Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач: изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования; рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора; рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой; дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь; проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5 1 Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного сектора 7 1.1 Особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования 7 1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора 11 2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой 16 2.1 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в Российской Федерации 16 2.2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной экономикой 20 2 Анализ государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 24 2.1 Тенденции государственного регулирования развития сельского хозяйства в Республике Беларусь 24 3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь 28 3.3 Направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Аграрный
сектор является важной составной частью
экономики страны, с развитием которого
связана деятельность почти трети отраслей
народнохозяйственного комплекса. Кроме
того, развитие агропромышленного комплекса
определяет уровень продовольственного
обеспечения населения и социально-экономическую
ситуацию в стране. Относительно низкодоходное
сельское хозяйство характеризуется сезонностью
производства, пространственной рассредоточенностью,
сильной зависимостью от природно-климатических
факторов. Вследствие низкой эластичности
спроса и высокой эластичности цен на
сельскохозяйственные продукты сельское
хозяйство и продовольственный рынок
не являются в полной мере саморегулирующимися
системами и нуждаются в государственном
регулировании.
Государственное
регулирование представляет экономическое
воздействие государства на производство,
переработку, реализацию сельскохозяйственного
сырья и агропромышленной продукции на
производственно- техническое обслуживание
и материально- техническое обеспечение
товаропроизводителей. Различают административные,
экономические, правовые, прямые и косвенные
формы и методы государственного регулирования.
Мировой опыт
стран, как с развитой, так и с трансформационной
экономикой, свидетельствует, что государственное
регулирование экономических процессов
в аграрном секторе является обязательным
компонентом современной аграрной политики
и базируется в условиях рыночной экономики
на использовании не административных,
а, прежде всего, экономических методов.
Под государственным
регулированием
АПК в Республике Беларусь
понимают косвенное (опосредованное, т.е.
осуществляемое преимущественно правовыми
и экономическими методами), управленческое
воздействие на социально-экономические
процессы (распределение, обмен и потребление)
как в государственном, так и в негосударственном
секторах агропромышленного производства.
Современная система управления агропромышленным
комплексом Республики Беларусь является
трехуровневой.
Государственное
регулирование и управление АПК тесно
взаимосвязаны между собой и осуществляются
через систему мер реализации аграрной
политики. В аграрной политике Республики
Беларусь выделяются следующие сегменты:
1) Земельная политика. 2) Финансовая политика.
3) Социальная политика. 4) Политика
в области формирования продовольственного
рынка.
Главная цель
государственного регулирования развития
аграрного сектора Республики Беларусь
на современном этапе является
формирование микро- и макроэкономической
систем хозяйствования в рыночных условиях,
обеспечивающих развитие и последовательное
повышение эффективности агропромышленного
производства.
Несмотря
на достигнутые существенные результаты
в государственном регулирований развития
аграрного сектора, следует отметить и
ряд недостатков, среди которых:
сложное финансовое
состояние агропромышленного комплекса;
низкая рентабельность
производства;
слабая восприимчивость
к инновациям;
недостаточная
технологическая дисциплина;
низкая степень
предпринимательской активности;
несоответствующая
мотивация труда;
и другие.
Важнейшими
направлениями совершенствования государственного
регулирования развития аграрного сектора
в Республике Беларусь являются следующие:
государственное
регулирование АПК предлагается осуществлять
преимущественно на основе методов и рычагов
экономического характера. В сфере прямого
государственного контроля должны остаться
лишь вопросы продовольственной безопасности,
экологии и охраны окружающей среды, в
том числе сохранения и агромелиоративного
улучшения сельскохозяйственных земель,
качества продукции, ветеринарного, санитарного
и фитосанитарного благополучия, научного
обеспечения и другие.
необходимо
создать условий для устойчивого производства
высококачественной сельскохозяйственной
продукции и продовольствия в объемах,
достаточных для сбалансированности внутреннего
рынка и расширения экспорта;
осуществить
переход на адаптивные ресурсосберегающие
технологии в растениеводстве и животноводстве
в целях инновационного развития и технико-технологического
переоснащения АПК;
обеспечить
положительного сальдо внешнеторгового
баланса по продукции сельскохозяйственного
происхождения;
приоретентым
направлением должно стать освоение экономических
механизмов регулирования агропромышленного
производства и аграрного рынка с учетом
международных принципов и правил;
совершенствовать
организационной структуры агропромышленного
комплекса на основе развития продуктовых
кооперативно-интеграционных формирований
регионального и республиканского уровней;
усилить мотивацию
товаропроизводителей в результативности
труда и бизнеса;
продолжить
дальнейшее развитие социальной инфраструктуры
сельских территорий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Бельский
В.И. Совершенствование государственного
регулирования рынка молока: Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук. – Мн.: Белорусский
НИИ аграрной экономики, 2001. – 20с.
Быстров Г.Е.
Земельная и аграрная реформы в зарубежных
странах: правовая теория и практика. –
Мн.: БГЭУ, 1999. – 196с.
Горлов С.
Особенности государственного регулирования
в системе АПК Европейского союза. // Международный
сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №2.
– с. 13-15.
Горпов С.
Особенности государственного регулирования
в системе АПК Европейского союза. // Международный
сельскохозяйственный журнал. – 2009. - №
2. – с. 9-12.
Государственная
программа возрождения и развития села
на 2005 — 2010 годы. [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://mshp.minsk.by/programms/fb78a49247bfa46c.html - Дата доступа: 5.05.2011г.
Гусаков В.Г.
Основные положения разрабатываемой концепции
государственной программы развития агропромышленного
комплекса на 2011-2015 гг. // Экономический
бюллетень НИЭИ Министерства экономики
РБ. – 2009. - №12. – с. 60-67.
Ефременко
Н.В., Галицын Н.И. Аграрная реформа и государственное
регулирование: перспективы Беларуси.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/beleconomics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1126897597&archive=&start_from=&ucat=12&category=12 - Дата доступа: 2.05.2011г.
Захарова
Е. Опыт государственной поддержки АПК
за рубежом. // Международный сельскохозяйственный
журнал. – 2009. - №1. – с. 15-16.
Камалян А.,
Чиннов С. Основные формы государственного
регулирования деятельности субъектов
предпринимательства и их поддержки в
АПК. // Международный сельскохозяйственный
журнал. – 2009. - №3. – с. 9-12.
Князев А.
Государственное кредитование аграрной
сферы экономики. // АПК: экономика, управление.
– 2010. - №1. – с. 51-55.
Концепция
развития законодательства Российской
Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной
палатой РФ) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: www.tpprf.ru/common/upload/concept_2012.pdf - Дата доступа: 29.04.2011г.
Кузьмич,
И.П. Понятие государственного регулирования
сельского хозяйства: теоретико-правовой
аспект // Право в современном белорусском
обществе: сб. науч. тр. / ред. кол.: В.И. Семенков
(гл. ред.) [и др.]; Национальный центр законодательства
и правовых исследований Респ. Беларусь.
– Минск : Право и экономика, 2010. – Вып.
5. – С. 363–370.
Магомедов
А. Н., Оверчук Л., Оверчук А. Государственное
субсидирование как фактор повышения
конкурентоспособности сельского хозяйства
США // АПК: экономика, управление. - 2007.
- №8. - С. 61-65.
Максимов
Н. Плоды труда усердных. // Беларуская
думка. – 2009. - №4. – с. 44-50.
Михайловская
С. На аграрном перепутье. // Беларуская
думка. – 2009. - №4. – с. 12-21.
О проблемах
реформирования агропромышленного комплекса
в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический
бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии"
Институт социально-политических исследований
при Администрации Президента РБ, Минск.
– 2000. - №10. - с. 12-22.
Пискунова,
Т. Г. Управление в АПК : учеб. пособие /
Т. Г. Пискунова, С. А. Чау сов. - Минск: Современная
школа, 2011. - 256 с.
Попова О.В.
Государственное регулирование агропромышленного
производства в зарубежных странах и аграрная
политика России, монография. - Орел: ОрелГАУ,
2004. -213 с.
Проблемы
государственного регулирования и поддержки
агропромышленного комплекса России.
// Общество и экономика. – 2008. - №7. – с.
57-76.
Садков В.,
Попова О. Методические основы целеориентированной
господдержки сельхозтоваропроизводителей
// АПК: экономика, управление. -2007. - №8.
- С. 12-16.
Сельская
экономика: Учебник / Под ред. проф. С.В.
Киселева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 572с.
с. 488-498
Серова Е.В.
Аграрная экономка: Учебник для студентов
экономических вузов, факультетов и специальностей.
– М.: ГУ ВШЭ, 1999. – 480с.
Скрынник
Е. Приоритеты международного сотрудничества
в аграрной сфере. // АПК: экономика, управление.
– 2010. - №4. – с. 3-18.
Сорокин
В., Прохорова Н. Формы и методы государственной
поддержки сельского хозяйства. – 2007.
- №5. - с. 6-8.
Степук Л.
Эффективность - по крупицам. // Беларуская
думка. – 2009. - №4. – с. 32-37.
Федеральный
закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии
сельского хозяйства" (с изм. от 24.07.2009г.)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12151309/ - Дата доступа: 26.04.2011г.
Экономика
и менеджмент. – Часть 1: Материалы международной
научной конференции. / Коллектив авторов.
– Горки: Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия, 2002. –
196с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Классификация мер государственного
регулирования аграрного
сектора