основные "подводные камни" в развитии и заранее позаботиться о лоции. Более того, данный опыт может быть применен как методологическая база для программ развития других регионов со сходными условиями.

На первый взгляд, главной причиной инвестиционной привлекательности региона видится  правильное размещение производства.

Основные  тенденции и закономерности размещения производства в рыночных условиях являются следующие:

- рациональное, наиболее эффективное размещение  производства;

- комплексное  развитие хозяйства экономических  районов, всех субъектов Федерации;

- рациональное  территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;

- выравнивание  уровней экономического и социального  развития регионов.

Рациональное, наиболее эффективное  размещение производства подразумевает направленность на экономию затрат. Рациональнее размещать производство таким образом, чтобы все его стадии были сконцентрированы на одной территории. Это экономит, прежде всего, транспортные расходы, а также снижает зависимость от поставщиков полуфабрикатов и комплектующих. Если проанализировать основные производства, сосредоточенные в Омской области, то картина получится пестрая, но гармоничная. Конечно, обеспечить в полной мере производство продукции на всех стадиях в пределах одной территории не всегда видится возможным по объективным причинам, но, судя по экономическим показателям, в большинстве случаев оптимум найден.

Выравнивание  уровней экономического и социального  развития регионов - это рациональное и справедливое перераспределение средств для поддержания среднего уровня жизни граждан на территории всей страны. В этом смысле Омская область до сих пор является регионом с высоким экономическим потенциалом, что придает ей статус донорского. Конечно, это налагает дополнительную нагрузку и ответственность на регион, но также является важнейшим фактором экономического роста страны в целом.

Информация о работе Инвестиции и капиталовложения , пути роста и их эффективности