Государственное регулирование бизнаса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основные направления государственного регулирования в области предпринимательства.
2. Выявить экономические цели государственного регулирования бизнеса.
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственного регулирования предпринимательства
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства
1.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства
1.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса
2 Особенности государственного регулирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства
2.2 Правовое регулирование предпринимательства
2.3 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

гос регулирование бизнеса в рк.docx

— 84.11 Кб (Скачать)

Вышеперечисленные и иные права частных предпринимателей на свободное осуществление предпринимательской  деятельности охраняются законом. Пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяются способы  защиты прав и законных интересов  предпринимателей, предусматривающие:

- возможность  осуществления предпринимательской  деятельности без получения чьих-либо  разрешений, кроме лицензируемых  видов деятельности, перечень которых  устанавливается в статье 9 указа  президента Республики Казахстан,  имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании»;

- максимально  простой явочный порядок регистрации  всех видов предпринимательства  во всех сферах экономики в  одном регистрирующем органе;

- ограничение  законодательными актами проверок  предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными  органами, что регламентируется  законом Республики Казахстан  «о налогах и других обязательных  платежах в бюджет», законом  Республики Казахстан от 19 июня 1997 года «Об индивидуальном предпринимательстве»; указом президента Республики  Казахстан от 27 апреля 1998 года «О  защите прав граждан и юридических  лиц на свободу предпринимательской  деятельности»;

- возможность  принудительного прекращения предпринимательской  деятельности только по решению  суда, вынесенному по основаниям  и в порядке, определяемым законодательными  актами;

- установление  законодательными актами перечня  работ, видов товаров и услуг,  которые запрещены для частного  предпринимательства, запрещены  или ограничены для экспорта  или импорта;

- возможность  привлечения государственных органов,  должностных лиц, а также иных  лиц и организаций к установлению  законодательством имущественной  ответственности перед предпринимателями  за неправомерное воспрепятствование  их деятельности;

- запрещение  исполнительным контрольным и  надзирающим органам вступать  в договорные отношения с субъектами  предпринимательства на предмет  выполнения обязанностей, являющихся  функциями этих органов;

- иные  средства, предусмотренные законодательством,  в том числе: законом Республики  Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите  и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями), законом Республики  Казахстан от 19 июня 1997 г. «О государственной  поддержке малого предпринимательства», указом президента Республики  Казахстан от 6 марта 1997 г. «О  мерах по усилению государственной  поддержки и активизации малого  предпринимательства» [19]. 

2.3            Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 

В отличие  от мощных финансово-промышленных групп  малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры  рынка, придаёт рыночной экономике  необходимую гибкость. Эта черта  приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой  индивидуальной дифференциации потребительского спроса, ускорения темпов технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый и средний бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, в том числе  трудовые, сырьевые, которые в его  отсутствие не были бы использованы.

Существенный  вклад вносит малый и средний  бизнес и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен  по самой своей природе, что проявляется  в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, при узкой  специализации в использовании  новейшей техники малое предпринимательство  выступает в качестве серьёзного конкурента, подрывающего позиции крупных  корпораций.

Значительная  роль малого и среднего бизнеса и  в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области  электроники, кибернетики и информатики.

Очевиден  вклад малого бизнеса и в решение  проблемы занятости. В промышленно  развитых странах на него приходится до 50-60% новых рабочих мест.

По данным агентства РК по статистике в Казахстане в январе-марте 2010 года по сравнению  с январем-мартом предыдущего года, по оперативным данным, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 2,1%. При этом, количество активных субъектов  МСП увеличилось на 3%, численность  занятых - на 2,7% [20]. Наблюдается увеличение основных показателей развития малого и среднего предпринимательства  в Республике Казахстан [см. приложение А].

Наконец, велика роль малого и среднего бизнеса  в смягчении социальной напряжённости  и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство  является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все отмеченные преимущества обязывают государство оказывать всемерную поддержку малому бизнесу. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия для развития малого бизнеса: нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров и др. [21].

В переходный период малый и средний бизнес нуждается в постоянной поддержке  государства. Именно он придаёт смешанной  экономике гибкость, мобилизует крупные  финансовые и производственные ресурсы  населения, несёт в себе мощный антимонопольный  заряд, служит серьёзным фактором структурной  перестройки, во многом решает проблему занятости.

Формирование  системы государственного регулирования  предпринимательства идёт по многим направлениям. Рассмотрим некоторые  из них.

1.                 Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. На этом этапе важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении.

2.                 Формирование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

3.                 Формирование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, которое подразумевает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, сети по подготовке кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационную поддержку предпринимателей.

Предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Чаще всего суть её сводится к выработке  конкретных мер по трём направлениям:

1.                 Консультация (особенно на начальном этапе).

2.                 Оказание финансовой поддержки.

3.                 Оказание научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Ряд экономистов  считает, что к основным трудностям, с которыми сталкивается в настоящее  время предпринимательство, относятся:

-                   неустойчивость и незавершённость законодательной базы деятельности предпринимательских структур;

-                   жёсткий налоговый прессинг и усложнённость системы налогообложения;

-                   нехватка первоначального капитала и собственных оборотных средств;

-                   трудности с получением банковских кредитов;

-                   давление криминальных структур;

-                   сложности с помещениями и высокая арендная плата;

-                   ограниченные возможности лизинговых услуг.

В соответствии с Законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства» основными принципами государственной  поддержки малого предпринимательства  являются:

-                   приоритет развития малого бизнеса в Республике Казахстан;

-                   комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;

-                   доступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства

-                   международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства [18].

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

·                    организация подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;

·                   создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

·                   установление упрощённого порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;

·                   установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно сертификации);

·                   создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;

·                   поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнёрами;

·                   принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;

·                   предоставление преференций субъектами малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг [13].

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется на основе государственных  и региональных программ поддержки  и развития малого предпринимательства.

Организации и граждане вправе самостоятельно вносить  предложения в государственный  орган, осуществляющий поддержку малого предпринимательства, о включении  отдельных проектов в государственные  и региональные программы.

Государственная политика в Республике Казахстан  в отношении частного предпринимательства  нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых  высокотехнологичных производств  с наибольшей добавленной стоимостью.

Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается  решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.

Инфраструктура  поддержки предпринимательства  представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия  создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.

В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:

• государственные  и созданные по инициативе государства  организации;

• неправительственные  организации;

• коммерческие организации.

В зависимости  от функциональной направленности структура  институтов инфраструктуры определяется следующим образом:

• государственная  поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;

Информация о работе Государственное регулирование бизнаса в РК