Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.

Содержание

Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В

Работа содержит 1 файл

курсовая Наташи по гос долгу.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

    Теория компенсирующего бюджета полностью отходит от понятия балансирования бюджета и не ставит это целью экономической политики.  Для такого понимания государственного бюджета кредитное финансирование перестает быть мерой чрезвычайного характера. Заемные средства оцениваются как вполне легитимный источник доходной части бюджета развитого государства.

    Данная теория применяется в условиях снижения уровня рождаемости в развитых странах, отсутствия среди развивающихся стран экономических лидеров, распространения менее капиталоемких производственных методов развития. В этих случаях увеличивается склонность к сбережениям, которая превышает склонность к инвестициям, что ведет к длительному застою. Государство за счет кредитов и займов оттягивает на себя излишнюю часть сбережений, инвестирует ее и, таким образом, оживляет экономику. Однако здесь существует опасность «раздувания» государственного долга до размеров, когда он будет оказывать не стимулирующее, а сдерживающее воздействие на экономику.

    Итак, все подходы к сбалансированию  бюджета исходят из признания  циклического характера развития  рыночной экономики с ее неизбежными спадами и подъемами производства. Именно неравномерный, циклический характер развития деловой активности и порождает, по мнению западных теоретиков, дефицит государственного бюджета в странах с рыночной экономикой.

     В мировой практике при анализе проблемы сбалансированности государственного бюджета разработаны способы вертикального и горизонтального выравнивания бюджетных систем.

   Бюджетная система считается  вертикально сбалансированной, если  объем поступлений в совокупных  бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней. Мировой опыт показывает: более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Оно происходит за счет дотаций, субсидий, бюджетной ссуды и бюджетного кредита. Важную роль в вертикальном выравнивании играют также собственные и регулирующие налоги и доходы.  Выравнивание может осуществляться также за счет представления отдельным регионам особого экономического режима. Существует три основных подхода центра к требованиям регионов о предоставлении особого экономического режима.      

   Первый – индивидуально-договорной  подход, когда центр договаривается  с каждым регионом в отдельности о распределении налоговых поступлений или других условиях. Этот подход распространен в Китае.

    Второй подход – это создание  специальных бюджетных режимов,  в рамках которых отдельным  регионам предоставляются особые  права в вопросах налогов и расходов. Официально такие режимы для отдельных территорий существуют лишь в нескольких странах – на Филлипинах, в Австралии, Малайзии.

   И третий подход – применение  нормативно расчетной формулы  субсидий с целью частичного  выравнивания бюджетных условий регионов. Его использует большинство стран для решения проблем вертикального и горизонтального выравнивания бюджетных систем.

    

 

3. Особенности бюджетных  отношений в Республике  Беларусь

3.1 Основные черты  бюджетной политики  в РБ

   Итак, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

    В бывшем Советском Союзе бюджетное  устройство базировалось на принципе  демократического централизма. Традиционно  Государственный бюджет состоял  из союзного бюджета, бюджетов  союзных республик и бюджета  государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.

       С обретением независимости госбюджет  РБ получил новое назначение, произошли изменения в его  структуре, содержании доходов  и расходов.

В целом, основные черты бюджета РБ в переходном периоде характеризуются следующим  образом:

  1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
  2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
  3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
  4. Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП,  произведенному национальному доходу,  что затрудняет  управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
  5. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

  С обретением Беларуси суверенитета бюджетная  политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики  в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.

  За  последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.

  Процесс консолидации в бюджете ряда государственных  внебюджетных и бюджетных целевых  фондов, формирование трансфертных отношений  с юридическими и физическими  лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства. 

    Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

    В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

-объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- уровень монетизации бюджетного дефицита;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

         Таким образом, анализ бюджетной  политики, являющейся одним из  основных направлений экономической  политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.   
 
 

3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей государственного бюджета Республики Беларусь

  Доходная  часть бюджета РБ, как и в  странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых  платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

    Доходы республиканского бюджета РБ формируют: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

  Развитие  государственного бюджета после  распада СССР происходило в условиях активного формирования рыночных отношений  в республике и возрастания роли бюджета в системе государственного регулирования. Это сопровождалось усилением централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (см. табл.А1 Прил.А)

     За период с 1992 по 2008 г. доля консолидированного бюджета в ВВП выросла с 32,4 до 51,0%. Только за период с 2005 по 2009 г. объем бюджета вырос в 2 раза. Это в значительной степени связано с поэтапным включением в его состав доход государственных внебюджетных фондов, в том числе с 2004 г. – внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Такие меры позволяют максимально концентрировать в бюджете государственные доходы, оперативно управлять бюджетными ресурсами, контролировать их использование, однако влияют на структуру доходной части бюджета (см. табл.А2 Прил. А). Из приведенных данных видно, что в 2000-2005 гг. наблюдалась тенденция роста доли доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета – за указанный период их удельный вес увеличился с 18,5 до 53%. Однако в последующие годы эта тенденция ослабла.

  Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений. Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.

  Доля  косвенных же налогов в доходах  государственного бюджета увеличивалась. 

    В приложении А, таблице А3 приведена структура доходов Государственного бюджета, принятая законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009год». Согласно ей, в 2009 году планируется получить около 55 трлн. руб., среди которых неналоговые доходы составят 34,8 трлн. руб., налоговые – 3,3 трлн. руб., что соответственно равно 63,4% и 6% от общей суммы доходов. 

   Что касается реализации доходов бюджета на 2008 год, то по данным Министерства финансов, доходы консолидированного бюджета выполнены на 105,2% уточненного плана и на 127,3% утвержденного плана. [8, c.4] Наряду с этим в IV квартале прошлого года экономика ощутила влияние на бюджет мирового финансового кризиса. Значительно сузились возможности кредитования экономики банковской системой, фактически прекратил функционирование внешний финансовый рынок. Появились тенденции снижения доходов. В качестве мер оперативного реагирования со стороны правительства  были предприняты шаги по экономии бюджетных средств, ужесточению процедур их выделения, ограничению непервоочередных  бюджетных затрат.

   В ходе проводимой работы для  бюджетных организаций, финансируемых  из республиканского бюджета, устанавливались лимиты расходов на ноябрь-декабрь. Такой подход обеспечил равномерное бюджетное финансирование в течение всего года. А высвободившееся в результате ресурсы (792 млрд.руб.) направлены в финансовый резерв для безопасного финансирования расходов бюджета в 2009 году.

   Очевидно, что главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь