Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования;
рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора;
рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь;
проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного сектора 7
1.1 Особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования 7
1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора 11
2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой 16
2.1 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в Российской Федерации 16
2.2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной экономикой 20
2 Анализ государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 24
2.1 Тенденции государственного регулирования развития сельского хозяйства в Республике Беларусь 24
3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь 28
3.3 Направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

0.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, важными мерами регулирования является создание развитой системы рыночной информации, формирование рыночной инфраструктуры (в том числе портов, хранилищ). Сельская экономика сильно зависит от этих материальных и институциональных элементов рынка. Они слабо развиты в сельской местности и их ускоренное создание во многих районах станет важным фактором диверсификации экономики, экономического роста, повышения уровня жизни населения [21, c. 492-495].

     Особое  значение имеет снятие административных барьеров. Они существуют в межрегиональной торговле и оказывают негативное воздействие на самих товаропроизводителей, не позволяя им получать справедливую цену.

     Регулирование сельского развития и проведение структурной политики занимают большое  место в современных программах по развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Меры по развитию сельской инфраструктуры включают в себя строительство дорог, электрических сетей, водопроводов и газопроводов.

     С эти связаны мероприятия по реализации структурных сдвигов в сельском хозяйстве. Проведение структурной политики в этой области осуществляется через программы стимулирования выхода фермеров на пенсию. Они дополняются программами стимулирования вывода земельных угодий, животных из рыночного сельскохозяйственного производства. Кроме того, важным составляющим элементом структурной политики являются программы инвестиционной помощи при диверсификации экономической деятельности в сельской местности [17, c. 145-147].

     В целом в области регулирования  сельского развития, обеспечения  структурных сдвигов можно выделить несколько важных направления регулирования. Во-первых, необходимо существенным образом улучшить мобильность основных факторов производства. Именно иммобильность труда, капитала, земли в сельской местности являются серьезным препятствием как для оптимального размещения ресурсов, повышения экономической эффективности сельской экономики, а также своевременному реагированию на изменения действия рыночных сил.

     Во-вторых, повышение мобильности факторов производства связано с развитием сферы услуг в сельской местности. Как показано выше, повышение уровня обслуживания серьезно становится экономическим фактором развития сельской экономики, влияет на спрос и предложение трудовых и других ресурсов. Развитие инфраструктуры, устранение административных барьеров оказывают положительное воздействие на мобильность труда, капитала и земли.

     В-третьих, повышение интенсивности производства в сельской экономике ставит вопрос об экологической составляющей регулирования сельской экономики. Сохранение природной среды, ее улучшение очень важно в плане реализации потенциала сельской местности, в том числе развития сферы отдыха, туризма и других направлений диверсификации сельской экономики.

     В-четвертых, по мере повышения интенсивности производства встает проблема уменьшения в регулировании искажения рыночных сил. Чрезмерное субсидирование превышает необходимые пределы поддержки аграрного сектора, приводя к несостоятельности государственного вмешательства. Излишняя поддержка государства вызывает провал конкуренции, перепроизводство, и, в конечном счете, наносит вред сельской экономике.

     В связи с этим еще одним критерием  для классификации мер государственного регулирования является степень воздействия на производство и торговлю. Данный критерий был использован в ходе Уругвайского раунда переговоров по либерализации торговли и зафиксирован в Соглашении по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации (ВТО). Меры, не оказывающие влияния, или влияющие в минимальной степени на производство и торговлю объединены в так называемый "зеленый ящик". Критерии отнесения к зеленому ящику сформулированы в приложении 2 к Соглашению по сельскому хозяйству. Принципиальное значение имеет то, что меры такой поддержки не являются трансфертами от потребителей, не имеют в качестве последствия ценовую поддержку производителей, не должны быть увязаны и основываться на типе или объеме продукции, внутренних или мировых ценах, факторах производства. Для отдельных мер установлены также специфические критерии, которые необходимо соблюдать [21, c. 496-497].

     В качестве конкретных мер зеленого ящика  можно назвать общие услуги (расходы  на образование, науку, защиту животных, растение и человека от болезней, информационные и консультационные услуги, проведение выставок, строительство различных инфраструктурных объектов), хранение запасов для целей продовольственной безопасности, продовольственная помощь, поддержка доходов, не связанная м производством, государственная поддержка страхования доходов, расходы на проведение структурной политики на экологические программы, компенсацию потерь в результате стихийных бедствий, на поддержку регионов с неблагоприятными условиями жизни.

     Меры  по ограничению производства отнесены к так называемому "голубому ящику" сформулированы в статье 6 Соглашения по сельскому хозяйству. Эти платежи должны базироваться на фиксированной площади или урожае сельскохозяйственной культуры, производиться в расчете не более 85% от объема производства в базовом периоде, а в случае животноводства - на фиксированное количество скота. Меры голубого ящика применяются ограниченным количеством стран, среди которых ЕС, Исландия, Норвегия, США, Словакия, Словения, и Япония.

     Меры, искажающие производство и торговлю, имеют название программ "янтарного ящика". Они не запрещены, но подлежат сокращению. Среди них выделяются программы поддержки цен, поддержки, связанной с производством отдельных продуктов и несвязанной производством отдельных продуктов. Для стран, которые в рамках ВТО получили статус развивающихся, статьей 6.2 Соглашения по сельскому хозяйству предусмотрено без ограничений применять субсидирование инвестиций, средств производства, а также использовать стимулирования прекращения выращивания наркотических культур.

     В системе классификации мер государственного регулирования выделены рычаги в  зависимости от вида торговли. Важнейшими мерами данного типа регулирования являются импортные и экспортные пошлины, различного рода защитные меры (антидемпинговые и компенсационные пошлины, специальные защитные меры), тарифные квоты и количественные ограничения.

     Выделяются  также нетарифные меры регулирования, состоящие из технических норм регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, процедур таможенной оценки, правил происхождения, предотгрузочной инспекции, лицензирования импорта [21, c. 497-498].

     Весь  комплекс мер регулирования сельской экономики в разных странах имеет разную "конфигурацию". В зависимости от состояния экономики отдельных отраслей, от уровня их развития, от финансовых возможностей бюджета, от потребностей и нужд применяются те или иные конкретные программы и мероприятия.

  1. Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора  в Российской Федерации

    2.1 Обобщение опыта  государственного  регулирования развития  аграрного сектора  в странах с  трансформационной  экономикой

 

     В качестве цели аграрной реформы в странах с трансформационной экономикой рассматривается создание рыночно ориентированного аграрного сектора экономики.

     Сегодня в рамках достижения поставленной цели, независимо от стартовых условий  страны политиками и учеными обычно выделяются следующие задачи:

  • структурная перестройка сектора, приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных производственных единиц;
  • создание новой рыночной инфраструктуры сектора, приватизация в I и III сферах АПК, либерализация рынков;
  • формирование адекватной продовольственной политики.

     Степень разрешения этих задач свидетельствует  о достижениях страны на пути аграрных реформ и стабилизации экономики [1, c. 7].

     Сегодня развитие сельского хозяйства в  Российской Федерации рассматривается  в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой - что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы.

     Согласно  ст. 5 Закона "О развитии сельского  хозяйства" государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

     Доступность и адресность государственной поддержки  сельскохозяйственных товаропроизводителей определяется законом "О развитии сельского хозяйства" как принципы, на которых основывается государственная аграрная политика, а собственно государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей названа одним из основных направлений государственной аграрной политики [26].

     Огромное  значение роли аграрной политики в стране и вопросам её государственного регулирования отводится в Концепции развития законодательства РФ на 2008-2011гг. В соответствии с данной Концепцией, аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, поддержку надежного продовольственного обеспечения страны, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства, формирование эффективного устойчивого производства агропродовольственной продукции, обеспечивающего потребности населения в продовольственных продуктах и предприятий пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье [11].

     Государственное регулирование развития аграрного сектора предусматривает следующие меры воздействия.

  1. Разработка целевых комплексных программ. Данная мера является важным фактором воздействия государства на развитие научно- технического прогресса АПК, поддержание продовольственной безопасности страны. Федеральные и региональные целевые комплексные программы комплексно воздействуют на отдельные сферы, способствуют формированию структуры АПК, позволяют создавать относительно равные условия для различных форм хозяйствования. Они разрабатываются по ключевым приоритетам направлениям развития агропромышленного производства.

     Так успешная реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и антикризисных мер Правительства Российской Федерации обеспечивает устойчивый рост объемов производства продукции сельского хозяйства» [23, с. 9].

  1. Бюджетная политика определяет поддержку агропромышленного комплекса по следующим направлениям:
  • разработка государственного бюджета должна исходить из приоритетов развития АПК, первоочередного выделения средств на реализацию целевых комплексных программ по становлению агропромышленного производства;
  • финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, мелиорация земель, ветеринарному обслуживанию;
  • дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овощеводства;
  • компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений комбикормов специализированными агропромышленными предприятиями;
  • финансирование капитальных вложений в развитие науки и техники;
  • создание специальных государственных фондов финансовой поддержки товаропроизводителей;
  • осуществление государственной поддержки становления и реформирования сельскохозяйственных предприятий, поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств, формирование производственной инфраструктуры;
  • санация и перепрофилирование убыточных и неперспективных производств.

     Меры  государственной поддержки и финансирования осуществляются на конкурсной основе по принципу адресности, с обязательным обоснованием потребности и эффективности их использования [16, c. 12-16].

  1. Страховая защита включает страхование урожая сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и птицы, инвестиции в агропромышленное производство. Система страхования в аграрном секторе стимулируется долевым участием федерального бюджета в расходах сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств по страхованию - 90%страховых взносов подлежат возмещению страховщикам за счет средств федерального бюджета. Страховые взносы по страхованию урожая, уплаченные за счет собственных средств товаропроизводителей, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Из-за недостаточности бюджетных средств государство не в состоянии выполнить свои обязательства перед страховщиками. Поэтому целесообразно создание федерального сельскохозяйственного страхового резерва, сформированного за счет зачисления от общей суммы страховых сельскохозяйственных платежей в размере 50 % [2, c. 34-35].
  2. Ценовая политика предусматривает сочетание свободных рыночных (договорных) цен, регулируемых гарантированных цен и дотаций по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Рыночные (договорные) цены складываются из спроса и предложения. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. должны обеспечивать уровень рентабельности, достаточный для расширения воспроизводства. Гарантированные цены выполняют страховую функцию по защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных. Они применяются для расчета доплат к рыночным ценам при реализации любым покупателям и при расчетах по реализации продукции государству по согласованию с товаропроизводителями и в пределах квот, определяемых на федеральном и региональном уровнях.

Информация о работе Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств