Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования;
рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора;
рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь;
проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного сектора 7
1.1 Особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования 7
1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора 11
2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой 16
2.1 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в Российской Федерации 16
2.2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной экономикой 20
2 Анализ государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 24
2.1 Тенденции государственного регулирования развития сельского хозяйства в Республике Беларусь 24
3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь 28
3.3 Направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

0.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

     Еще одно отличие аграрного сектора  от других секторов экономики заключается в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрного производства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремится к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистом виде неприменимо [12, c. 364].

     В дополнение к вышеназванным особенностям аграрной экономики следует отметить, что этот сектор характеризуется  еще и особым отношением общества к нему. Протекционизм как экономическая  политика защиты отечественного производителя  присущ, безусловно, не только сельскому хозяйству. Однако именно в продовольственной сфере он наиболее распространен и силен. Наряду с общими аргументами в пользу протекционизма (противодействие демпингу, защита становящейся отрасли, безработица и т.п.) в аграрной сфере используют и специфические доводы. Прежде всего, это стремление к продовольственной безопасности нации, которая понимается часто как автаркия, и стремление сохранить традиционный вид сельской местности, так называемый сельский ландшафт.

     Традиционный  сельский ландшафт с его национальными особенностями безусловно является национальным культурным достоянием каждой страны. С сокращением численности сельскохозяйственного населения возникает угроза его утраты. Эта проблема особенно актуальна для стран Западной Европы, которые долгое время пытались путем экономической поддержки собственных фермеров решать и эту проблему. Об особой актуальности именно аграрного протекционизма свидетельствует то, что на протяжении всей послевоенной истории проблема его устранения занимает важнейшее место в ряду проблем международной торговли. Этот вопрос был основным при разработке Римского договора, с которого начался Европейский экономический союз. Это вопрос занимает центральное место в итоговых документах Уругвайского раунда ГАТТ.

     Таким образом, специфика экономических отношений в аграрном секторе достаточно сильна, что обуславливает необходимость его государственного регулирования [24, c. 6-7].

     Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в  макроэкономическом регулировании  пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство  в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким". [17, c. 134]

     В самом общем плане регулирование  государства можно рассматривать как систему мер воздействия на развитие села и сельскую экономику в целях создания оптимальных условий. Такое воздействие имеет многообразный характер. Чаще всего регулирование того или иного экономического или социального объекта отождествляют с его поддержкой. Однако в строгом смысле слова это не одно и то же. Регулирование может быть направлено и не финансирование каких-либо мероприятий. Важными направлениями регулирования являются разграничение полномочий различных уровней власти, установление оптимальных межбюджетных отношений и т.д. [Киселев, с. 396].

     Часто в практике управления АПК отождествляются  понятия "государственное регулирование" и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.

     Под государственным управлением агропромышленного  производства следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие  на организации агропромышленного  комплекса, осуществляемое преимущественно  посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.

     Под государственным регулированием агропромышленного  производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно  экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические  процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства [7].

     Таким образом, проблемы социально-экономического развития села с каждым годом приобретают  все более возрастающее значение для современного общества и напрямую влияют на обеспечение безопасности и независимости страны. Существенная роль в развитии села отводится аграрной политике государства, которая реализуется посредством государственного регулирования соответствующих экономических и социальных отношений, возникающих в процессе сельскохозяйственного производства с учетом особенностей проживания в сельской местности. 

 

     1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора

 

     В зависимости от различных критериев  государственное регулирование  можно классифицировать следующим образом (Приложение А).

     Прежде  всего, можно выделить регулирование в зависимости от его форм. В соответствии с данным критерием следует разделять административное и экономическое регулирование. Административное регулирование проявляется в решениях управленческих структур, воздействующих на производство и торговлю товарами, на деятельность коммунального хозяйства, сферы образования или здравоохранения.

     Одной из форм административного регулирования  является разработка законодательных актов по регулированию производства и торговли. Законы и постановления на федеральном и региональном уровнях создают правовое поле для функционирования сельской экономики. Эти правовые акты имеют обязательный характер для всех предприятий или для соответствующих их групп. Кроме законов и постановлений к административному регулированию относятся различного рода приказы, инструкции, указания, положения и другие правовые акты. Подобного рода нормативные документы имеют относительно более низкий уровень воздействия. Они обычно принимаются на уровне министерств, ведомств, отдельных предприятий.

