Государственное регулирование бизнаса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основные направления государственного регулирования в области предпринимательства.
2. Выявить экономические цели государственного регулирования бизнеса.
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственного регулирования предпринимательства
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства
1.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства
1.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса
2 Особенности государственного регулирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства
2.2 Правовое регулирование предпринимательства
2.3 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

гос регулирование бизнеса в рк.docx

— 84.11 Кб (Скачать)

Важной  сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении  тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной  администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной  собственности, недвижимости.

Важным  направлением государственного регулирования  является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока  жизни патента и осуществлению  принудительного лицензирования новых  патентов за относительно умеренную  лицензионную плату.

Важным  инструментом финансового регулирования  предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование  производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти  средства применяются тогда, когда  частный бизнес не в состоянии  самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее  значение приобретают программы  льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или  сдерживанию роста отраслевых цен  в сочетании с протекционистской  импортной политикой и другими  средствами стабилизации рынка. Регулирование  процентных ставок по депозитам и  ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий  и способов финансирования [13].

2 Особенности  государственного регулирования  предпринимательства в Республике  Казахстан 

2.1 Необходимость  программно-целевого управления  процессом развития предпринимательства 

Длительность  и сложность процесса развития предпринимательства  приводят к необходимости программно-целевого управления этим процессом, поэтому  во многом успех развития предпринимательства  зависят от центральных органов  государственной власти.

Перспективное развитие предпринимательства ориентируется  на два важных направления:

1.                 Создание крупных организационно-хозяйственных структур (должно придать экономике стабильность и управляемость, открыть путь к широкомасштабной реализации научно-технических новаций.

2.                 Развитие малого бизнеса (должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию).

В рамках первого направления возникают  достаточно мощные организационно-хозяйственные  структуры нового типа – государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также торгово-промышленные группы, способные успешно действовать  на внутреннем и внешнем рынках. Органическое переплетение крупных  и мелких производственных компаний с мощными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными институтами), а также транспортными, торговыми  и информационными структурами  образуют финансово-промышленные группы, располагающие поистине громадными производственными и финансовыми  возможностями. Функционирование подобных групп является прогрессом современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития. Финансово-промышленные группы возникают  и укрепляются под влиянием необходимости  разворачивать широкомасштабные научные  исследования и разработки, использовать сложнейшие технические и технологические  комплексы, производственную кооперацию, чтобы эффективно противостоять  резким колебаниям деловой конъюнктуры. Кроме того, опыт развитых стран  Запада показывает, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию  с транснациональными корпорациями, иностранными финансово-промышленными  группами, если структурируется в  мощные финансово-промышленные образования  тесно взаимодействую с государственными органами, работают в правовом режиме, адекватно учитывающем особенности  национальной и мировой экономики [14]. 

2.2            Правовое регулирование предпринимательства 

Вопрос  о правовых основах государственного регулирования предпринимательства  не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления  такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства  представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм государственности  Казахстана в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все  формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных  актов. Законность государственного регулирования  предпринимательства означает, что  его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в  установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким  уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для  обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип  законности - основа функционирования как государства в целом, так  и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования  предпринимательства заключается  в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью  те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные  последствия его применения не превосходят  достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм. Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования  предпринимательства - взаимная ответственность  государства и хозяйствующих  субъектов. При этом основным субъектом  обеспечения безопасности предпринимательской  деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области  через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство  должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской  деятельности [15].

Согласно  пункту 1 статьи 4 закона Республики Казахстан  «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными целями государственного регулирования частного предпринимательства  являются: создание благоприятных условий  для развития частного предпринимательства  и защита интересов государства  и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 закона Республики Казахстан «О частном  предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства  являются:

-                   гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки;

-                   равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;

-                   гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);

-                   приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

-                   участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства [16].

Право каждого на свободу предпринимательской  деятельности конкретизируется в рамках гражданского законодательства и, прежде всего, в его основных началах. В  соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая  часть) гражданское законодательство основывается на признании равенства  участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы  договора, недопустимости произвольного  вмешательства кого-либо в частные  дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса  Республики Казахстан граждане и  юридические лица приобретают и  осуществляют свои гражданские права  своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора [17].

Реализация  права на свободу предпринимательской  деятельности гарантируется нормами  действующего законодательства в виде определения пределов правового  регулирования частной предпринимательской  деятельности и установления адресованных органам государственной власти и управления запретов на ограничение  свободы предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса  Республики Казахстан государство  гарантирует свободу предпринимательской  деятельности и обеспечивает её защиту и поддержку.

Государственные гарантии свободы предпринимательской  деятельности устанавливаются в  законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Положениями статьи 14 закона частному предпринимателю  гарантируется возможность беспрепятственно осуществления следующих прав:

·                   создавать любые виды предприятий, организация которых не противоречит законодательным актам Республики Казахстан;

·                   приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий и предприятий, основанных на других формах собственности, иное имущество и связанные с ним имущественные права;

·                   при переходе права собственности на строения и сооружения (включая не завершённые строительством) вместе с этими объектами переходят право собственности или постоянного землепользования на земельный участок в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством Республики Казахстан;

·                   участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

·                   использовать по соглашению сторон имущество юридических лиц и граждан;

·                   нанимать и увольнять любое количество работников на условиях контракта или на условиях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

·                   устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

·                   формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей производимой продукции (работ, услуг), выполнять на договорной основе работы и поставки для государственных нужд;

·                   самостоятельно устанавливать цены, расценки и тарифы на реализуемые товары (работы, услуги), за исключением случаев, определяемых нормами действующего законодательства Республики Казахстан;

·                   открывать банковские счета, в том числе для хранения денег и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;

·                   свободно распоряжаться доходом от предпринимательской деятельности, остающимся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

·                   получать неограниченный по размерам доход;

·                   пользоваться по своему выбору различными системами социального обеспечения и социального страхования;

·                   обжаловать в установленном порядке действия государственных и других органов, ущемляющих его права или законные интересы;

·                   выступать участником внешнеэкономических отношении и осуществлять валютные операции;

·                   осуществлять иные действия, связанные с предпринимательской деятельностью, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан [18].

Информация о работе Государственное регулирование бизнаса в РК