Автор: S****************@Mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование рыночной экономики в Казахстана сильно страдает от того, что государственная машина в значительной мере разлажена в результате неоднократных перетрясок и реорганизаций, обескровлена уходом из нее многих профессионалов, разъедена бюрократизмом и коррупцией, кроме того она находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, это лишает ее морального авторитета. Представляется, что в переосмыслении нуждается либеральная риторика радикальных демократов с акцентом на устранение государственного вмешательства в экономике. Расставаясь с прошлым и приступая к демонтажу командной экономической системы, новые власти обычно имели весьма расплывчатое представление о том, к чему и как, в конечном счете, следует перейти.
Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....3
Глава 1. Определение государственного сектора экономики…...…………...…………...………………………………….......5
1.1 Понятие и структура государственного сектора………………………………………………………………………...5
1.2. Роль государственного сектора в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Управление государственным сектором……………………………….9
Глава 2. Теории государственного регулирования экономики………………………………………………………………….14
2.1. Государство в неоклассических теориях. Экономический
либерализм…………………………………………………………………15
2.2.Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая
политика……………………………………………………………………19
2.3. Концепция индикативного планирования. Государственный
дирижизм…………………………………………………………………..24
Глава 3. Государственный сектор в Казахстана…………………………..27
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………45
В
остальных отраслях увеличение
государственного влияния
Нельзя исключить того, что недавний кризис на алкогольном рынке вкупе с идеями о введении государственной монополии на нем заставит вернуться к идее учреждения Государственной алкогольной компании (ГАК), которая, занимаясь реализацией спирта и т. п., может стать претендентом на управление государственными активами в этой отрасли.
В этой связи закономерно встает вопрос об интерпретации усиления влияния государственных компаний в экономике с теоретической и практической точек зрения.
Если рассматривать процесс создания новых государственных холдингов с чисто организационно-управленческой точки зрения, то речь идет о попытке оптимизации государственного присутствия в экономике, которое к концу 90-х - началу 2000-х гг., будучи весьма обширным, исходя из формальных количественных характеристик, было сильно распылено в виде многих тысяч разрозненных, плохо или вообще неуправляемых унитарных предприятий и пакетов акций недавно созданных акционерных обществ практически во всех отраслях хозяйства.
Гораздо сложнее говорить о мотивации экспансии государственного сектора в экономике в целом. Как целенаправленная политика она нигде и никогда не декларировалась. Предположительно можно говорить о нескольких возможных вариантах:
1. надежда на возможность улучшения управляемости государственными активами, проистекающая из той банальной логики, что государству и его аппарату осуществлять управляющее воздействие на несколько десятков крупных компаний легче, чем на многие тысячи унитарных предприятий и сотни хозяйственных обществ с долей государства в капитале;
2. проведение
структурной и промышленной
а)
для оборонно-промышленного
б)
для некоторых отраслей
в)
для топливно-энергетического
г)
как одна из мер в контексте
всего комплекса усилий по
перераспределению природной
д) в качестве метода воздействия на фондовый рынок и повышения стабильности государственных финансов, когда с одной стороны, создание госкомпаний, покупка ими других активов может поддержать фондовый рынок, с другой стороны, эти активы и сами компании полностью или частично могут быть проданы в период бюджетного кризиса (своеобразная модификация Стабилизационного фонда);
е)
способ укрепления
На практике же все указанные группы аргументов, объясняющих усиление государственного участия в экономике в аспекте прав собственности, тесно переплетены и взаимно дополняют друг друга.
Теоретически и плюсы, и минусы крупной государственной компании (в независимости от организационно-правовой формы) проистекают как из ее принадлежности к государственной собственности, так и ее размера.
К плюсам крупной государственной компании можно отнести:
1. возможность
для государства посредством
функционирования крупных
2. объединение
внутренних ресурсов
3. общий
для всех крупных холдинговых
компаний эффект повышения
4. возможность достижения в случае объединения более мелких хозяйственных субъектов в единую интегрированную структуру эффектов масштаба деятельности (укрупнение объемов выпуска и экономия на этом, объединение и совместное использование каналов сбыта, централизация и диверсификация снабжения, перераспределение заказов, маневр временно свободными ресурсами, включая денежные средства и персонал, передача технической документации, результатов НИОКР и прав на интеллектуальную собственность в рамках большой структуры);
5. финансовые эффекты крупной интегрированной структуры (большие по сравнению с отдельными хозяйственными субъектами шансы на доступ к внешнему финансированию посредством банковского кредитования и фондового рынка, потенциал работы с крупными инвесторами и кредиторами, роста капитализации, более широкие и диверсифицированные возможности для залоговых операций, взаимные гарантии участников, объединенных в интегрированной структуре, имидж заемщика с более низкими рисками и возможность получить благоприятный кредитный рейтинг).
Минусы
крупной государственной
1. функционирование любой крупной хозяйственной структуры несет риски снижения эффективности после того, как ее бизнес превысил определенный порог, примеров, когда крупные корпорации со временем теряли свою гибкость, склонность к инновациям немало и в частном секторе, в случае же государственной компании эти риски усугубляются присущими ей специфическими недостатками;
2. с управленческой точки зрения государство более слабо и менее эффективно контролирует менеджмент компании, что создает условия для коррупции;
3. риск
политического вмешательства
4. естественные
связи с государственным
Необходимо
отметить, что далеко не все
указанные выше плюсы и минусы
крупных государственных
Скажем, риски потери активов в результате поглощений, банкротства в ходе ведения хозяйственной деятельности на всем протяжении рыночных реформ распространялись и на государственные предприятия, и на хозяйственные общества с долей государства в капитале. Во всяком случае, явных прецедентов того, что государство усилиями федеральных органов власти целенаправленно спасало какие-то свои компании в случае их несостоятельности, пока не было. Отдельные прецеденты, имевшие место на региональном уровне (например, столичный «ЗиЛ»), относились к периоду глубокого спада во второй половине 90-х гг. и не сильно влияли на общий фон. Во всяком случае реструктуризация задолженности по налогам и взносам во внебюджетные фонды проводилась по общим для всех хозяйствующих субъектов правилам.
Возможно, наиболее ценным плюсом крупной госкомпании в отечественных условиях является возможность обеспечить в ее рамках восстановление нарушенных в 90-е гг. хозяйственных связей (например, между производством и сферой НИОКР), доступ к специфическим, уникальным ресурсам, имеющимся только у одного из интегрируемых хозяйственных субъектов, обмен информацией и результатами НИОКР.
Ярким примером низкой эффективности деятельности госкомпаний является созданное еще в 2000 г. ФГУП «Росспиртпром», которое, управляя пакетами акций более чем 200 предприятий алкогольной отрасли, оказалось не способно не только добиться сокращения доли нелегальной продукции в обороте, о чем, в частности, свидетельствует кризис на алкогольном рынке, но и обеспечить должную фискальную отдачу и сохранность управляемых активов.
Сложность в оценке результатов деятельности госкомпаний, как и других холдинговых структур, состоит в том, что состав дочерних, зависимых, контролируемых активов не отличается постоянством, может меняться, оказывая сильное влияние на итоги функционирования группы в целом. Весьма непростым делом является и учет степени консолидации тех или иных активов в холдинге (например, того, как оценивать вклад предприятий и организаций, в которых участвуют структуры, контролируемые холдингом не напрямую, а опосредованно через сеть дочерних и зависимых компаний).
Тем не менее, уже сейчас можно говорить о существенном увеличении внешнего долга российских госкомпаний за 2000-2005 гг., как об одном из результатов их активизации на рынке слияний и поглощений. Впрочем, аналогичные явления характерны для корпоративного сектора в целом и могут быть демпфированы при сохранении сегодняшней ценовой конъюнктуры на энергоносители на мировом рынке.
Из
всего вышесказанного можно
Соображения эффективности требуют того, чтобы государственное присутствие в экономике в аспекте отношений собственности было приведено в соответствие с реальными, весьма скромными управленческими возможностями государства.
Из этого вытекает, что приоритет в его действиях должен отдаваться усилиям по оптимизации структуры имеющихся активов, повышению эффективности управления уже существующими государственными компаниями путем определения их места в системе государственных приоритетов, обеспечения прозрачности финансовых потоков, распространения в них лучшей практики и стандартов корпоративного управления, ограничения приобретения непрофильных активов, более тщательной селекции решений, требующих согласия государства как собственника, по участию госкомпаний в сделках на рынке слияний и поглощений.
Что касается дальнейшего продвижения институциональных реформ в сфере отношений собственности, то в условиях сегодняшних реалий оно оказывается связанным не столько с реализацией ежегодных приватизационных программ, сколько с ходом реформирования естественных монополий, прежде всего, в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте, в части достижения позитивных результатов от привлечения в конкурентные сегменты рынка сторонних (в т. ч. частных) инвесторов и расширения деятельности независимых производителей (перевозчиков).
Помимо
этого важными институциональными реформами,
затрагивающими отношения собственности,
можно считать выкуп земли приватизированными
предприятиями и последовательную реализацию
законодательства о разграничении полномочий
между различными уровнями публичной
власти, которое допускает вовлечение
региональных и местных органов власти
в хозяйственную деятельность только
в рамках определенного круга полномочий.
Соответственно, региональные и муниципальные
унитарные предприятия и хозяйственные
общества вне круга полномочий могут стать
объектом приватизационных процедур уже
в краткосрочной перспективе, хотя представлять
интерес они могут в основном для малого
и среднего бизнеса на локальном уровне.
Информация о работе Государственный сектор и его роль в экономике