Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования;
рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора;
рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь;
проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного сектора 7
1.1 Особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования 7
1.2 Направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора 11
2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой 16
2.1 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в Российской Федерации 16
2.2 Обобщение опыта государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной экономикой 20
2 Анализ государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 24
2.1 Тенденции государственного регулирования развития сельского хозяйства в Республике Беларусь 24
3.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в Республике Беларусь 28
3.3 Направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

0.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

     УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

    Кафедра  экономической теории

                  
 
 
 

     Курсовая  работа  

    по  дисциплине: Аграрная политика

    на  тему: «Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенствования» 

 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа:  39 с., 1 рис., 27 источников, 1 прил. 

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОДДЕРЖКА, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ 

     Объект  исследования государственное регулирование аграрного сектора.

     Предмет исследования –  государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь.

     Цель  работы: анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.

     Методы  исследования: общеэкономические методы, логические и интуитивные методы, сравнения и экономического анализа.

     Исследования  и разработки: определены особенности аграрного сектора и необходимость его государственного регулирования, исследованы основные формы и направления государственного регулирования развития сельского хозяйства, рассмотрен опыт стран с рыночной и трансформационной экономикой в государственном регулировании аграрного сектора.

     Область возможного практического  применения: разработка практических рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.

     В ходе написания работы проводились обобщения различных точек зрения, высказанных в экономической литературе, анализировались периодические материалы.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

                                      ________________

     (подпись  студента)

 

     RESUME 

     This research consists of 39 pages, 1 illustration, 27 sources, 1 appendix. 

     GOVERNMENT REGULATION, STATE CONTROL, AGRICULTURAL POLICY, GOVERNMENT SUPPORT, ADMINISTRATIVE, LEGISLATIVE AND ECONOMIC MEASURES 

     The object of the research is government regulation of agrarian sector.

     The subject of the research is government regulation of development of agrarian sector of the Republic of Belarus.

     The research objective is to create new measures of government regulation of development of agrarian sector of the Republic of Belarus.

     The following methods were used to make this research: general economic methods, logical and intuitive methods, comparison and economical analysis.

     The following elaborations were made: analysis of the information about the features of agrarian sector and necessity of its regulation; generalization of the information of government regulation of development of agrarian sector; studying foreign experience and particularities of government regulation of development of agrarian sector of the developed countries and countries in transition.

     The sphere of practical application is the recommendations for government bodies for the improvement of mechanism of government regulation of development of agrarian sector of the Republic of Belarus.

     The author of this research confirms that all the materials given in the research reflects the present situation of the research process correctly and objectively. All used theoretical and methodological statements, concepts and opinions are taken from different literature sources and are followed with references. 
 
 
 

     _________________

     (Student’s signature)

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

     Особую  актуальность в современных условиях экономического развития страны приобретает  государственное регулирование  аграрного производства. Эта сфера - исходная основа обеспечения продовольствием населения и ряда отраслей экономики сельскохозяйственным сырьем. Столь значимая роль этой сферы жизнедеятельности людей обуславливает необходимость государственной поддержки (финансовой и материальной). Она особенно требуется ввиду того, что аграрное производство Беларуси функционирует в условиях экономики трансформационного периода.

     Чтобы поступательно развиваться, сельскохозяйственным производителям необходимо наряду с  государственной поддержкой совершенствовать рыночные отношения, существующие в этом секторе экономики. При этом надо учитывать их многогранность с точки зрения форм собственности и организационно-правовых структур. Их экономические интересы противоречивы. В связи с этим важной является роль государства в создании благоприятных условий хозяйствования для всех организаций АПК, с тем чтобы совершенствующийся рыночный механизм способствовал преодолению противоречий и обеспечивал рост предложения сельскохозяйственной продукции на рынке.

     В связи с этим возрастает значимость законодательного и правового регулирования  экономических процессов, определяющих настоящее и будущее развитие субъектов аграрного производства.

     Таким образом, государственное регулирование  в этой сфере экономики на современном этапе её развития расценивается как одна из актуальных проблем. Оно достаточно многогранно и поэтому регулирование со стороны государства должно быть дифференцированным. Важным также является то, чтобы в нем выделялись приоритеты целенаправленного действия, обуславливающего прогресс развития аграрного производства.

     Степень разработанности проблемы В изучение и разработку данной темы, её многих теоретических и методологических основ и направлений внесли вклад такие ученые как Л.И Абалкин, Е.Ф. Борисов, В. И. Видяпин, Дж. Гэлбрейт, Г.П. Журавлева, Дж. Кейнс, Ф. Кенэ, Н. Д. Кондратьев, Т. Манн, К. Маркс, Е.С. Строев и др.

     Трансформационные реформы ведут к принципиальным изменениям в экономике Беларуси, порождают новые проблемы и вопросы, объяснение и решение которых не могут оставаться вне внимания исследователей. Активизация государственного регулирования аграрного сектора экономики выдвигается на одно из значимых мест в обеспечении экономического роста и осуществления ряда назревших задач в обществе. Актуальным является регулирование рыночного механизма, форм, методов и инструментов в организациях АПК.

     Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной как с теоретической, так и с практической точки  зрения.

     Целью данной работы является анализ и разработка направлений совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора Республики Беларусь.

     Данная  цель реализуется с помощью решения  следующих задач:

  • изучить особенности аграрного сектора и обосновать необходимость его государственного регулирования;
  • рассмотреть направления, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора;
  • рассмотреть и проанализировать опыт государственного регулирования развития аграрного сектора в странах с рыночной и трансформационной экономикой;
  • дать оценку тенденциям развития государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Беларусь;
  • проанализировать проблемы и направления совершенствования государственного регулирования развития аграрного сектора в Республике Беларусь.

     Объектом  исследования  является государственное  регулирование развития аграрного  сектора.

     В ходе написания работы использовались литературные источники как учебного плана, так статьи из  периодических  изданий, а также электронные  источники.

     Основные  методы исследования: сравнительного анализа, группировки, сравнительно-исторический метод, дедукции и индукции, диалектический метод.

     Данная  курсовая работа состоит из 3 глав, при  написании было использовано 27 источников,  общий объем работы 39 страниц.

 

  1. Теоретические аспекты государственного регулирования аграрного  сектора
    1. Особенности аграрного сектора  и необходимость  его государственного регулирования
 

     Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость  присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. Масштабное присутствие государства в функционировании аграрного сектора обусловлено рядом факторов.

     Так в силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей [7].

     Сельское  хозяйство в развитых странах  представляет собой классический пример совершенно конкурентной отрасли, поскольку  сельхозпроизводство ведется большим  количеством продавцов, каждый из которых не обладает достаточным объемом предложения для влияния на цены, продукт практически не диверсифицируем, а кроме того, практически отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка.

     Сильная зависимость сельхозпроизводства  от природных условий. Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрный сектор сферой относительно рискованного приложения капитала.

     Вследствие  слабой дифференцируемости продукции  продавцы имеют мало возможностей для  повышения цен. Паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства из года в год во всем мире изменяется не в пользу аграрного сектора.

     Конечным  продуктом сельскохозяйственного  производства и продовольственного сектора является продовольствие. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, как правило, низка. Потребители приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или сокращения цен на них практически в неизменных объемах. С другой стороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары является неэластичным и по доходу [12, c. 363-364].

     Низкая  эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию порождает так называемую долгосрочную фермерскую проблему. Сама по себе низкая эластичность спроса еще  не является проблемой для сектора экономики, если предложение не растет или растет медленно. Но дело в том, что за последний век аграрный сектор пережил значительный научно-технический прогресс, резко выросла производительность аграрного труда, и предложение сельскохозяйственной продукции стало быстро расти. А с ростом реальных доходов спрос каждой отдельной семьи, предъявляемый к аграрно-продовольственному сектору, сокращается. Но с ростом благосостояния обычно сокращается и рождаемость, а это означает снижение темпов роста населения. В результате совокупный спрос на сельскохозяйственную продукцию в обществе растет медленнее, чем ее предложение.

     Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также  удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке [7].

     Таким образом, по мере развития экономики  и научно-технического прогресса  сельское хозяйство оказывается  «зажатым» между двумя тенденциями. С одной стороны, с ростом предложения суммарная выручка сектора стремится к уменьшению. С другой стороны, цены на приобретаемые товары обгоняют цены на фермерскую продукцию. Результирующим трендом становится относительное падение фермерских доходов. В долгосрочной перспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторах экономики. Так как сельское хозяйство — высоко конкурентная отрасль, казалось бы, что в силу законов рынка параллельно с падением доходов должен происходить отток фермеров из этой отрасли в более прибыльные сферы деятельности. Однако на практике этого не происходит. Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве приводит к усугублению долгосрочной фермерской проблемы. Особенность сельского жителя и сельского работника, выражается в его особой привязанности к устоям жизни и труда и обусловливает особый общественный консерватизм этой части населения.

     Ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию в совокупности с большой  зависимостью аграрного производства от природного фактора и конкуренцией производителей порождает краткосрочную фермерскую проблему: цены на рынке сельхозпродукции крайне нестабильны. Малейшие колебания в объемах предложения в зависимости от тысячи неподконтрольных фермеру причин (высокий или низкий урожай и т.д.) — и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью.

Информация о работе Государственное регулирование развития аграрного сектора Республики Беларусь: тенденции реализации, проблемы и направления совершенств