Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования;
рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора;
рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь;
проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного сектора 7
1.1 Особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования 7
1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора 11
2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой 16
2.1 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в Российской Федерации 16
2.2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной экономикой 20
2 Анализ государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 24
2.1 Тенденции государственного регулирования развития сельского хозяйства в Республике Беларусь 24
3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь 28
3.3 Направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

0.doc

— 267.50 Кб (Скачать)
  1. Аграрный сектор является важной составной частью экономики страны, с развитием которого связана деятельность почти трети отраслей народнохозяйственного комплекса. Кроме того, развитие агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране. Относительно низкодоходное сельское хозяйство характеризуется сезонностью производства, пространственной рассредоточенностью, сильной зависимостью от природно-климатических факторов. Вследствие низкой эластичности спроса и высокой эластичности цен на сельскохозяйственные продукты сельское хозяйство и продовольственный рынок не являются в полной мере саморегулирующимися системами и нуждаются в государственном регулировании.
  2. Государственное регулирование представляет экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственного сырья и агропромышленной продукции на производственно- техническое обслуживание и материально- техническое обеспечение товаропроизводителей. Различают административные, экономические, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.
  3. Мировой опыт стран, как с развитой, так и с трансформационной экономикой, свидетельствует, что государственное регулирование экономических процессов в аграрном секторе является обязательным компонентом современной аграрной политики и базируется в условиях рыночной экономики на использовании не административных, а, прежде всего, экономических методов.
  4. Под государственным регулированием АПК в Республике Беларусь понимают косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно правовыми и экономическими методами), управленческое воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и в негосударственном секторах агропромышленного производства. Современная система управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь является трехуровневой.
  5. Государственное регулирование и управление АПК тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются через систему мер реализации аграрной политики. В аграрной политике Республики Беларусь выделяются следующие сегменты: 1) Земельная политика. 2) Финансовая политика. 3) Социальная политика.  4) Политика в области формирования продовольственного рынка.
  6. Главная цель государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь на современном этапе является   формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства.
  7. Несмотря на достигнутые существенные результаты в государственном регулирований развития аграрного сектора, следует отметить и ряд недостатков, среди которых:
  • сложное финансовое состояние агропромышленного комплекса;
  • низкая рентабельность производства;
  • слабая восприимчивость к инновациям;
  • недостаточная технологическая дисциплина;
  • низкая степень предпринимательской активности;
  • несоответствующая мотивация труда;
  • и другие.
  1. Важнейшими направлениями совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь являются следующие:
  • государственное регулирование АПК предлагается осуществлять преимущественно на основе методов и рычагов экономического характера. В сфере прямого государственного контроля должны остаться лишь вопросы продовольственной безопасности, экологии и охраны окружающей среды, в том числе сохранения и агромелиоративного улучшения сельскохозяйственных земель, качества продукции, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного благополучия, научного обеспечения и другие.
  • необходимо создать условий для устойчивого  производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для сбалансированности внутреннего рынка и расширения экспорта;
  • осуществить переход на адаптивные ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве в целях инновационного развития и технико-технологического переоснащения АПК;
  • обеспечить положительного сальдо внешнеторгового баланса по продукции сельскохозяйственного происхождения;
  • приоретентым направлением должно стать освоение экономических механизмов регулирования агропромышленного производства и аграрного рынка с учетом международных принципов и правил;
  • совершенствовать организационной структуры агропромышленного комплекса на основе развития продуктовых кооперативно-интеграционных формирований регионального и республиканского уровней;
  • усилить мотивацию товаропроизводителей в результативности труда и бизнеса;
  • продолжить дальнейшее развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     
  1. Бельский  В.И. Совершенствование государственного регулирования рынка молока: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Мн.: Белорусский НИИ аграрной экономики, 2001. – 20с.
  2. Быстров Г.Е. Земельная и аграрная реформы в зарубежных странах: правовая теория и практика. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 196с.
  3. Горлов С. Особенности государственного регулирования в системе АПК Европейского союза. // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №2. – с. 13-15.
  4. Горпов С. Особенности государственного регулирования в системе АПК Европейского союза. // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. - № 2. – с. 9-12.
  5. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mshp.minsk.by/programms/fb78a49247bfa46c.html - Дата доступа: 5.05.2011г.
  6. Гусаков В.Г. Основные положения разрабатываемой концепции государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2011-2015 гг. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2009. - №12. – с. 60-67.
  7. Ефременко Н.В., Галицын Н.И. Аграрная реформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/beleconomics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1126897597&archive=&start_from=&ucat=12&category=12 - Дата доступа: 2.05.2011г.
  8. Захарова Е. Опыт государственной поддержки АПК за рубежом. // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №1. – с. 15-16.
  9. Камалян А., Чиннов С. Основные формы государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства и их поддержки в АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №3. – с. 9-12.
  10. Князев А. Государственное кредитование аграрной сферы экономики. // АПК: экономика, управление. – 2010. - №1. – с. 51-55.
  11. Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tpprf.ru/common/upload/concept_2012.pdf - Дата доступа: 29.04.2011г.
  12. Кузьмич, И.П. Понятие государственного регулирования сельского хозяйства: теоретико-правовой аспект // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / ред. кол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]; Национальный центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь. – Минск : Право и экономика, 2010. – Вып. 5. – С. 363–370.
  13. Магомедов А. Н., Оверчук Л., Оверчук А. Государственное субсидирование как фактор повышения конкурентоспособности сельского хозяйства США // АПК: экономика, управление. - 2007. - №8. - С. 61-65.
  14. Максимов Н. Плоды труда усердных. // Беларуская думка. – 2009. - №4. – с. 44-50.
  15. Михайловская С. На аграрном перепутье. // Беларуская думка. – 2009. - №4. – с. 12-21.
  16. О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии" Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск. – 2000. - №10. - с. 12-22.
  17. Пискунова, Т. Г. Управление в АПК : учеб. пособие / Т. Г. Пискунова, С. А. Чау сов. - Минск: Современная школа, 2011. - 256 с.
  18. Попова О.В. Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России, монография. - Орел: ОрелГАУ, 2004. -213 с.
  19. Проблемы государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса России. // Общество и экономика. – 2008. - №7. – с. 57-76.
  20. Садков В., Попова О. Методические основы целеориентированной господдержки сельхозтоваропроизводителей // АПК: экономика, управление. -2007. - №8. - С. 12-16.
  21. Сельская экономика: Учебник / Под ред. проф. С.В. Киселева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 572с.   с. 488-498
  22. Серова Е.В. Аграрная экономка: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. – М.: ГУ ВШЭ, 1999. – 480с.
  23. Скрынник Е. Приоритеты международного сотрудничества в аграрной сфере. // АПК: экономика, управление. – 2010. - №4. – с. 3-18.
  24. Сорокин В., Прохорова Н. Формы и методы государственной поддержки сельского хозяйства. – 2007. - №5. - с. 6-8.
  25. Степук Л. Эффективность - по крупицам. // Беларуская думка. – 2009. - №4. – с. 32-37.
  26. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изм. от 24.07.2009г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12151309/ - Дата доступа: 26.04.2011г.
  27. Экономика и менеджмент. – Часть 1: Материалы международной научной конференции. / Коллектив авторов. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2002. – 196с.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  А

      Классификация мер государственного регулирования аграрного сектора

     

Информация о работе Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств