Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.

Содержание

Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В

Работа содержит 1 файл

курсовая Наташи по гос долгу.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

   В процессе совершенствования налоговой системы процесс снижения налоговой нагрузки, проводимый в государстве, имеет не только положительный, но и отрицательный эффект. В 2008 году в результате реализации комплекса мер по снижению налоговой нагрузки в бюджет не поступило более 1 трлн. руб. (0,9% ВВП), в 2009 году, по оценкам Министерства финансов, - 2 трлн. руб. (1,3% ВВП), в 2010 году – ещё 1,7 трлн. руб. (1,1% ВВП) [8, c.5]. Поэтому необходимо задействовать все резервы, способные дополнительно пополнить казну.

   Проблема, по мнению автора, состоит ещё и в том, что в этом направлении мышление традиционное, нет попыток выработать новые, неординарные решения для пополнения бюджета. Необходимо самостоятельно, без подсказок, системно заниматься высокодоходными  сферами и вносить предложения об изъятии части определенных доходов в бюджет. Для этого в первую очередь следует выстроить систему мониторинга влияния различных экономических факторов на конкретные доходные источники бюджета.

   Отменяя малоэффективные налоги  и сборы, необходимо предлагать альтернативу, позволяющую на качественно новом уровне компенсировать потери бюджета.

   Еще один важный вопрос – изъятие в бюджет так называемых внебюджетных доходов тех организаций, которые финансируются из бюджета, но при этом наделены правительством монопольным правом оказывать определенные услуги за плату.

   Значительный потенциал дополнительных  доходов бюджета, по нашему  мнению, заложен в возможностях  реализации неиспользуемого имущества.  За 2008 год доходы от продажи  такого имущества составили 73 млрд. руб.[8, c.8], хотя потенциальные возможности намного выше. Одной из причин сложившейся ситуации может являться долгое принятие решений в вопросах ежегодных перечней неиспользуемых объектов, подготовки проектов решений об их отчуждении, оформления документов.

    В настоящих условиях кризисной  ситуации перед правительством  стоит сложная задача исполнить  бюджет без дефицита, при этом  обеспечить планируемые расходы   в социальной сфере, оказать  необходимую поддержку реальному  сектору экономики. В целях реализации данных задач идет инвентаризация программ с целью оптимизации, исключения дублирующих мероприятий, а также переноса сроков реализации отдельных из них. Это позволить сэкономить расчетно около 900 млрд.руб. расходов. [8, с. 10]

   На наш взгляд, одним из способов экономии средств бюджета является  также упорядочение расходов местных бюджетов за счет резервных фондов. Проведенными в 2008 году проверками установлено, что исполкомами принимаются решения о направлении средств на непервоочередные расходы.

   В 2009 году возрастает значимость  реализации мероприятий Государственной  программы содействия занятости  населения с объемом финансирования 174 млрд. руб. Здесь опять же  стоит вопрос о том, что ресурсы  бюджета на эти цели должны  использоваться максимально эффективно. Содействовать этому может ужесточение контроля реализации данной программы.

   Немаловажно затронуть такую  тему, как возврат в бюджет  средств. В 2008 году из республиканского  бюджета выданы бюджетные займы,  ссуды на общую сумму 3,1 трлн. руб., а в погашение ранее выданных поступил 1 трлн. руб. Хоть сумма просроченной задолженности и сократилась почти вдвое, но несмотря на общую тенденцию сокращения задолженности, отдельные организации сохраняют просроченную задолженность на протяжении 4-6 лет. В итоге следует прийти к выводу, что при принятии решений о выделении бюджетных займов необходимо руководствоваться принципами, когда получение новых займов возможно только в пределах сумм их возврата.

   По мнению автора, в проблеме  оптимизации бюджетных отношений большую роль играют также и инструменты, используемые правительством при проведении бюджетной политики. Причем применение таких инструментов непосредственно влияет на эффективность бюджетных отношений. Поэтому необходимо, чтобы обеспечивалась максимальная прозрачность и формализация бюджетных инструментов. Немаловажным является и ограничение их многоцелевого использования, а также минимизация их дестимулирующего эффекта. То есть в проведении бюджетной политики важно, чтобы достижение положительного результата в связи с использованием того или иного инструмента не должно приводить к возникновению отрицательного эффекта по другим направлениям бюджетной или экономической политики.  

