Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.
Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В
В процессе совершенствования налоговой системы процесс снижения налоговой нагрузки, проводимый в государстве, имеет не только положительный, но и отрицательный эффект. В 2008 году в результате реализации комплекса мер по снижению налоговой нагрузки в бюджет не поступило более 1 трлн. руб. (0,9% ВВП), в 2009 году, по оценкам Министерства финансов, - 2 трлн. руб. (1,3% ВВП), в 2010 году – ещё 1,7 трлн. руб. (1,1% ВВП) [8, c.5]. Поэтому необходимо задействовать все резервы, способные дополнительно пополнить казну.
Проблема, по мнению автора, состоит ещё и в том, что в этом направлении мышление традиционное, нет попыток выработать новые, неординарные решения для пополнения бюджета. Необходимо самостоятельно, без подсказок, системно заниматься высокодоходными сферами и вносить предложения об изъятии части определенных доходов в бюджет. Для этого в первую очередь следует выстроить систему мониторинга влияния различных экономических факторов на конкретные доходные источники бюджета.
Отменяя малоэффективные
Еще один важный вопрос – изъятие в бюджет так называемых внебюджетных доходов тех организаций, которые финансируются из бюджета, но при этом наделены правительством монопольным правом оказывать определенные услуги за плату.
Значительный потенциал
В настоящих условиях
На наш взгляд, одним из способов экономии средств бюджета является также упорядочение расходов местных бюджетов за счет резервных фондов. Проведенными в 2008 году проверками установлено, что исполкомами принимаются решения о направлении средств на непервоочередные расходы.
В 2009 году возрастает значимость
реализации мероприятий
Немаловажно затронуть такую
тему, как возврат в бюджет
средств. В 2008 году из республиканского
бюджета выданы бюджетные
По мнению автора, в проблеме оптимизации бюджетных отношений большую роль играют также и инструменты, используемые правительством при проведении бюджетной политики. Причем применение таких инструментов непосредственно влияет на эффективность бюджетных отношений. Поэтому необходимо, чтобы обеспечивалась максимальная прозрачность и формализация бюджетных инструментов. Немаловажным является и ограничение их многоцелевого использования, а также минимизация их дестимулирующего эффекта. То есть в проведении бюджетной политики важно, чтобы достижение положительного результата в связи с использованием того или иного инструмента не должно приводить к возникновению отрицательного эффекта по другим направлениям бюджетной или экономической политики.
Обобщив все вышесказанное, делаем вывод о том, что для создания высокоэффективной системы бюджетного регулирования, направленного на стабилизацию и создание социально-ориентированной рыночной экономики, требуется реформирование бюджета с учетом происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов. Оно должно включать:
- реформирование системы
- оптимизацию расходной части
бюджета на базе использования
программно-целевого метода
- повышение качественного
- демократизацию бюджетного процесса, расширение бюджетных и имущественных прав местных органов власти на основе строгого разграничения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы;
- разработку многовариантных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
В данной работе была достигнута поставленная вначале исследования цель, то есть были проанализированы и охарактеризованы основы бюджетной политики, ее главные направления и методы. Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи: были выявлены проблемы формирования бюджета, произведен поиск путей совершенствования бюджетной политики, в частности, оптимизации бюджета государства.
Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны.
Существуют несколько теорий
сбалансирования
Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет.
Политика государственных расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом, что эти расходы должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета РБ должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.
Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Таким образом, с учетом проведенного анализа можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально – экономическую роль в стабилизации переходного периода.
При исследовании
Главной
же целью совершенствования
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Афанасьев, М. Основы бюджетной системы : Учебное пособие для вузов / М. Афанасьев. - М. : ГУ ВШЭ,2004. - 241 с.
2 Бюджетный кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 17 июня 2008 года :одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года]. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - 153, [1] с.
3 Ваксова, Е.Е. Бюджетные инструменты реализации государственной региональной политики / Е.Е. Ваксова // Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2007. - № 4. – С.22-23.
4 Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М. И. Ткачук. – Минск: Вышэйшая школа, 1995. – 240 с.
5 Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. / Т.В. Грицюк. – М.: Изд-во РДЛ, 2006. – 288 с.
6 Кажуро, Н.Я. Основы экономической теории. Учебн. пособие / Н.Я. Кажуро – Минск.: ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта», 2005. – 672 с.
7 Киселев, С. А. Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 2. - С. 22-26.
8 Коллегия Минфина: Анализ. Перспективы // Финансы. Учет. Аудит. – 2009. - № 2. – С. 3-12.
9 Кузнецова, Ж. С. Повышение эффективности бюджетных расходов как фактор сбалансирования бюджета // Финансовое право. - 2007. - N 6. - С. 17-19.
10 Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие / И.Н. Мысляева - Изд. 2-е, перераб. и доп. – Минск: ИНФРА-М, 2008. – 360 с.
11 Национальная экономика Беларуси : учебник для студентов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 751 с.
12 О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - № 288 – 2/1546
13 Ромаш, М.В. Государственный бюджет: учеб.-метод. пособие / М.В. Ромаш, Т.Г. Ролева. – Минск: МИТСО, 2008. – 96 с.
14 Сажина, М.А. Бюджетная политика государства / М.А. Сажина // Финансы и кредит. - 2005. - N 27. - С. 2-12.
15 Сенчагов, В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - С. 65-80
16 Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие: Учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: Маладзiчок, 2000 – 234 с.