Государственный сектор и его роль в экономике

Автор: S****************@Mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование рыночной экономики в Казахстана сильно страдает от того, что государственная машина в значительной мере разлажена в результате неоднократных перетрясок и реорганизаций, обескровлена уходом из нее многих профессионалов, разъедена бюрократизмом и коррупцией, кроме того она находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, это лишает ее морального авторитета. Представляется, что в переосмыслении нуждается либеральная риторика радикальных демократов с акцентом на устранение государственного вмешательства в экономике. Расставаясь с прошлым и приступая к демонтажу командной экономической системы, новые власти обычно имели весьма расплывчатое представление о том, к чему и как, в конечном счете, следует перейти.

Содержание

Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....3
Глава 1. Определение государственного сектора экономики…...…………...…………...………………………………….......5
1.1 Понятие и структура государственного сектора………………………………………………………………………...5
1.2. Роль государственного сектора в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Управление государственным сектором……………………………….9
Глава 2. Теории государственного регулирования экономики………………………………………………………………….14
2.1. Государство в неоклассических теориях. Экономический
либерализм…………………………………………………………………15
2.2.Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая
политика……………………………………………………………………19
2.3. Концепция индикативного планирования. Государственный
дирижизм…………………………………………………………………..24
Глава 3. Государственный сектор в Казахстана…………………………..27
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 65.34 Кб (Скачать)

      Заключение.

      Государственный  сектор занимает свою нишу  в экономике.

      Итак, государственный сектор в экономике  - многокомпонентный, многоуровневый  и многофункциональный комплекс.

      По  своей структуре государственный  сектор неоднороден. В его составе  представлены в той или иной  степени практически все элементы  национального богатства Казахстана: природные ресурсы, земля, имущественные комплексы предприятий, различного рода учреждения и организации, пакеты акций акционерных обществ, доли в уставных капиталах других предприятий. Право государственной собственности распространяется и на средства федерального бюджета, а также средства бюджетов субъектов Республики, составляющие в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстана  ее казну.

      Государственный  сектор в экономике выполняет  ряд важных функций:  способствует  формированию экономического потенциала, обеспечивающего хозяйственную  жизнь общества; с его помощью  государство регулирует экономическую  деятельность, используя соответствующие  рычаги; организация производства  общественных благ, развитие науки,  НИОКР, подготовка и переподготовка  кадров, интенсификация внешнеэкономической  деятельности с помощью государственных  предприятий и организаций, обеспечение  экономической безопасности.

       В смешанной экономике роль  государственного                               регулирования весьма велика. Существующая  в настоящее время система                   государственного регулирования  носит переходный и незавершенный  характер. Ход реформ уже показал  невозможность  эффективного  развития экономики в режиме  автоматического  саморегулирования.  Механизм рынка должен быть  дополнен   инструментами, компенсирующими  его недостатки там, где он  не срабатывает или приводит  к результатам, не отвечающим   интересам всего общества. Поэтому  дальнейшее развитие реформ будет  происходить путем определенных  компромиссов между либерализацией  и восстановлением инструментов  государственного регулирования  рынка и социальной сферы.

       В настоящее время заметная  часть ученых-экономистов постсоциалистических стран выступает за сохранение государственного сектора в рыночной среде по крайней мере на период трансформации. Между тем по сравнению с вопросами приватизации, проблеме эффективного управления государственным имуществом в условиях качественно изменившейся  экономической и социально-политической среды, уделяется явно недостаточное внимание.

       Прямое участие государства в  производстве необходимо и неизбежно,  особенно в тех сферах экономики,  которые не могут быть подняты  силами российского частного  капитала. Речь идет об обновлении  производственной инфраструктуры  отдельных предприятий легкой  и пищевой промышленности, способных  выпускать недорогую массовую  продукцию, пользующуюся устойчивым  спросом, остро необходима государственная  поддержка экспорта продукции  обрабатывающей промышленности, но  на практике, сталкиваясь с нехваткой  средств, государство продолжает  довольно бессистемно распылять  ресурсы.

       По мнению российских авторов,  суть новой социально – экономической  стратегии и стержень концепции  реформирования страны – в  ее постепенном, поэтапном движении  к российскому варианту общества  постиндустриального типа с современными  характеристиками качества жизни  людей, динамичной рыночной экономикой  при значительной роли государства  в ее трансформации и регулировании.

       А функции государства здесь  будут следующими:

          Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике

          Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом  отношении производствами;

          Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

         Партнерские отношения между  частным сектором и государством  являются   основополагающим элементом  функционирования экономики стран.  Эти  отношения включают в  себя широкий спектр видов  деятельности и различных   действующих лиц, что затрудняет  четкое определение понятия партнерства.   Партнерские отношения формируются  в процессе объединения ресурсов, финансовых   средств и знаний  частного сектора и государством  с целью: (а) снижения затрат;   (б) обеспечения повышения качества  услуг и (в) совершенствования  механизма их   предоставления. Деятельность, в рамках которой  складываются партнерские   отношения,  сравнима с созданием некоего  общественного блага, которое  частный   сектор либо не  может, либо не желает создавать  самостоятельно.

       В Казахстана данный механизм до конца еще не сформирован. 

Список литературы.

Законодательные акты: 

       1. Гражданский Кодекс Республики Казахстана.

       2. Закон "О приватизации государственных  и муниципальных предприятий".

       3. Закон "О приватизации государственных  и муниципальных предприятий".

       4. 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Учебники, учебные  пособия:

       5. Бабич А. М. Государственные  и муниципальные финансы: Учебнк/ А. М. Бабич, Л. И. Павлова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2001. – 687.

       6. Бешенковский В. И. Национальная экономика: макроэкономическая хозяйственная система: Учебное пособие. – М.: Рос. экон. Академия, 1999. – 111 с.

       7.  Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник/  Под общей редакцией В. И.  Кушлина.-2-е издание, дополненное  и переработанное.-М.: РАГС, 2003.

       8. Государственный сектор экономики:  экон. теория и политика: Учебник/ Под общей редакцией Л. И. Якобсона.- М.: ГУВШЕ, 2000.

       9. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебное пособие/ Под редакцией Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 255 с.

      10. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебное пособие/  МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. Госуправления. – М.: Дело, 2001. – 279с.

      11. Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 2000, 470 с.

      12. Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.: Экономика, 200 – 381 с.

Публикации:

      13. Абалкин Л. «Роль государства  и борьба с экономическими  догмами» // Экономист, 1998, № 9. с. 3 –  17

      14. Андрианов В. «Государственное  управление: Мировой опыт и российские  реалии (бюрократизация управления  экономическим развитием)// Общество  и экономика – 2001 - № 11-12, с. 117 – 129

      15. Андрианов В. «Государство и  рынок: механизмы взаимодействия»  // Маркетинг. – 1999. - № 5.. с. 3 –  20

      16. Астапов К. Л. «Управление государственной  собственностью в Республики Казахстана» // Законодательство и экономика. – 2002, №12.

      17. Балацкий Е. «Особенности казахской модели управления государственным сектором» // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №1.

      18. Бирюков В. и др. Госсобственность  и госсектор в рыночной экономике  // Мировая экономика и международные  отношения – 2001 – № 12, с. 57 –  64

      19. Варнавский В. Г. «Партнерство государства и частного сектора: теория и практика»// Мировая экономика и международные отношения, 2002 - № 7, с. 28 – 37

      20.  Виссарионов А.,. Федорова И. «Государственный сектор казахской экономики: контуры бюджетного регулирования // Проблемы теории и практики управления – 2002, №1.

      21. Демидова Л. «Пути повышения  эффективности государственного  сектора (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики  управления, 1998. - №4, с. 38 – 43

      22. Донцова Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в Казахстана и за рубежом, 2000, №4, с. 34 – 40.

      23. Журавлев С. Государственное регулирование  экономики в  переходный период/Экономист, 1991. - N 5. - С. 28-38.

      24. Кудров В. «Государство и экономика: меняющаяся равновесие»// Проблемы теории и практики управления», 2002. - №3, с. 8 – 13.

      25. Малахов С. А. «Когда необходимо  вмешиваться государству?» // ЭКО. 1998. № 9. с. 123- 137

      26. Мальгинов Г. «Государственный сектор в Казахстана: рост вширь и вглубь?» // Общество и экономика, 2006,  N 11-12. 

Интернет ресурсы:

      27. www.economicus.ru

      28. www.gks.ru

      29. www.iet.ru

      30. www.nkj.ru

      31. www.budgetrf.ru 

Приложение 5 

Таблица 7. 

Удельный вес государственных  расходов в ВВП. 2000–2006 гг. 

|                                                                                   |2000 год                     |2006 год                     |

|                                                                                   |млрд. рублей   |% ВВП        |млрд. рублей   |% ВВП        |

|Расходы федерального бюджета (всего)                                               |1019           |13,9%        |4270           |17,1%        |

|государственное управление                                                         |25             |0,3%         |271            |1,1%         |

|силовой блок расходов (оборона, правоохранительная деятельность, судебная система) |304            |4,2%         |1 267          |5,1%         |

|социальный блок (образование, культура и искусство, здравоохранение, социальная    |204            |2,8%         |607            |2,4%         |

|политика)                                                                          |               |             |               |             |

|Поддержка отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство,        |105            |1,4%         |378            |1,5%         |

|транспорт)                                                                         |               |             |               |             |

|Финансовая помощь нижестоящим бюджетам                                             |101            |1,4%         |529            |2,1%         | 

Таблица 8. 

Государственные расходы 

|Статья расходов                                              |2000 год (млрд. руб.)  |2006 год (млрд. руб.)  |Во сколько раз выросли расходы |

|Межбюджетные трансферты                                      |69                     |1431                   |20,7                            |

|Расходы на госуправление                                     |26                     |281                    |11                              |

|Национальная экономика                                       |33                     |339                    |10                              |

|Здравоохранение и спорт                                      |16                     |144                    |9                               |

|Судебная система                                             |8                      |60                     |7,4                             |

|Образование                                                  |32                     |196                    |6,1                             |

|Культура, кинематография и средства массовой коммуникации    |10                     |51                     |5,1                             |

|Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  |80                     |374                    |4,7                             |

|Социальная политика                                          |63                     |205                    |3,3                             |

Информация о работе Государственный сектор и его роль в экономике