Государственный сектор и его роль в экономике

Автор: S****************@Mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование рыночной экономики в Казахстана сильно страдает от того, что государственная машина в значительной мере разлажена в результате неоднократных перетрясок и реорганизаций, обескровлена уходом из нее многих профессионалов, разъедена бюрократизмом и коррупцией, кроме того она находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, это лишает ее морального авторитета. Представляется, что в переосмыслении нуждается либеральная риторика радикальных демократов с акцентом на устранение государственного вмешательства в экономике. Расставаясь с прошлым и приступая к демонтажу командной экономической системы, новые власти обычно имели весьма расплывчатое представление о том, к чему и как, в конечном счете, следует перейти.

Содержание

Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....3
Глава 1. Определение государственного сектора экономики…...…………...…………...………………………………….......5
1.1 Понятие и структура государственного сектора………………………………………………………………………...5
1.2. Роль государственного сектора в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Управление государственным сектором……………………………….9
Глава 2. Теории государственного регулирования экономики………………………………………………………………….14
2.1. Государство в неоклассических теориях. Экономический
либерализм…………………………………………………………………15
2.2.Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая
политика……………………………………………………………………19
2.3. Концепция индикативного планирования. Государственный
дирижизм…………………………………………………………………..24
Глава 3. Государственный сектор в Казахстана…………………………..27
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 65.34 Кб (Скачать)

|  Всего                               |3346           |100        |64,3            |100       |16021,3             |100     |

|Государственных                       |351            |4,5        |27,9            |37,9      |6728,9              |42      |

|Муниципальных                         |217            |6,5        |                |          |                    |        |

|Негосударственных (включая частную,   |2980           |89         |39,9            |39,9      |9292,4              |58      |

|общественных организаций и смешенную) |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        |

|                                      |               |           |                |          |                    |        | 

                                                                                                                              Таблица 4[10].

Динамика численности  предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января, тысяч) 

      |Показатели                    |Годы                                                                                                   |

|                              |1995        |2001          |2002            |2003          |2004          |2005          |2006          |

|Всего                         |1946        |3346          |3594            |3845          |4150          |4417          |4767          |

|Государственные               |325         |151           |155             |157           |161           |160           |160           |

|Муниципальные                 |171         |217           |231             |239           |246           |248           |252           |

|Частные                       |1216        |2510          |2726            |2957          |3238          |3499          |3838          |

|Собственность                 |53          |323           |237             |244           |252           |253           |253           |

|общественных и                |            |              |                |              |              |              |              |

|религиозных                   |            |              |                |              |              |              |              |

|организаций                   |            |              |                |              |              |              |              |

|Прочие формы                  |181         |247           |245             |248           |253           |258           |265           |

|собственности                 |            |              |                |              |              |              |              | 

      В  итоге преобразований отношений  собственности в РФ число приватизированных  предприятий на 1 января 2003 г. достигло 129 811 единиц, что составляет свыше  66% от общего количества государственных  предприятий по состоянию на  начало приватизации. В собственности  РФ находятся акции 4 222 акционерных  обществ, в отношении 1 076 АО  применено специальное право  на участие РФ в органах  их управления («золотая акция»); 9 846 федеральных унитарных предприятий; 37 тыс. учреждений; почти 1,2 млн.  различных объектов недвижимости.

      Удивляет  невнимание российского государства  к важнейшей инвестообразующей отрасли национальной экономики – машиностроению и металлообработке. Именно здесь государство осуществило самую скорую приватизацию и самое безоглядное разгосударствление, полностью отдав отрасль в руки частных собственников, частному сектору (табл. 5).

      Таблица  5.

       Доля государственного и частного  секторов в общем объеме промышленной  продукции по отраслям (2004 год), %

|Отрасли                                         |Доля государственного сектора                 |Доля частного сектора                         |

|Всего                                           |14,4                                          |85,6                                          |

|Электроэнергетика                               |87,9                                          |12,1                                          |

|Нефтеобрабатывающая промышленность              |5,2                                           |94,8                                          |

|Нефтеперерабатывающая промышленность            |18,1                                          |81,9                                          |

|Угольная промышленность                         |3,6                                           |96,4                                          |

|Машиностроение и металлообработка               |0,3                                           |99,7                                          |

|Оборонно-промышленный комплекс                  |51,8                                          |48,2                                          |

|Химическая и нефтехимическая промышленность     |4,5                                           |95,5                                          |

|Медицинская промышленность                      |17,1                                          |82,9                                          |

|Микробиологическая промышленность               |22,9                                          |77,1                                          |

|Лесная, деревообрабатывающая и                  |4,8                                           |95,2                                          |

|целлюлозно-бумажная промышленность              |                                              |                                              |

| Пищевая промышленность                         |4                                             |96                                            | 

      Собственность  РФ в уставных капиталах АО  распределена следующим образом: 100% — 99 АО, более 50% — 589, от 25 до 50% - 1382, менее 25% - 2152. В 750 АО реализовано  специальное право государства  на участие в их органах  управления («золотая акция»).

      Сегодняшняя  ситуация в сфере отношений  собственности в казахской экономике характеризуется одновременной реализацией и сосуществованием двух тенденций [11].

       С одной стороны, можно говорить о продолжении процесса приватизации. Российским правительством ежегодно утверждаются обширные прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на очередной год, включающие в общей сложности многие сотни федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) и пакетов акций (долей) в хозяйственных обществах самой различной отраслевой принадлежности. В августе 2006 г. был утвержден такой план на 2007 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2007-2009 гг.

      В  2003-2005 гг. наблюдался формальный  прогресс в сфере приватизации по количеству проданных пакетов акций (500-600 штук ежегодно) и решений о преобразовании ФГУПов (более 700 ед. в 2005 г. против 500-600 ежегодно в 2003-2004 гг.). Однако при этом необходимо принимать во внимание следующее.

       Во-первых, запланированная приватизация унитарных предприятий происходит (за редчайшим исключением) путем акционирования (корпоратизации), т. е. сначала унитарное предприятие преобразуется в акционерное общество, лишь затем (как правило, за пределами данного финансового года) продаются его акции (возможно, далеко не все).

      Во-вторых, объектом продажи являются в  основном миноритарные и блокирующие пакеты акций средних по размеру компаний, не имеющих большого значения в масштабах казахской экономики в целом, что существенно снижает их привлекательность и интерес к ним. 

       После ряда сделок по продаже уже в 2000-х гг. находившихся в республиканской собственности контрольных или близких к этому пакетов акций ряда крупных и значимых компаний общероссийского значения («Славнефть», «ЛУКОЙЛ», Восточная нефтяная компания, «Кузбассуголь», Магнитогорский и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, «Росгосстрах» и т. п.), основным объектом приватизационных процедур закономерно стали гораздо менее ликвидные активы, спрос на многие из которых, если и возможен, то только в условиях экономического роста, а не кризиса, как это было в 90-е гг. Включение в программу приватизации крупных, сопоставимых по значению с вышеуказанными объектов вряд ли возможно ранее 2008-2009 гг., когда в стране начнется новый политико-деловой цикл. В качестве наиболее явного кандидата на приватизацию можно указать на государственный пакет акций телекоммуникационного холдинга «Связьинвест», продажа которого в предыдущие годы неоднократно откладывалась.

       В-третьих, фактические масштабы акционирования ФГУПов и продажи федеральных пакетов акций заметно отстают от запланированных. Причины этого заключаются в низкой привлекательности предлагаемых к реализации пакетов акций ввиду их размера и отраслевой принадлежности, объективно длительными сроками процедуры акционирования унитарных предприятий, сложностями в администрировании этого процесса (сопротивление менеджмента, межведомственные противоречия, параллельное создание интегрированных структур и т. д.).

       С другой стороны, достаточно очевидным является, во-первых, усиление влияния уже существующих крупных государственных компаний посредством увеличения масштабов деятельности за счет слияний и поглощений, и, во-вторых, активизация процесса создания новых холдингов, интегрирующих принадлежащие государству активы.

       Воплощением первого из названных направлений являются приобретения «Роснефтью» «Юганскнефтегаза» (2004 г.), «Газпромом» – «Сибнефти», РАО «ЕЭС Казахстана» – «Силовых машин» (в данном случае речь идет о блокирующем пакете акций) (2005 г.).  Примерами второго направления  могут служить создание Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» (вертолетостроительный холдинг) (2004 г.) и Объединенной авиастроительной корпорация (ОАК), находящейся в настоящее время в стадии становления.

       Поскольку не существует официально анонсированных планов дальнейшего комплексного расширения сферы государственного предпринимательства в отношении целых отраслей, вряд ли можно говорить о том, что усиление государственного влияния в перспективе может носить ярко выраженный отраслевой характер. 

       Речь скорее может идти о том, что объектами слияний и поглощений со стороны уже существующих крупных государственных компаний могут стать отдельные компании, действующие в самых различных отраслях (например, оставшиеся добывающие и перерабатывающие активы «ЮКОСа», возможно, ряд компаний в цветной металлургии, что подтверждается недавней покупкой ФГУП «Рособоронэкспорт» контрольного пакета акций ведущего производителя титана и магния ОАО «Ависма»).       

       При этом, судя по сообщениям в СМИ последних двух лет, действительно рассматривались и пока нереализованные планы создания крупных компаний, претендующие на охват отдельных сегментов машиностроения по образу и подобию ОАК на основе интеграции государственных и частных активов (Национальные автомобилестроительная и энергомашиностроительная компании, судостроительный холдинг).  

Информация о работе Государственный сектор и его роль в экономике