     Среди мер административного регулирования  следует выделить регулирование  технических аспектов производства и торговли. Стандарты, технические регламенты, система лицензирования и сертификации могут оказывать серьезное влияние на производство отдельных товаров, если они не удовлетворяют требованию стандартов. Аналогичное воздействие может быть и на импорт тех или иных продуктов питания при нарушении требований ветеринарного, санитарного или фитосанитарного контроля. Следовательно, финансирование деятельности ветеринарной и других контрольных служб следует отнести к административному регулированию.

     К административному регулированию следует отнести также назначение и снятие управляющего персонала. Это имеет отношение к предприятиям с государственной собственностью или с государственным участием, к государственным учреждениям [20, c. 12-13].

     Экономическое регулирование может осуществляться в виде финансовых, кредитных, налоговых и ценовых мер. Финансовые меры включают в себя субсидии (дотации), компенсации, различные схемы реструктуризации долгов, поддержку страхования. Кроме того, следует отметить также финансирование создания различных резервов при закупке и продаже их по рыночным ценам, расходы на образование (вложения в человеческий капитал) и на науку (поддержка развития научно-технического прогресса), стимулирование структурных сдвигов, развитие сельской инфраструктуры и др.

     Субсидии и компенсации в свою очередь могут быть продуктовыми (в зависимости от производства или продажи продукта, на голову скота или единицу земельной площади), инвестиционными (прямые инвестиции государства или частичное субсидирование капитальных вложений), дотирующими покупку и использование тех или иных средств производства (горюче-смазочных материалов, электрической и тепловой энергии, удобрений), а также поддерживающими определенный уровень доходов в сельском хозяйстве. Субсидии предоставляются в случае стихийных бедствий, при создании условий для сохранения сельскохозяйственного производства в районах с неблагоприятными условиями, для обеспечения консервации земельных угодий и осуществления экологических программ, поддержания плодородия почвы и пр. В ряде развитых стран применяется субсидии для потребителей.

     Различные схемы реструктуризации задолженности, как правило, применяются для облегчения долгового бремени товаропроизводителей, создания условий для возвращения долгов государству. В качестве конкретных видов долгов могут быть задолженность по централизованным кредитам, по налогам в республиканский и региональный бюджеты, по выплатам во внебюджетные фонды [21, c. 488-491].

     Поддержка страхования заключается, как правило, в компенсации части страховых выплат сельскохозяйственных товаропроизводителей. В Беларуси применяется страхование урожаев. В мировой практике существует также страхование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

     Кредитные меры регулирования выражаются, прежде всего, в предоставлении государством возможностей получения производителями в сельском хозяйстве льготного кредита. Кроме того, могут создавать условия для развития кредитных организаций.

     Налоговые меры регулирования связаны с действием разнообразных налогов, том числе налога на добавленную стоимость, акцизов, земельного налога. Важное значение имеет тяжесть налогового бремени. Формирование льготного режима налогообложения сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств является серьезным вкладом в улучшение экономического состояния сельскохозяйственных организаций. Льготный режим может в первую очередь относиться к налогу на прибыль, налогу на имущество, выплатам в государственные социальные внебюджетные фонды.

     В условиях рынка очень важную роль имеет регулирование цен. Использование гарантированных цен, в том числе целевых, интервенционных (залоговых) и других их разновидностей играет важную роль для стабилизации доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания условий для устойчивого производства отдельных сельскохозяйственных товаров. К ценовым мерам следует отнести различного рода ценовые субсидии, платежи на разницу рыночных цен и целевых или интервенционных (залоговых). Указанные механизмы относятся к прямому регулированию. Косвенное регулирование заключается в закупочных и товарных интервенций.

     Меры  регулирования по их характеру можно классифицировать на прямые и косвенные. Фактически административные меры регулирования являются прямыми, в то время как экономические - косвенными. Другими словами, первые оказывают непосредственное воздействие, а вторые - опосредствованное.

     В то же время различные стандарты, технические регламенты, отнесенные к административному регулированию, в определенном смысле можно рассматривать в качестве косвенных мер регулирования. Они не диктуют предприятию непосредственно производить или не производить, предъявляя определенные требования к характеристикам товара. В случае, если эти характеристики не будут соблюдены, то товар не получит доступа на рынок.

     По  отраслям регулирования следует выделить регулирование в сельском хозяйстве, сфере услуг, а также в других отраслях агарного сектора.

     По  сферам регулирования можно выделить регулирование производства, потребления, доходов, цен и рынков, социального развития и структурной политики.

     Регулирование производства может быть направлены как на увеличение производства, так и на его ограничение. Программы поддержки производства традиционно проявляются в субсидиях, компенсациях. Страхование урожаев, льготное кредитование, поддержка лизинга также следует отнести к поддержке производства.

Информация о работе Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств