Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования;
рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора;
рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь;
проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного сектора 7
1.1 Особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования 7
1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора 11
2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой 16
2.1 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в Российской Федерации 16
2.2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной экономикой 20
2 Анализ государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 24
2.1 Тенденции государственного регулирования развития сельского хозяйства в Республике Беларусь 24
3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь 28
3.3 Направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

0.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

     В аграрной политике Республики Беларусь выделяются следующие сегменты:

     1) Земельная политика:

  • правовое разрешение вопросов о полном или частичном праве собственности на землю, характере и способе его реализации;
  • регламентация вопросов землепользования и оптимизация его структуры;
  • регулирование процессов землеустройства, включая управление программами развития сельских регионов и ряд других направлений.

     2) Финансовая политика:

  • государственная поддержка системы кредитования аграрной сферы: виды и размеры кредитов, авансирования, система залога и поручительства;
  • формированием доступности кредита: процентная ставка, сроки пользования и погашения;
  • регулирование системы оперативного финансового обслуживания;
  • формирование каналов и размеров бюджетного финансирования (субсидии, дотации, удешевление кредита, погашение обязательных страховых взносов и т.д.)
  • и другие направления;

     3) Социальная политика:

  • политика формирование доходов, как результат участия в регулировании рынков земли, труда, капитала;
  • обновление и развитие сельских территорий;
  • развитие социальной инфраструктуры села, включающей консультативное обслуживание предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере;
  • социальные гарантии: система пенсионного обеспечение и страхования, здравоохранение и т.д.;
  • экология.

     4) Политика в области формирования продовольственного рынка:

  • стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции: участники, их поведение на рынке, ценообразование, налогообложение, замещение экспорта, поддержка залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией; разработка и осуществление целевых межотраслевых, отраслевых, товарных, функциональных и региональных программ и многое другое;
  • регулирование поведения агентов на внешних рынках сельскохозяйственной продукции: условия экспорта, экспортный контингент и т.д.;
  • ограничение свободы входа и выхода на отдельные рынки, регламентация на них предпринимательской деятельности в соответствии с целевыми установками и приоритетами секторальной политики, формирование антимонопольной политики и института банкротства и т.д. [7].

     Современная система управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь является трехуровневой.

     Верхний уровень управления представляют Национальное собрание Республики Беларусь, Администрация Президента, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство финансов, Министерство экономики, Национальный банк. Региональный уровень обеспечивают областные Советы народных депутатов, областные комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию. На местном уровне работают районные Советы народных депутатов и районные управления сельского хозяйства и продовольствии исполнительных комитетов.

     Управленческое воздействие на АПК осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, законов, указов, постановлений, положений о министерствах и ведомствах, в которых сформулированы их функции [17, с. 130-140].

     В последнее время Правительство  страны, Министерство сельского хозяйства  и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, разработаны и реализуются Программа социально-экономического развития, Программа возрождения села, Государственная программа реформирования АПК и Программа совершенствования агропромышленного комплекса, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др. [15, c. 12-13]

     Повышение эффективности АПК предусматривается  за счет реализации комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечение рентабельного ведения сельскохозяйственного производства при его обоснованной государственной поддержке.

     Также в республике идет реализация комплекса мер по увеличению производства растениеводческой и животноводческой продукции, совершенствованию работы перерабатывающих предприятий.

     В целях создания основ для эффективной  работы предприятий агропромышленного  комплекса, укрепления аграрной экономики в стране создаются все необходимые условия для рационального сочетания различных форм собственности и хозяйствования:

  • оптимизируется число государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий и предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, сохранив в собственности государства организации, определяющие развитие научно-технического прогресса, градо- и системообразующие организации;
  • прямое государственное управление сохраняется над важнейшими объектами агропромышленного комплекса, призванными обеспечить и репродуцировать научно-технический прогресс в отрасли: экспериментальными базами, учебно-опытными, селекционными и племенными хозяйствами, семеноводческими предприятиями, крупными предприятиями промышленного животноводства, опытными производствами по созданию новых видов сельскохозяйственной техники, сортоиспытательными и машиноиспытательными учреждениями;
  • совершенствуется процесс формирования основной части сельскохозяйственных организаций, самостоятельно осуществляющих производство при нынешнем уровне государственной поддержки, посредством внутриструктурных преобразований и внедрения рыночных механизмов хозяйствования, повысить их экономическую эффективность на основе реализации перспективных бизнес-планов;
  • обеспечивается целенаправленная государственная поддержка комплексного социально-экономического развития 60 базовых сельскохозяйственных организаций (по 9 организаций в Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областях и по 12 – в Минской и Могилевской областях), ориентированных на достижение производственно-экономических показателей агрокомбината ”Снов“ Несвижского района;
  • продолжает развиваться кооперация в агропромышленном комплексе, создавая многоотраслевые или узкоспециализированные кооперативно-интеграционные структуры, в центре которых находятся предприятия-интеграторы: перерабатывающие и пищевые предприятия, животноводческие комплексы, комбикормовые предприятия, торговые, сбытовые, финансово-кредитные организации [5].

     Государственная поддержка развития аграрного сектора экономики Республики Беларусь предусматривает финансирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, обеспечивающих стабильное функционирование всех его отраслей. Приоритетным является инвестирование следующих мероприятий:

  • известкование почв;
  • семеноводство;
  • ветеринарные мероприятия, включая содержание государственной ветеринарной сети;
  • льготирование кредитов (под бизнес-планы) на реконструкцию молочнотоварных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предприятий, на строительство жилья и приобретение техники;
  • дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию пропорционально их росту на энергоносители;
  • страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы;
  • снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу;
  • разовые субсидии сельскохозяйственным организациям;
  • и другие направления [25, c. 33-34].

     Основными источниками финансирования программных мероприятий являются средства республиканского и местных бюджетов, собственные и привлеченные средства организаций и других  инвесторов.

     Централизованные  ресурсы выделяются регионам и сельскохозяйственным организациям с учетом объемов производства и реализации продукции, естественных условий хозяйствования [14, c. 46].

     Направление средств государственной поддержки  развития аграрного сектора на указанные цели позволяет создавать благоприятные условия для укрепления аграрной экономики, реализовывать наиболее экономически выгодные проекты.

     Так при значительной ресурсной и  финансовой поддержке государства  удалось сохранить крупнотоварное производство и уже начиная с 2007 года полностью обеспечивать внутренние потребности страны в сельскохозяйственной продукции и организовать снабжение населения на уровне рекомендуемых медицинских норм [15, c. 17].

     Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе в Республике Беларусь важнейшей задачей государства является создание целостной системы экономического регулирования агропромышленного производства, рассматриваемого как органичное сочетание государственного экономического регулирования с механизмами рыночного саморегулирования. При этом с учетом специфики аграрного сектора и продовольственного рынка ключевое значение в экономическом регулировании агропромышленного производства, несомненно, играет государственное экономическое регулирование, которое должно обеспечивает как непосредственное воздействие государства на экономические процессы функционирования АПК, так и на формирование условий для развития эффективного рыночного саморегулирования. 

    3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь

 

     В развитии агропромышленного производства страны за время реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. и других важнейших программ развития аграрного сектора достигнуты существенные результаты. Обеспечена устойчивая динамика роста производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Рост происходит главным образом за счет повышения продуктивности и интенсификации отраслей земледелия и животноводства.

     Очевидны успехи в социальной сфере села. Ведется строительство агрогородков, представляющих собой качественно новый тип сельских поселений, где в комплексе воссоздается современная производственная база и социальная инфраструктура.

     Активизировались процессы структурной трансформации, образуются кооперативно-интеграционные формирования, призванные обеспечить сбалансированное развитие смежных отраслей АПК, повысить устойчивость хозяйствования и конкурентоспособность продукции [14, c. 48-49].

     Вместе с тем финансовое состояние агропромышленного комплекса и особенно ею центрального звена - сельского хозяйства - остается сложным. Низкая рентабельность не позволяет обеспечить расширенное воспроизводство без государственной поддержки. Растут долги предприятий. Для многих хозяйств характерны слабая восприимчивость к инновациям, недостаточная технологическая дисциплина, низкая степень предпринимательской активности, а также несоответствующая мотивация труда.

     Проблемы есть и в либерализации макроэкономической среды. Производство, технологии, вопросы внутренней организации и управления каждого конкретного предприятия не должны быть объектом мелочной опеки государственных и местных органов власти.

     Следует отметить, что альтернативы реальной полномасштабной и комплексной аграрной реформе в Беларуси в современных условиях развития мировой экономики не существует. Чем быстрее страна адаптируется к рыночным условиям, тем скорее будет создана база для последующей стабилизации и устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде, тем выше шансы достижения высоких социальных ориентиров и установления стандартов жизни населения. Реформирование отрасли невозможно без создания соответствующей политико-экономической среды. В основе данного процесса лежит, прежде всего, трансформация прав собственности и изменения на этой базе экономических отношений. Наиболее важными элементами формирования аграрной политики на макроуровне выступают: политика обменного курса, банковский процент и фискальная политика государства; на секторальном уровне - система кредитования, налогообложения, субсидирования, рост доступности потребления общественных благ;

     Следует отметить некоторое отставание процессов  приватизации предприятий сферы АПК и преобразованиями в сельском хозяйстве. Хотя данные процессы должны осуществляться параллельно. В аграрном секторе предпринимательская инициатива должна стимулироваться независимо от того от кого она исходит. Принимая во внимание специфику Беларуси, а также с учетом продовольственной безопасности республики, следовало бы переоценить целесообразность сохранения практически не загруженных крупных перерабатывающих и обслуживающих предприятий АПК РБ, а также отдельных сельскохозяйственных предприятий или их структурных единиц, сконцентрировавших некоторые виды сельскохозяйственного производства (например, - крупные комплексы по откорму КРС). Их поддержка за счет организационных и контрольных мероприятий без создания соответствующих мотивационного механизма и макросреды может дать рост их эффективности только в краткосрочном периоде, но приведет к неизбежной потере конкурентоспособности по мере активизации рыночных отношений [16, c. 17-18].

Информация о работе Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств