Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.
Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост
бремени внутреннего долга
Предложенная
кейнсианством теория
Мировая практика показывает, что
предел бюджетного дефицита в
условиях стабильной рыночной
экономики следует ограничивать
2-3% к валовому общественному продукту,
5% к национальному доходу, 8-10% к расходной
части бюджета. [4, с.14] Критический уровень
доли внешнего государственного долга
к ВВП по оценкам МБРР равен 50%, а по отношению
к экспорту товаров и услуг – 20%. [ 18,
с.265]
2. Формы и методы бюджетного регулирования
Несбалансированность между доходами и расходами, проблема дефицита государственного бюджета приводит правительство к необходимости его регулирования. И в данном случае используются различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.
Правительства
с целью реализации стабилизационной
политики, оказания стимулирующего или
сдерживающего воздействия
- налоги и налоговые льготы;
-
прямое бюджетное
- субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий хозяйствования;
- субсидирование цен: льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов и пр.;
- выдача беспроцентных и льготных кредитов в виде займов под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий для банковских ссуд для фермерских хозяйств и пр.);
- создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и пр.);
- социальное регулирование для обеспечения социальных гарантий через распределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, оказания помощи отдельным слоям населения. Для осуществления сдерживающего финансового воздействия, например, в районах с высокой степенью концентрации производства, населения, загрязнения окружающей среды наряду с косвенными мерами правомерно использование прямых, среди которых – лицензирование, квотирование, запреты, предусматривающие финансовые и административные санкции, штрафы, изъятие дополнительных налоговых сборов и пр.
Местные органы власти среди форм финансового воздействия используют контроль над ценами на продукцию отраслей общественного пользования. С этой целью они могут ограничивать норму прибыли предприятий местного подчинения, установить предельный размер цен на коммунальные услуги, регулировать цены на основные продукты питания, вводить твердые цены на жилье для определенных категорий населения.
Учитывая причины возникновения проблем несбалансированности госбюджета, дефицита и неоднозначность их влияния на экономику, экономическая теория выработала несколько концепций бюджетной политики государства.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, то есть сальдо доходов и расходов равно нулю. Сбалансирование бюджета в данном случае может быть достигнуто путем либо увеличения ставки налога, либо сокращения государственных расходов. Секвестр – приведение текущих расходов в соответствие с текущими поступлениями бюджета – базируется именно на данном теоретическом подходе. При более тщательном анализе становится очевидным, что такое состояние бюджета уменьшает эффективность фискальной политики государства. В результате попыток сбалансировать бюджет усилятся колебания национального дохода. Если во время спада, когда образуется бюджет дефицит бюджета, правительство захочет его непременно сбалансировать, то нужно будет сокращать расходы и увеличивать налоги, то есть придется применять сдерживающие меры. Следовательно, спад ещё больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для ликвидации нужно повышать расходы, сокращать налоги, что, в свою очередь, может спровоцировать инфляцию. Другими словами, ежегодно балансируемый бюджет блокирует действие встроенных стабилизаторов. Данная политика выступает как проциклическая.
Таким
образом, попытки сбалансировать госбюджет
приводят в условиях спада производства
к дефициту бюджета, сокращению совокупного
спроса, дальнейшему палению
Преодолеть эти противоречия позволяет второй подход, базирующийся на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство будет проводить антициклическую политику и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада оно использует тактику дефицитного бюджета путем снижения налогов (что увеличивает дефицит) и одновременного увеличения расходов. Недостающие при этом средства государство получает от займов, а также от выпуска дополнительных денег. В период подъема правительство проводит тактику излишка бюджетных средств путем повышения налогов и одновременного сокращения расходов, что еще больше увеличивает излишек бюджетных средств. Возникающее при этом положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникающего во время спада, то есть осуществляются выплаты по займам и изымается часть денег из обращения, чтобы уменьшить инфляцию.
Таким образом, государство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет, то есть за период экономического цикла в целом.
Следовательно, возникающая при данной концепции проблема заключается в том, что периоды спада и подъема экономического спада неодинаковы как по глубине, так и по продолжительности. Поэтому, по мнению автора, вполне допустимо положение, когда длительный спад сопровождается коротким подъемом. Большой дефицит бюджетный дефицит в период спада не покроется в таком случае небольшим положительным сальдо бюджета периода подъема. Следовательно, циклический дефицит бюджета сохраняется.
Государство, противодействуя
В данной концепции, по нашему мнению, задача стабилизации экономики вступает в противоречие с задачей сбалансированности бюджета в ходе в ходе экономического цикла. Кроме того, на экономические действия государства в ходе экономического цикла могут влиять политические факторы, когда общая цель стабилизации экономики может быть подчинена обычно срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению государственных расходов, а значит, и к росту государственного долга и бюджетного дефицита.
Еще одна концепция связана с так называемой идеей функциональных финансов. Функциональное финансирование (functional financetion) – использование фискальной политики для обеспечения производства неифляционного чистого национального продукта в условиях полной занятости, независимо от воздействия этой политики на государственный долг. [6, с. 612]
В соответствии с этим подходом, главная цель бюджетной политики государства – сбалансирование экономики в целом, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом. Регулирование бюджета вообще не является целью экономической политика правительства, а лишь инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. При стабильном развитии экономики вопрос о бюджетном дефиците имеет второстепенное значение, и в конечном счете бюджет будет сбалансирован.
Сторонники функционального подхода к сбалансированию бюджета, опирающиеся на стабильное функционирование экономики исходят из того, что в условиях макроэкономического равновесия:
1) налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста, стимулируемого макроэкономической сбалансированностью, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически уменьшаться вплоть до самоликвидации;
В качестве примера проведения
политики функциональных
Некоторые экономисты среди
С политической точки зрения,
для мнения избирателей