Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.
Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В
Структура
общественных расходов в
- государственные услуги общего
назначения (сюда входят расходы
на законодательные и
- общественные и социальные услуги расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальные мероприятия, средства массовой информации и т.п.)
- государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (расходы на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера и т.п.)
- прочие функции (выплаты
Благодаря данной классификации хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.
Для экономической характеристики расходов государства важно их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы
представляют собой денежные затраты,
связанные с вложением в основной капитал
и прирост запасов. Они включают в себя
капиталовложения за счет бюджета в различные
отрасли народного хозяйства, инвестиционные
субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты
государственным и частным предприятиям,
местным органам власти. Данная группа
расходов отражается в бюджете капитальных
расходов и доходов государства.
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета
По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме государственных расходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к несбалансированности. Поэтому определение оптимальной структуры доходов и расходов бюджета является главнейшей задачей при его формировании. И на данном этапе возникают проблемы как в доходной, так и расходной частях.
Как говорилось, основным источником пополнения дохода являются налоговые поступления. А поиск принципов и способов оптимального налогового обложения – очень сложная задача. В нем заложение серьезное противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить финансирование все возрастающих государственных расходов, а с другой – не допустить снижения деловой активности в экономике.
Важнейшим условием достижения оптимального налогообложения при формировании доходов государственно бюджета является планирование – деятельность по обработке и оценке информации о состоянии объекта, постановке целей его развития, выбору путей и средств их достижения посредством сравнения альтернативных вариантов и отбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Основным направлением государственного налогового планирования является прогнозирование мобилизации сумм налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объема ВВП, индексов инфляции и др.) При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована.
При прогнозировании налоговых поступлений в государственный бюджет учитывают возможные изменения в налоговой базе и налоговых ставках. Сбалансированность бюджетной системы в первую очередь зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъюктурно-стабилизирующим действием налоговая система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. (Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов увеличивается сумма налогового дохода, при росте ВВП на 1 %.) Как показывает практика развитых стран, это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высокое значение подоходного и корпорационного налогов. [24, с.461]
В процессе формирования
Направления и масштабы государственных расходов во многом зависят от политических решений. Но важным также является условие целесообразности и рациональности, экономической обоснованности политических решений. Достижение названного решается труднее в сравнении с принятием экономических решений в частном секторе, поскольку необходимо выявить альтернативные программы расходования общественных средств и учесть распределительные эффекты для разных групп населения. Иногда государства применяют метод сопоставления издержек и выгод рассматриваемых вариантов исходов, применяемый частными фирмами. Издержки и выгоды при анализе общественных расходов трактуются как общественные затраты и общественные выгоды. Затраты и результаты оцениваются с позиций групп граждан. Проблема заключается в наличии адекватного измерителя затрат и результатов в общественном секторе, поскольку речь идет об общественных благах, значительная часть которых не поступает в рыночный оборот и соответственно не имеет рыночной цены. Поэтому целесообразным является применение расчетных цен, дающих экономическую оценку благ, не поступающих на рынок. При этом следует обратить внимание на внешние эффекты как положительные, так и отрицательные. Их учет заключается в следующем: позитивные внешние эффекты включаются в результаты общественных проектов, а негативные входят в состав затрат.
На
практике решение о направлении
и объемах государственных
Итак, рассмотренные выше проблемы дают понять, что вероятность несбалансированности государственного бюджета очень высока. Если суммарные налоговые поступления и другие доходы правительства за какой-то год превышают государственные расходы, то имеет место бюджетный избыток - профицит. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.
На
практике важнейшей проблемой
1) Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
3) Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
4) Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5) Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. господствовало
До начала 1930-х годов в экономических кругах господствовало мнение, что дефицит государственного бюджета является неприемлемым, поскольку приводит к негативным экономическим последствиям, например, инфляции, росту государственного долга и т.п. Дж.М.Кейнс и его последователи активно боролись против подобных взглядов, выдвинув тезис дефицитного финансирования и разработав концепцию государственного долга.
Один из самых последовательных критиков кейнсианской политики роста государственных расходов представитель теории «общественного выбора» Дж.Бъюкенен так пишет об этой проблеме:
«Может быть, самая важная проблема, пред которой стоят западные демократии в последние годы ХХ века, - это склонность правительств к дефицитному финансированию в ответ на давление со стороны избирателей и заинтересованных групп». [14, c.6]
Однако существует и
Кроме проблем существования дефицита не менее важным является и то, как он финансируется. Существует несколько способов финансирования дефицита госбюджета:
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
- Монетизация бюджетного дефицита;
- Внешнее долговое финансирование;
- Внутреннее долговое финансирование.
В переходных экономиках монети
В
случае монетизации дефицита (то есть
внутреннего банковского
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко,
однако, возможности льготного
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.
При
этом, чем более открытой является
переходная экономика и чем более
жестким - ее валютный курс, тем в
меньшей степени внешнее
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.