Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность и понятие инфляции, проанализировать причины роста цен, провести анализ инфляционных процессов, выявить социально-экономические последствия инфляции. Поставленная цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить наиболее ясно все понятия, применяемые для описания инфляции;
- указать основные причины инфляции;
- провести анализ инфляционных процессов;
- изучив публикации периодической печати, выявить влияние инфляции на экономику и социальное общество;
- указать возможные пути и способы решения данных проблем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и причины инфляции…………………………………….…5
Сущность инфляции……………………………………………………….…5
Основные причины инфляционного роста цен……………………………..6
Альтернативные концепции инфляции……………………………………..9
Виды инфляции……………………………………………………………...13
Глава 2. Показатели и анализ инфляции………………………………………16
2.1 Индекс цен…………………………………………………………………...16
2.2 Индекс потребительских цен……………………………………………….17
2.3 Измерение инфляции………………………………………………………..20
2.4 Анализ инфляционных процессов в городе Шуя………………………….21
Глава 3. Социально-экономические последствия и методы борьбы с инфляцией………………………………………………………………………..22
3.1 Социально-экономические последствия…………………………………...22
3.2 Антиинфляционные государственные меры………………………………26
3.3 Инфляция в России: особенности, причины, регулирование………...…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..37
-Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству, составил 27665 млрд.руб. или 38.9% его сводного баланса;
-Импортируемая инфляция. Это эмиссия
национальной валюты сверх
-Чрезмерные инвестиции в
2. Инфляция издержек.
Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:
- олигополистическая практика ценообразования,
- экономическая политика
- рост цен на сырье и т.д.
Инфляций издержек характеризуется воздействие следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:
-Лидерство в ценах. Оно
-Снижение роста
-Возросшее значение сферы
-Ускорение прироста издержек
и особенно заработной платы
на единицу продукции
- Энергетический кризис. Он вызвал
в 70-х годах огромное
На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.
Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию "инфляции издержек", но и оказывают большое влияние на развитие "инфляции спроса". Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования (при помощи печатного станка), а с другой - привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в таких крупнейших латиноамериканских странах, как Бразилия и Аргентина, возникли огромные внутренние и внешние долги.
Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.
Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки "на всякий случай". Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.
Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдалась. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х г.г. - даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционные рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.
1.4. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;
2. Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы
3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению: целые слои населения лишаются богатств в результате обесценивания денег, урон наносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должники требуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступает расцвет спекуляции. Население стремиться как можно быстрее истратить получаемые деньги, пока цены не подскочили. И именно подобные действия подстегивают цены дальше.
Во многих странах, испытывающих гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 г.г - в 4000 раз. Это объясняется темя. Что, когда население окончательно теряет доверие в обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.
Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.
Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.
Существуют также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в, различного рода, дефицитах.
Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции. Ситуация кардинально изменилась при переходе страны на рыночные рельсы и произошедшими в этой связи процессами.
ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ИНФЛЯЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
2.1 ИНДЕКС ЦЕН.
Индекс цен – процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода.
Как определяется уровень цен? Измерение уровня цен важно по двум обстоятельствам. Во-первых, для нас важно знать, каким образом изменился уровень цен на протяжении определенного периода времени. Во-вторых, поскольку ВНП представляет собой рыночную стоимость, или, иначе, денежную стоимость, всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года, денежные показатели используются в качестве наиболее распространенных показателей при сведении к единому основанию разнородных компонентов общего объема производства.
Уровень цен выражается в виде индекса. Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Указанный ориентир, или начальный уровень, называется «базовым годом». Если представить сказанной в виде формулы, то мы получим:
Цена рыночной корзины
в данном году х 100
Индекс цен = Цена аналогичной рыночной
в данном году корзины в базовом году
2.2 ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) – индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящий в потребительскую корзину среднего городского жителя. В США индекс потребительских цен рассчитывается на основе цен 265 товаров и услуг по 85 городам страны. В общем виде индекс потребительских цен можно представить как отношение потребительской корзины базового года, оцененной в текущих ценах, к потребительской корзине базового года, оцененной в ценах базового года.
Потребительская корзина в текущих ценах х100
Индекс потребительский = Потребительская корзина в ценах базового года
цен
Индекс потребительских цен – наиболее распространенный индекс цен. Он играет важнейшую роль в экономике, поскольку является базой для пересчета заработной платы, правительственных выплат и многих других платежей.
Поскольку индекс потребительских цен играет столь важную роль, в экономике необходима единая методика его подсчета, которая в то же время объективно отражала бы изменение в уровне цен. Так, например, если при расчете ИЦП будет браться только лишь ограниченное количество товаров и услуг, относящихся к минимальному уровню потребителя, то соответственно и индекс изменения цен будет меньшее и увеличение заработной платы не сможет компенсировать рост инфляции, а это, в свою очередь, может ликвидировать стимулы к труду. Аналогичная ситуация может сложиться, если в потребительскую корзину будут включены все товары и услуги производимые в стране. В этом случае, при высокой степени централизации, в обязательным порядке произойдет перераспределение роста цен на потребительские товары между такими, например, товарами, как кирзовые сапоги, автоматы Калашникова, цены на которые правительство может снизить искусственно.
Статистическая
точность требует единой базы при
расчете индексов, и в связи
с этим индекс потребительских цен
опирается на единую базу – объем
производства базового года в первом
случае или единые доли отдельных
товаров в потребительской
В соответствии с Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 20.06.95 № 79 об утверждении "Положения о прядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги: определения индекса потребительских цен" принимается единая методология и инструментарий при наблюдении за уровнем и динамикой потребительских цен, и устанавливается порядок расчета индекса потребительских цен (ИПЦ). Согласно данному постановлению определение ИПЦ звучит следующим образом:
"ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде" .
ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий с целью характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения по отдельным регионам и РФ в целом на товары, платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменением цен на эти товары и услуги.
2.3 ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Например, в 1987 г. Индекс цен на потребительские товары был равен 113.6, а в 1988 г. – 118.3. Уровень инфляции для 1988 г. Вычисляется следующим образом:
Темп инфляции = 118,3 113,6 х 100 + 4,1%