   Обобщив все вышесказанное, делаем вывод о том, что для создания высокоэффективной системы бюджетного регулирования, направленного на стабилизацию и создание социально-ориентированной рыночной экономики, требуется реформирование бюджета с учетом происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов. Оно должно включать:

     - реформирование системы государственных  доходов; обоснование доходной  части бюджета на основе единой  комплексной налоговой системы,  ориентированной на покрытие  общегосударственных потребностей  в оптимальных размерах и стимулирование высокоэффективной рыночной экономики; совершенствование структуры платежей в бюджет.

     - оптимизацию расходной части  бюджета на базе использования  программно-целевого метода для  улучшения структуры расходов  посредством увеличения темпов роста высокоэффективных вложений на приоритетные направления;

     - повышение качественного уровня  бюджетного планирования; реформирование  межбюджетных отношений, применение  эффективных форм и методов  внутрибюджетного регулирования;

     - демократизацию бюджетного процесса, расширение бюджетных и имущественных прав местных органов власти на основе строгого разграничения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы;

        - разработку многовариантных направлений  развития бюджетной политики, обеспечивающих эффективное регулирование общественных процессов через государственный бюджет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

  В данной работе была достигнута поставленная вначале исследования цель, то есть были проанализированы и охарактеризованы основы бюджетной политики, ее главные направления и методы. Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи: были выявлены проблемы формирования бюджета, произведен поиск путей совершенствования бюджетной политики, в частности, оптимизации бюджета государства.

    Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны.

    Существуют несколько теорий  сбалансирования государственного  бюджета, среди которых наиболее  часто встречающимися являются: теория функциональных финансов, циклического и ежегодного сбалансирования бюджета -  каждая из них имеет как преимущества, так и недостатки.

  Анализ  показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области  выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет.

  Политика государственных расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом, что эти расходы должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета РБ должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.

  Необходимо  помнить, что бюджетный дефицит  играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

      Таким образом, с учетом проведенного анализа можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально – экономическую роль в стабилизации переходного периода.

     При исследовании необходимости  реформирования бюджетной политики  Республики было установлено, что государственная бюджетная политика не нуждается в коренном своем изменении, а требует изменения в структуре государственного бюджета. В целях его оптимизации был предложен ряд мероприятий, главной идеей которых является пополнение доходных источников и экономия расходов. Реформирование бюджета также предполагает собой и более основательное его планирование, предоставление многовариантных планов, а также демократизацию бюджетного процесса.

  Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1 Афанасьев, М. Основы бюджетной системы : Учебное пособие для вузов / М. Афанасьев. - М. : ГУ ВШЭ,2004. - 241 с.

    2 Бюджетный кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 17 июня 2008 года :одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года]. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - 153, [1] с.

   3 Ваксова,  Е.Е. Бюджетные инструменты реализации государственной региональной политики / Е.Е. Ваксова // Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2007. - № 4. – С.22-23.

   4 Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М. И. Ткачук. – Минск: Вышэйшая школа, 1995. – 240 с.

  5 Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. / Т.В. Грицюк. – М.: Изд-во РДЛ, 2006. – 288 с. 

   6 Кажуро, Н.Я. Основы экономической теории. Учебн. пособие / Н.Я. Кажуро – Минск.: ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта», 2005. – 672 с.

   7 Киселев, С. А.  Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 2. - С. 22-26.

   8 Коллегия Минфина: Анализ. Перспективы // Финансы. Учет. Аудит. – 2009. - № 2. – С. 3-12.

  9 Кузнецова, Ж. С. Повышение эффективности бюджетных расходов как фактор сбалансирования бюджета // Финансовое право. - 2007. - N 6. - С. 17-19.

   10 Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие / И.Н. Мысляева -  Изд. 2-е, перераб. и доп. – Минск: ИНФРА-М, 2008. – 360 с.

   11 Национальная экономика Беларуси : учебник для студентов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 751 с.

  12 О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - № 288 – 2/1546

    13 Ромаш, М.В. Государственный бюджет: учеб.-метод. пособие / М.В. Ромаш, Т.Г. Ролева. – Минск: МИТСО, 2008. – 96 с.

   14 Сажина, М.А. Бюджетная политика государства / М.А. Сажина // Финансы и кредит. - 2005. - N 27. - С. 2-12.

   15 Сенчагов, В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - С. 65-80

  16 Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие: Учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: Маладзiчок, 2000 – 234 с.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь