Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ и характеристика бюджетной политики, ее основных направлений, методов и возможностей реформирования.

Содержание

Введение…………………………......................................................................... 4
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета.....
1.2 Формирование государственного бюджета….9
1.3 Проблемы сбалансированности бюджета12
2 Формы и методы бюджетного регулирования…….…….……15
3 Особенности бюджетных отношений в Республике Беларусь. ..........23
3.1 Основные черты бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Структура и динамика доходной и расходной частей бюджета
3.3 Цели бюджетной политики на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений…………………………………………
Заключение ...............................................................................................................27
Список использованных источников..................................................................29
Приложение А..........................................................................................................31
Приложение Б
Приложение В

Работа содержит 1 файл

курсовая Наташи по гос долгу.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

     Как указывалось ранее, с помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:

- налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;

- бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии;

- финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

- образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;

- социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.

  Уже в первый год существования независимого государства происходят изменения в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Существенно увеличилась сумма средств, используемых на выплату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары и т. д., для поддержания на неизменном уровне действующих цен и тарифов. По-прежнему планировалась дотация на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов планово – убыточных предприятий за счет бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д. В связи с расширением функций государства появились многие новые косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.

  В таблице В2 Приложения В представлена структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь  с 1992 по 2008 гг.

    Как можно заметить, в структуре расходов происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Стабильный рост расходов, направленных на финансирование социально – культурных мероприятий, наблюдается с 1992 года, когда их доля в расходах бюджета составляла 32,6 %. Их доля в ВВП с 1992 по 1998 год увеличилась соответственно с 10,5 до 15,4 %. При детальном анализе видно, что такой рост достигнут за счет увеличения финансирования всех основных структурных элементов социально – культурной сферы: возросли расходы на образование (с 15,5 до 21,7 %), культуру и средства массовой информации (с 1,9 до 2,6 %), на здравоохранение и физическую культуру (с 10,9 до 18,2 %), на социальную политику (с 2,3 до 5,5 %).

  Очевидно значительное сокращение (с 41,8% в 1992г. до 19,6 % в 2005 г.) расходов на отрасли экономики. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.

    Уменьшение бюджетных ассигнований в этом направлении позволило высвободившееся бюджетные ресурсы направит на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной политике.

   В 2005 – 2009 гг. расходы на социальную сферу составляют около половины и более. Дело в том, что в  основе динамики государственных расходов в долгосрочном плане лежат изменения демографического состава населения. В тех странах, где в численности населения устойчиво возрастает доля пожилых людей (а к этой группе относятся многие индустриальные и переходные экономики, в том числе и белорусская), государственные расходы неизбежно возрастают по линии пенсий, мер социальной защиты, выплат пособий по социальному обеспечению, а также увеличения ассигнований на здравоохранение и образование.

  Однако, несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение  составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким. Низкий уровень расходов на социальное обеспечение можно было бы объяснить фактом, что все еще существует скрытая безработица на предприятиях, и работники, которые бы в другой ситуации были бы безработными, оплачиваются, скорее через субсидии предприятиям, чем через прямые платежи из системы социального обеспечения. А также данные ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание госдолга и других непроизводительных расходов.

  По  данным Министерства Финансов, расходы консолидированного бюджета за 2008 год выполнены на 94,8% уточненного плана и на 118,7% утвержденного плана. [8, с.4]

   Согласно закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год», расходы государственного бюджета составят более 57,5 трлн. руб. (см. табл. В2, Прил. Б), 39,4% из которых пойдет на обеспечение социальной политики, включая расходы на образование и здравоохранение. На регулирование национальной экономики выделено более 17 трлн. руб., что составляет 30,1% от общей суммы расходов государственного бюджета [Источник – разработка автора].

    Исходя из функций, которые отведены расходам государственного бюджета, следует отметить: политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта. 
 

3.2 Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь 

  Для РБ проблема дефицита госбюджета является не менее важной  и острой, нежели для других стран. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

  Несмотря  на то, что основная масса доходов  бюджета формируется за счет налоговых  поступлений, поэтапное снижение налоговой  нагрузки в последние годы не привело к потерям доходов  бюджета, поскольку одновременно принимались меры по расширению налогооблагаемой базы. В последние годы республиканский бюджет, утверждаемый с дефицитом, исполнялся с положительным сальдо (см. табл.В1, Прил.В).

   Анализируя структуру источников покрытия дефицита (см. Табл.В2, Прил. В), утвержденную Законом Республики Беларусь «О государственном бюджете на 2009 год»,  можно отметить, что на общее финансирование дефицита республиканского бюджета выделено 2,8 трлн. руб., 2,4 трлн. руб. из которых пойдет на внутренне финансирование, а на внешнее – около 400 млрд. руб.     24,2% из них выделено на погашение кредитов международных финансовых организаций. На погашение кредитов иностранных государств выделены остальные 76,8% от суммы, выделенной на внешнее финансирование.

  Система мер по снижению дефицита в нашей  республике включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом,

  Политика  в области финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

  В этой связи дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер  по повышению их привлекательности  для первичных инвесторов и поддержанию  ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.

  Существуют  различные мнения о путях сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета. Некоторые белорусские  экономисты отрицают необходимость  балансирования доходов и расходов и выступают за применение на практике теории функциональных финансов. Однако, по мнению автора, в Республике Беларусь ещё не создана основа для осуществления данной теории. А стремительно развивающийся при этом дефицит государственного бюджета может принести непоправимые осложнения. Поэтому наиболее подходящей автору кажется разработанная в монографии под редакцией В.Н. Шимова [19] идея Программы сокращения бюджетного дефицита. Подобное мнение было встречено и у Сорокиной Т.В. [16]

Предложенная  Программа должна предусматривать  следующие меры:

  -  повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета;

  -    дальнейшее развитие и укрепление  рыночных отношений, проведение  рыночных реформ;

  -      расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства;

  -      развитие территориально-регионального  хозрасчета;

  -  развитие рынка государственных  ценных бумаг,  что позволит   финансировать расходы государства  без увеличения массы в обороте;

  -   оптимизацию объема и реструктуризацию  расходов государственного бюджета  в целом и прежде всего направляемых  в реальный сектор экономики.

   Также предлагается отказаться  от концепции приоритета бюджетных  расходов и дефицитного финансирования. В монографии утверждается, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращения доходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическим антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

  Исходя  из вышесказанного, следует еще раз  указать на ключевую роль дефицита бюджета в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. 
 

3.3 Задачи бюджета на 2009 год и пути повышения  эффективности бюджетных отношений 

   При формировании бюджета на 2009 год Министерство финансов неоднократно  заявляло о переходе на среднесрочное  бюджетное планирование, при этом  инициировалась разработка параметров  трехлетнего бюджета. [8, с.4] Однако окончательный финансовый документ не был подготовлен. Это связано с изменившимися экономическими условиями, сложностью прогнозирования тенденций  в экономике на данном этапе. По мнению автора, это не должно быть препятствием в разработке среднесрочного финансового плана. Наоборот, в условиях недостаточности финансовых ресурсов ценность перспективного финансового планирования возрастает многократно.

   Стоящие перед государством задачи  повышения эффективности бюджетных  отношений на современном этапе  предлагается реализовать не  посредством их  коренного преобразования, а с помощью:

  -        совершенствования налоговой системы;

  -  повышения результативности бюджетных  расходов и качества     бюджетных услуг;

  -        оптимизации бюджетного сектора.

   То есть для повышения эффективности бюджетных отношений следует использовать потенциальные возможности, которые пока не используются, однако  которые реально могут воздействовать на эффективность бюджетных отношений.

   Следует отметить, что действующими  правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов предусмотрена систематизация для учета в проекте бюджета на планируемый бюджетный год принятых законодательных и нормативных актов об изменении налогового законодательства. И в данном случае важно оценить влияние предлагаемых мер на макроэкономические показатели и увеличение доходов. Сделать это, на наш взгляд, можно только на основе многовариантных  аналитических расчетов, обосновывающих необходимость и преимущества нововведений. Такие расчеты могли бы стать базой для многовариантного составления бюджета с целью выбора наилучшего решения, оптимизации структуры доходов, методов их мобилизации. В связи с этим предлагается перейти от составления одновариантных бюджетов к многовариантным.   

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь