Автор: S****************@Mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование рыночной экономики в Казахстана сильно страдает от того, что государственная машина в значительной мере разлажена в результате неоднократных перетрясок и реорганизаций, обескровлена уходом из нее многих профессионалов, разъедена бюрократизмом и коррупцией, кроме того она находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, это лишает ее морального авторитета. Представляется, что в переосмыслении нуждается либеральная риторика радикальных демократов с акцентом на устранение государственного вмешательства в экономике. Расставаясь с прошлым и приступая к демонтажу командной экономической системы, новые власти обычно имели весьма расплывчатое представление о том, к чему и как, в конечном счете, следует перейти.
Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....3
Глава 1. Определение государственного сектора экономики…...…………...…………...………………………………….......5
1.1 Понятие и структура государственного сектора………………………………………………………………………...5
1.2. Роль государственного сектора в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Управление государственным сектором……………………………….9
Глава 2. Теории государственного регулирования экономики………………………………………………………………….14
2.1. Государство в неоклассических теориях. Экономический
либерализм…………………………………………………………………15
2.2.Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая
политика……………………………………………………………………19
2.3. Концепция индикативного планирования. Государственный
дирижизм…………………………………………………………………..24
Глава 3. Государственный сектор в Казахстана…………………………..27
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………45
Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных обществоведов и политиков уверенность в том, что найдена почти идеальная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство — дополняет, поправляет, заполняет ниши, оставленные частным предпринимательством и рынком, добиваясь экономической и социальной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сферах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким свидетельством тому был мировой экономический кризис середины 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской теорией задачи — ликвидировать «вредные» для общества последствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, — в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффективность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и безработицей, и неравенством, и другими нежелательными последствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива «экономическая эффективность» или «социальная справедливость» скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической политики, с их точки зрения, — это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении.
2.3.Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм.
После окончания Второй мировой войны многие страны Западной Европы обратились к государственному планированию экономики как к ведущему методу послевоенных преобразований и дальнейшего стимулирования развития народного хозяйства. Главную роль в создании принципиально новой концепции, предполагающей введение элементов управления рыночными процессами, играли экономисты институционального направления. В их числе наиболее заметными были французский экономист Фр.Перру, лауреаты Нобелевской премии голландец Я.Тинберген и швед Г.Мюрдаль.
В
разработке концепции
Основные
принципы индикативного плана.
Основу концепции составляет
идея «согласованного
План
назван индикативным. Это означает
что он рекомендательный, указывающий,
не предполагающий какой-то
Концепция индикативного плана включает следующие позиции:
а)
прогнозирование важнейших
б)
составление более или менее
детальных программ, ориентирующих
экономическое развитие в
в)
определение средств
г)
выработка экономических,
д) перманентная корректировка планов и модификация механизма их осуществления.
После Второй мировой войны концепция индикативного планирования экономики претворялась в жизнь в двенадцати странах Европы и в Японии. Во Франции с 1947 г. осуществлялись пятилетние планы. В Голландии с 1948 г. составлялись пятилетние планы, кроме того был разработан долгосрочный прогноз на 1950-1970 гг., а на 1960-1980 проведено «исследование экономических возможностей» страны. В Норвегии с 1949 г. действовали четырехлетние планы, в Швеции с 1948 — пятилетние. Япония с 1948 г. планировала пятилетки. Помимо этих стран, использовали национальное программирование и индикативное планирование экономики после Второй мировой войны Греция, Португалия, Италия, Ирландия, Бельгия, Англия, Исландия, Испания.
Вера
в неограниченные возможности
научно — технического
Глава 3. Государственный сектор в Казахстана.
В ходе рыночной трансформации в Казахстана образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности и заложены основы многоукладной, смешанной экономики при существенном уменьшении удельного веса государственного сектора. Такое преобразование — сложный и противоречивый процесс, но в то же время он не является принципиально новым с точки зрения мировой практики. Опыт показал, что при всех особенностях и отличиях в экономических системах рыночных стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом. Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40% и выше. В Швеции, например, она составляет примеры 60%. В более широком плане это вопрос о роли государства в рыночной экономике, поскольку механизм и система функционирования государства зависят главным образом от сложившихся отношений в обществе по поводу собственности. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений в Казахстана.
Отсутствие в Казахстана широкой основы развитого частного предпринимательства, ограниченность финансовых ресурсов населения и предпринимательских структур, распад традиционных внутренних и внешних хозяйственных связей и резкое ухудшение стартовых условий перехода к социально-ориентированной рыночной экономике обуславливают на этапе перехода к этой экономике необходимость значительно более широких масштабов государственного, по сравнению с существующей мировой практикой.
В
условиях реформирования
В
таблице 1 представлены данные, характеризующие
удельный вес общественного
Таблица 1.
Доля
государственных доходов и
|Год
|1992
|1993
|1994
|1995
|1996
|1997
Приватизация
государственного имущества
Таблица 2.
|Источники доходов
|Годы, млн руб.
|
|Приватизация
|Аренда
|Дивиденды
|Итого
В 2002 г. всего от использования государственного имущества в Республиканский бюджет поступило порядка 71 млрд. руб., в том числе дивиденды по акциям - 10,4 млрд., доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности — 7,7 млрд., доходы от сдачи в аренду земли — 3,6 млрд., часть прибыли ФГУПов —914,2 млн., прибыль, приходящаяся на долю российского участия в СП “Вьетсовпетро” — 13,4 млрд., доходы от приватизации — свыше 35 млрд. руб.
Реальная доля государственного сектора Казахстана в выпуске ВВП неизвестна. Точнее, официальная статистика не публикует соответствующих данных. Известные данные приведены в таблицах 3, 4.
Государственный сектор в
|Форма собственности |Число предприятий |Среднее число занятых |Основные фонды побалансовой |
|
|
|
|
Информация о работе Государственный сектор и его роль в экономике