Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.

Содержание

Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В

Работа содержит 1 файл

курсовая Наташи по гос долгу.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

  Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др. И исходя из множеств определений, несложно установить важность выполняемых государственным бюджетом функций.

  С помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с его помощью происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.  Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; он же, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства.

  Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль. 

  Обобщив вышесказанное, делаем вывод о том, что в экономической системе  любого государства бюджет выполняет  следующие функции: распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную.

       Государственный бюджет может выступать как  самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет – это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением – бюджетные отношения.

Согласно  М.И. Ткачук, «экономическую природу бюджета составляют экономические отношения. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые  взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды»[4, c.8]

        Итак, экономическое содержание бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов. Направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

    Таким образом, бюджет становится важным элементом  в системе государственного регулирования  экономических  и социальных процессов.  
 

1.2 Формирование государственного  бюджета 

     Бюджетную политику государства в сжатом выражении можно определить как  выработку и реализацию подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета.  Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

   Основополагающую роль в формировании  государственного бюджета играет  бюджетный процесс. Бюджетный  процесс – это регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению и рассмотрению государственных и местных бюджетов. [25, с.452] Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности:

- составление проекта бюджета;

- его рассмотрение и утверждение законодательными органами;

- исполнение бюджета;

- оставление    отчета  об  исполнении  бюджета и    утверждение отчета      парламентом. 

     Продолжительность бюджетного процесса в разных странах различна: от двух лет и более в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета -  свыше трех лет.

     Разработка бюджета правительством начинается фактически за 12-18 месяцев с наступления очередного финансового года. Проект бюджета после одобрения кабинетом министров поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. Проект бюджета поступает сначала в нижнюю, а затем в верхнюю палату законодательного органа. Дальше бюджет поступает на подпись главы государства.

    Самое важное место в бюджетном  процессе имеет первый этап  – составление проекта бюджета.  На основании выведенного ранее   определения  становится очевидным  то, что в основе государственного  бюджета выделяют две части: доходную и расходную. Бюджет - это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в разных странах. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

      Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов власти и местного самоуправления. К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль и доходы;

- экологический налог;

- налог на недвижимость;

- таможенные экспортные и импортные пошлины;

- чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

 К  неналоговым доходам относятся доходы:

- от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;

- от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

 - финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

   Состав бюджетных доходов, их структура напрямую связаны с объемами ВВП и определяются финансовой политикой государства.

    Сущностными признаками доходов является их безвозмездность и безвозвратность.

  Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений  в бюджет:

     1) Государственное имущество, общегосударственные ресурсы.   За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

  1. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
  2. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

Однако  главным источником доходов являются налоги. В бюджетах центральных правительств развитых стран налоговые поступления  составляют 80- 90% всех доходов. На региональном и местном уровнях налоги формируют до 70% всех доходов.[4, с.101]

    В целом работу по формированию доходной части бюджета осуществляют по следующим направлениям:

  -   планирование контингентов всех видов доходов;

  -  распределение    регулирующих доходов между уровнями  бюджетной  системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

  - определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящим бюджетом нижестоящим;

  - формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

     Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов.

     На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей.

На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов государства.

     В многих странах мира в настоящее время часто встречается такой порядок формирования доходов бюджета, при котором пролонгируются на перспективу негативные действия налогоплательщиков, подвергаемые штрафам и санкциям. Это вносит момент субъективного фактора в действия контролирующих органов, отвечающих за выполнение доходов бюджета. По мнению автора, на стадии планирования бюджета стоило бы отказаться от подобного источника поступлений на стадии планирования доходов бюджета. Не стоит ставить выполнение  бюджета в прямую зависимость от количества и видов нарушений, степени наказания.

     Реализация основных положений бюджетной политики находит отражение не только в доходной, но и в расходной части бюджета. Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов вопросы приоритетности становятся чрезвычайно актуальными. Итак, государственные расходы – это затраты, связанные с осуществлением государством своих функций, с удовлетворением потребностей населения в общественных благах и в отдельных видах частных благ. [25, с.461]

     Доля расходов в разных странах различается. Страны, характеризующиеся высоким уровнем дохода, как правило, расходуют большую часть ВВП, чем более бедные страны. Доля национального дохода, идущего на правительственные расходы, в небогатых странах сравнительно мала, так же мала и сумма собираемых налогов. С увеличением богатства увеличивается потребность в общественных благах и перераспределительном налогообложении. 

     В настоящее время доля государственных  расходов в ВНП составляет: в  США – 36%, Японии – 33, Германии  – 46, Англии – 43, Франции и  Италии – 50, Канаде – 44, Швеции – 60%. [14, c.3]

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь