Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.

Содержание

Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В

Работа содержит 1 файл

курсовая Наташи по гос долгу.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

 Структура  общественных расходов в зависимости  от выбранного критерия классифицируется  по-разному. Исходя из функций,  с которыми связаны расходы,  выделяют функциональную классификацию  доходов. В укрупненном виде  государственные расходу по своему функциональному назначению могут быть объединены в четыре группы:

     - государственные услуги общего  назначения (сюда входят  расходы  на законодательные и исполнительные  органы власти, внешнюю политику, оборону, общественный порядок  и т.п.)

    - общественные и социальные услуги  расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальные мероприятия, средства массовой информации и т.п.)

     - государственные услуги, связанные  с экономической деятельностью  (расходы на обеспечение более  высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера и т.п.)

     - прочие функции (выплаты процентов  и расходы, связанные с обслуживанием  государственного долга, трансферты  общего характера, передаваемые другим государственным органам).

Благодаря данной классификации  хорошо видна  роль государства в разных областях общественной жизни.

  Для экономической характеристики расходов государства важно их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

  Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

    Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. 

   1.3 Проблемы сбалансированности бюджета

     По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме государственных расходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к несбалансированности. Поэтому определение оптимальной структуры доходов и расходов бюджета является главнейшей задачей при его формировании. И на данном этапе возникают проблемы как в доходной, так и расходной частях.

     Как говорилось, основным источником пополнения дохода являются налоговые поступления. А поиск принципов и  способов оптимального налогового обложения – очень сложная задача. В нем заложение серьезное противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить финансирование все возрастающих государственных расходов, а с другой – не допустить снижения деловой активности в экономике.

     Важнейшим условием достижения оптимального налогообложения при формировании доходов государственно бюджета является планирование – деятельность по обработке и оценке информации о состоянии объекта, постановке целей его развития, выбору путей и средств их достижения посредством сравнения альтернативных вариантов и отбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Основным направлением государственного налогового планирования является прогнозирование мобилизации сумм налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объема ВВП, индексов инфляции и др.) При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована.

     При прогнозировании налоговых поступлений в государственный бюджет учитывают возможные изменения в налоговой базе и налоговых ставках.  Сбалансированность бюджетной системы в первую очередь зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъюктурно-стабилизирующим действием налоговая система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. (Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов увеличивается сумма налогового дохода, при росте ВВП на 1 %.) Как показывает практика развитых стран, это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высокое значение подоходного и корпорационного налогов. [24, с.461] 

      В процессе формирования расходной  части бюджета также существуют  серьезные проблемы.

  Направления и масштабы государственных расходов во многом зависят от политических решений. Но важным также является условие целесообразности и рациональности, экономической обоснованности политических решений. Достижение названного решается труднее в сравнении с принятием экономических решений в частном секторе, поскольку необходимо выявить альтернативные программы расходования общественных средств и учесть распределительные эффекты для разных групп населения. Иногда государства применяют метод сопоставления издержек и выгод рассматриваемых вариантов исходов, применяемый частными фирмами. Издержки и выгоды при анализе общественных расходов трактуются как общественные затраты и общественные выгоды. Затраты и результаты оцениваются с позиций групп граждан. Проблема заключается в наличии адекватного измерителя затрат и результатов в общественном секторе, поскольку речь идет об общественных благах, значительная часть которых не поступает в рыночный оборот и соответственно не имеет рыночной цены. Поэтому целесообразным является применение расчетных цен, дающих экономическую оценку благ, не поступающих на рынок. При этом следует обратить внимание на внешние эффекты как положительные, так и отрицательные. Их учет заключается в следующем: позитивные внешние эффекты включаются в результаты общественных проектов, а негативные входят в состав затрат.

  На  практике решение о направлении  и объемах государственных расходов, связанных с производством общественных благ, происходит посредством голосования. Американский экономист Р.Масгрейв увязал процесс принятия политических решений с налогами. По его мнению, механизм голосования при принятии решений в парламенте по финансовым вопросам необходим не только для выявления предпочтений потребителей в общественных благах, Нои для введения на этой основе новых налогов. Суть рассуждений в следующем: если все члены общества одинаково заинтересованы в каком-то общественном товаре, то это значит, что они добровольно возьмут на себя дополнительное налоговое бремя. Дж.Бъюкенен делает попытку рассмотреть производство общественного блага с точки зрения индивидуального выбора каждого гражданина, а также исследования  процесса принятия решений. Согласно его теории, решения правительства должны быть проанализированы с точки зрения поведения индивидуума. [24, c.464]

  Итак, рассмотренные выше проблемы дают понять, что вероятность несбалансированности государственного бюджета очень высока. Если суммарные налоговые поступления и другие доходы правительства за какой-то год превышают государственные расходы, то имеет место бюджетный избыток - профицит. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

  На  практике важнейшей проблемой государственных  финансов, привлекающей внимание всех экономистов и политиков, является проблема бюджетного дефицита. Принято различать следующие виды:

1) Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

  1. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3) Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4) Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5)  Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.   господствовало

     До начала 1930-х годов в экономических кругах господствовало мнение, что дефицит государственного бюджета является неприемлемым, поскольку приводит к негативным экономическим последствиям, например, инфляции, росту государственного долга и т.п. Дж.М.Кейнс и его последователи активно боролись против подобных взглядов, выдвинув тезис дефицитного финансирования и разработав концепцию государственного долга.

     Один из самых последовательных критиков кейнсианской политики роста государственных расходов представитель теории «общественного выбора» Дж.Бъюкенен так пишет об этой проблеме:

     «Может быть, самая важная проблема, пред которой стоят западные демократии в последние годы ХХ века, - это склонность правительств к дефицитному финансированию в ответ на давление со стороны избирателей и заинтересованных групп». [14, c.6]

     Однако существует и противоположный  взгляд на проблему дефицита.     Американский экономист А.Лаффер отметил, что «дефицит сам по себе не является проблемой. Он барометр того, что происходит». [14, c.7]  Он считал, что только лишь при определенных условиях дефицит может превратиться в катализатор ухудшения экономического положения.

     Кроме проблем существования дефицита не менее важным является и то, как он финансируется. Существует несколько способов  финансирования дефицита госбюджета:

  Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

- Монетизация бюджетного дефицита;

- Внешнее долговое финансирование;

- Внутреннее долговое финансирование.

      В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

  В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

        Монетизация дефицита государственного бюджета может  не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

  Альтернативные  возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

  Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами  преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

  Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается  менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров  на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

  При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более  жестким - ее валютный курс, тем в  меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

  Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным  вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

    1. удается организовать концессионное финансирование;
    2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
    3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
    4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
    5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

      Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь