Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования;
рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора;
рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь;
проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного сектора 7
1.1 Особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования 7
1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора 11
2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой 16
2.1 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в Российской Федерации 16
2.2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной экономикой 20
2 Анализ государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 24
2.1 Тенденции государственного регулирования развития сельского хозяйства в Республике Беларусь 24
3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь 28
3.3 Направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Необходимо продолжать вопрос урегулирования земельных отношений с позиций необходимости конструктивных преобразований, который по-прежнему остается открытым ввиду конституционального закрепления государственного права собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Применительно к условиям Республики выходом из сложившейся ситуации, рассматриваемым как временная альтернатива, своего рода суррогат права собственности, может стать долгосрочная аренда. Данный подход не противоречит Гражданскому Кодексу Республики Беларусь и не запрещен Земельным кодексом.
Рассмотрению подлежит и государственная финансовая поддержку агропромышленного производства. Иногда средства направляются на поддержание заранее обреченных на умирание организаций, а наиболее эффективных и имеющих перспективы развития остаются в стороне. Для Беларуси одним из решительных шагов в этом направлении могли бы стать отказ от всеобщей и переход к целевой финансовой поддержке; политика широкого применения санации и банкротства к агонизирующим сельскохозяйственным организациям [27, c. 94].
Ввиду истощенности и явной недостаточности внутренних источников инвестирования существует проблема привлечения иностранного капитала в аграрный сектор Республики Беларусь.
Современный аграрный сектор требует формирования новой институциональной среды, т.е. принятия адекватного рынку законодательства с учетом изменения отношений собственности, основанного на реформе органов государственного управления и местного самоуправления, формирования рыночной и социальной инфраструктуры сектора. Деятельность Министерства, других государственных органов управления должна быть переориентирована с производства на формирование отраслевой стратегии и политики, стимулирование развития экономики предприятий и защиту их интересов, инициирование и принятие соответствующие нормативных актов по сопровождению реформ, создание рыночной инфраструктуры, устранение несостоятельности отдельных институтов и их последующую корректировку с учетом хода аграрной реформы, т.е. всего того, что в совокупности является государственным регулированием [7].
Данные недостатки не позволяют обеспечить требуемую экономическую устойчивость национального АПК, содержат ряд уязвимых позиций в сравнении с ведущими зарубежными конкурентами.
Все
это вызывает необходимость разработки
новых программных мероприятий, направленных
на дальнейшее развитие аграрной экономики,
укрепление эффективности функционирования
агропромышленного производства.
Главная цель государственного регулирования на современном этапе - обеспечить устойчивый рост экономики, усилить роль экономических рычагов и инструментов, перейти на самоокупаемость и самофинансирование всех форм хозяйствования.
Основной акцент в предстоящие годы необходимо сделать па развитие и укрепление экономики АПК. Необходимо решать и все другие проблемы - рост объемов производства, технико-технологическое переоснашенне предприятий, ресурсное снабжение, развитие социальной инфраструктуры и т.п.
В связи с этим приоритетная роль отводится совершенствованию взаимоотношений агропромышленных предприятий и государства, включая основные направления централизованной поддержки агропромышленного производства, а также совершенствованию систем ценообразования и регулирования пен, налогообложения предприятий аграрного комплекса, мотивации и стимулирования труда и производства и др.
Приоритетным направлением институциональных преобразований в сельском хозяйстве должно стать поэтапное снижение роли прямого государственного управления хозяйственной деятельностью, разграничение функций государственного и хозяйственного управления, развитие агропромышленной кооперации преимущественно на основе создания структур холдингового, кластерного и корпоративного типа [6, c. 60-62].
Государственное регулирование АПК предлагается осуществлять преимущественно на основе методов и рычагов экономического характера. В сфере прямого государственного контроля должны остаться лишь вопросы:
Дальнейшее развитие должны получитьпроцессы приватизации предприятий агропромышленного комплекса (при сохранении контрольной функции государства) с целью повышения эффективности управления, ускорения технико-технологического переоснащения производства и расширения рынков сбыта. Акцент должен быть сделан на привлечении негосударственных, в том числе иностранных инвестиций.
При формировании нового хозяйственного механизма необходимо изменить практику ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Такая практика должна быть основана на принципах рационального сочетания государственного регулирования и применения свободных рыночных цен, складывающихся под воздействием спроса и предложения.
Государство может сохранить за собой право регулирования пределов колебания цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие для поддержания необходимого межотраслевого паритета и нормативной рентабельности производства, обеспечения экономической доступности продовольствия для различных групп потребителей.
Постепенно должна усиливаться регулирующая и стимулирующая функция налогов, прежде всего по обеспечению рационального использования производственных ресурсов.
Единый сельскохозяйственный налог предлагается дифференцировать в зависимости от условий хозяйствования.
Государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса должна предусматриваться по следующим направлениям:
Перечень мер по совершенствованию системы государственной поддержки АПК включает:
Основную часть государственной поддержки намечается увязать с объемами производства и реализации продукции, условиями хозяйствования, а также с окупаемостью вложений и роста экономической эффективности производства.
Вместе с тем прямое централизованное финансирование должно быть предусмотрено по мероприятиям, которые хотя и не обеспечивают прямой окупаемости вложений в краткосрочной перспективе, по имеют пролонгированную эффективность. Имеются в виду строительство и капитальный ремонт мелиоративных сооружений; известкование почв; рекультивация земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; селекция сельскохозяйственных животных и растений.
Значительные изменения целесообразно провести в системе мотивации труда и производства. Необходимо усилить зависимость оплаты труда работников всех категорий от результатов деятельности и прежде всею посредством установления прямой связи размеров трудовой мотивации с размерами прибыли, выручки, валового и чистого дохода. А также расширить практику накопления персонифицированной собственности в общем объеме капитала предприятий, в том числе за счет направления части прибыли на увеличение паевого или долевого фонда, начисления дивидендов, установления процентов от доходов и т.п.
Важное значение необходимо придать стабилизации развития базовых отраслей агропромышленного комплекса - животноводству и растениеводству. Развитие отраслей животноводства как приоритета сельского хозяйства в Беларуси должно осуществляться с учетом региональных и зональных почвенно-климатических, а также производственных особенностей. Это необходимо в первую очередь для обеспечения конкурентоспособности получаемой продукции [6. c. 66].
В отраслях растениеводства необходима дальнейшая специализация, интенсификация и концентрация в целях полного удовлетворения потребностей животноводства в сбалансированных кормах, предприятий перерабатывающей промышленности - в качественном сырье, а торговли, включая экспорт, в конкурентоспособной товарной продукции.
Необходимо продолжить ускоренное обновление основных фондов перерабатывающих предприятий с целью внедрения нового энергосберегающего технологического оборудования с углубленной системой переработки сырья. Наряду с этим следует оптимизировать структуру производства, специализацию предприятий, сеть товародвижения, в том числе за рубежом. Мощности перерабатывающих предприятий должны обеспечивать гибкое реагирование на изменение спроса, в том числе по количеству и спектру выпускаемой продукции, объемам поступающего на переработку сырья.
Стоят задачи расширения выпуска продуктов функционального назначения, формирования узнаваемых и конкурентоспособных брендов, в особенности продуктов традиционного белорусского производства.
Приоритетным направлением регулирования аграрного сектора является совершенствование системы обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия.
Также необходимо предусмотреть дополнительные меры по поддержке малоимущих слоев населения путем введения дотаций, создания специальных магазинов с минимальной торговой наценкой, выпуском специальных «социальных видов» продукции (хотя в ряде областей появление социального хлеба может вызвать резкий рост его потребления, в связи с закупкой его на корм скоту).
Целесообразно пересмотреть порядок и сроки согласования тех или иных мер, регулирующих развитие АПК и продовольственного рынка, для повышения их эффективности и обеспечения своевременности [19, с. 76].
Эффективность
предлагаемых мер будет зависеть от активной
совместной работы государственных и
территориальных органов управления,
законодательных органов власти и бизнес-сообщества,
своевременности информирования производителей,
переработчиков и участников розничного
рынка АПК о принятых решениях.
Изучив особенности аграрного сектора и обосновав необходимость его государственного регулирования, рассмотрев направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора, проанализировав опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой, дав оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь, проанализировав проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы: