Государственный сектор и его роль в экономике

Автор: S****************@Mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование рыночной экономики в Казахстана сильно страдает от того, что государственная машина в значительной мере разлажена в результате неоднократных перетрясок и реорганизаций, обескровлена уходом из нее многих профессионалов, разъедена бюрократизмом и коррупцией, кроме того она находится в состоянии хронической финансовой несостоятельности, это лишает ее морального авторитета. Представляется, что в переосмыслении нуждается либеральная риторика радикальных демократов с акцентом на устранение государственного вмешательства в экономике. Расставаясь с прошлым и приступая к демонтажу командной экономической системы, новые власти обычно имели весьма расплывчатое представление о том, к чему и как, в конечном счете, следует перейти.

Содержание

Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....3
Глава 1. Определение государственного сектора экономики…...…………...…………...………………………………….......5
1.1 Понятие и структура государственного сектора………………………………………………………………………...5
1.2. Роль государственного сектора в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Управление государственным сектором……………………………….9
Глава 2. Теории государственного регулирования экономики………………………………………………………………….14
2.1. Государство в неоклассических теориях. Экономический
либерализм…………………………………………………………………15
2.2.Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая
политика……………………………………………………………………19
2.3. Концепция индикативного планирования. Государственный
дирижизм…………………………………………………………………..24
Глава 3. Государственный сектор в Казахстана…………………………..27
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 65.34 Кб (Скачать)

      Регулирование  денежного обращения. Во второй  половине XX в. неоклассические взгляды  особенно активно развивали ученые  Чикагского университета США.  Здесь создалась своеобразная  школа экономистов — сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. Чикагский профессор М.Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования рыночного механизма считает стабильное денежное обращение. Его теория вошла в историю экономической науки под названием «монетаризм».

      В  основе концепции Фридмена лежит так называемая количественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее — и хозяйственными процессами, в частности, они оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.

      М.Фридмен отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое, убеждает он. Стабильный рост запаса денег обеспечивает — с определенным лагом — стабильный рост производства. Отсюда его «денежное правило»: Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.

      В  условиях гиперинфляции, охватившей  мировое хозяйство в 70-х гг. XX в., Фридмен предложил правительствам программу ее преодоления. Она предполагала следующие меры:

      1. Отказаться  от циклического регулирования  количества денег в обращении.  Обеспечить строжайший контроль  со стороны центрального правительства  за денежной массой, не допуская  ее роста более чем на 3-5% в  год.

      2. Установить  высокий банковский процент.

      3. Минимизировать  рост зарплаты, не препятствуя  даже ее падению, для чего  сохранить безработицу на достаточно  высоком уровне.

      4. Сократить  расходы государственного бюджета.

      Его  предложения были высоко оценены  правительствами многих стран.  Первыми их использовали правительства  США и Великобритании. Это касалось прежде всего строжайшего контроля со стороны центрального правительства за денежной массой. Строгое соблюдение количества денег в обращении должно было, по мнению правительства английских консерваторов, обеспечить ясность в оценке развития инфляционных процессов, стабилизировать поведение субъектов экономических отношений и затормозить увеличение как заработной платы, так и цен.

      Правительства  США и Великобритании стремились  также, следуя монетаристской  концепции, снизить темпы роста  денежной массы путем установления  высокого банковского процента. В результате удалось замедлить  этот темп. Однако процентные  ставки, достигшие в начале 80-х  гг. очень высоких размеров, вызвали,  например в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Эта мера не стала популярной и потому, что препятствовала росту деловой активности. В то же время осуществление «политики доходов», прежде всего ограничение роста заработной платы как будто бы приносило позитивные результаты. Гиперинфляция 70-х — начала 80-х гг. была подавлена. А «денежное правило» М.Фридмена не допускать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год легло в основу политики международных валютно-финансовых организаций нашего времени. Кредо для денежной политики правительств конца XX — начала XXI в. монетаризм определил как стабильность, стабильность и еще раз стабильность.

      Теория  предложения и налоговая политика. В 70-80-х гг. еще одна неоклассическая  теория нашла применение в  практике государственного регулирования  экономики.  Согласно неоклассической  теории, заработная плата, как  ценообразуюший фактор, влияет на издержки производства, которые в случае ее повышения также возрастают. В результате происходит «инфляция издержек».

      Ее  создателями были американские  экономисты А.Лаффер и Дж.Гильдер. Изучая возможные зависимости между различными сторонами государственной экономической политики (фискальные, денежные мероприятия, регулирование занятости, заработной платы и др.), они стремились отыскать пути выхода из стагнации производства, характерной для тяжелейшего экономического кризиса 70-х гг. В изучении рынка и деятельности на нем хозяйственных агентов неоклассики особое значение придают анализу предложения (считая, что спрос порождается предложением). Это значит, что во главу угла они ставят эффективность использования факторов производства, среди которых особо выделяется предпринимательство. Именно к этому фактору, его огромным потенциальным возможностям обеспечения роста производства и обратили свои взоры американские ученые.

      Важнейшим  средством стимулирования предпринимательства  неоклассическая теория считает  налоговую политику государства.  Именно ее и было предложено  существенно изменить, снизив ставки  налогов, причем в большей степени  для наиболее богатых слоев  населения. Предполагалось, что с  расширением производства, выходом  всей экономики из стагнации  бюджет пополнится большими доходами  даже при меньших ставках налогов.

      Созданный  на основе теории «экономики  предложения» проект налоговой  реформы претворялся в жизнь  особенно интенсивно в первое  четырехлетие президентства Р.Рейгана.  Высшая ставка подоходного налога  была снижена с 70 до 50%. В результате  ставки налога стали значительно  менее прогрессивными. В последующие  годы президентства Рейгана ставка  была снижена до 38%. Кроме того, было уменьшено налогообложение  даров, недвижимости, накоплений  и инвестиций. Значительные налоговые  льготы были предоставлены корпорациям,  для чего пришлось пересмотреть  сроки амортизации и осуществить  ряд других мер.

      Новой  налоговой политикой наряду с  рядом других мер, предпринимаемых  как правительством, так и корпорациями, государству удалось создать  достаточно благоприятные условия  для предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствует тот  факт, что американская экономика  в 80-х гг. преодолела стагнацию  (правда, с большими трудностями)  и вступила в период экономического  роста.

      2.2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика.

      Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономисты этого направления являются сторонниками рыночной экономики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок — механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике.

      "Провалы  рынка". Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения:

       а) оценка стихийного рыночного  механизма и причин государственного  вмешательства в экономику;

       б) формирование целей такого  вмешательства;

       в) определение направлений, форм  и методов государственного регулирования  экономики.

      Оценивая  плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок — это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов.

      Во-первых, рыночная экономика внутренне  неустойчива. Для нее характерны  циклический характер воспроизводства,  когда бурный рост сменяется  кризисным спадом, а также безработица,  особенно увеличивающаяся в годы  кризиса. Во-вторых, (и этот аспект  кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.

      К  тому же не все блага и  услуги могут быть оценены  рынком. К их числу относятся,  прежде всего, так называемые  общественные блага: национальная  оборона, охрана общественного  порядка, прогнозы погоды, уличное  освещение, результаты фундаментальных  научных исследований и др. Рынок  оказывается неэффективным и  в случае с так называемыми  внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.

      Преодоление «провалов рынка» требует активного вмешательства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость — как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам рыночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в результате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.

      На  основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас его чаще называют конъюнктурным) регулирования и экономического роста.

      Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное направление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, — это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента.

      В  условиях экономического спада  предлагается стимулировать расширение  инвестиций, во-первых, с помощью  увеличения государственных расходов  на закупки товаров и услуг  в целях компенсации недостающего  частного спроса; во-вторых, путем  влияния на норму банковского  процента. В целях расширения  инвестиций она не должна быть  слишком высокой. Это влияние,  по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос (см. схему).

      Схема . Концепция Дж.М.Кейнса: пути стимулирования спроса. 

      [pic]

      Такова  система государственных мер,  стимулирующих расширение производства  в условиях спада. В периоды  же начинающегося бума, грозящего  кризисом перепроизводства, предлагаются  государственные мероприятия, ограничивающие  рост инвестиций, а, следовательно,  и производства.

      Стимулирование  экономического роста. Большой  интерес на Западе вызвали  концепции экономического роста.  Именно благодаря теориям роста  кейнсианские рекомендации широко использовались правительствами всех развитых капиталистических стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономического роста в рассматриваемых теориях считается объем инвестиций. Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием. Основная цель роста государственных расходов — увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, — научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).

      И  теории роста, и антициклическое регулирование экономики отводят главную роль государственному воздействию на инвестиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Так возникает цепная реакция, в результате которой происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала.

Информация о работе Государственный сектор и его роль в экономике