Франчайзинг в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Сейчас на потребительский рынок России проникает новая модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.
Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса...............................................5
1.1. Определение франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях...............................................................................5
1.2. Франчайзинговый договор....................................................................9
1.3. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений.............12
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга.......................................13
II. Развитие франчайзинга в России. (примеры компаний, работающих в России по схеме франчайзинга)...........................................................................17
2.1. Деловой франчайзинг на примере компании «Дока-Пицца»...........20
2.2.Производственный франчайзинг на примере компании «Coca-Cola»........................................................................................................................22
2.3. Сфера товарного франчайзинга на примере компании 1С:............28
III Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология...........................................................................................26
3.1. Экономические проблемы...................................................................27
3.2. Организационно-правовые проблемы................................................28
3.3 Социально-психологические проблемы..............................................32
3.4. Образовательные проблемы................................................................33
Заключение................................................................................................35
Список литературы.....................................................................................37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Франчайзинг).docx

— 93.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Образовательные  проблемы.

Большая часть проблем  франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем  достаточно тривиально: необходимо создать  образовательную систему, которая  позволила бы значительно расширить  подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система  должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента  и узкое, обеспечивающее целевое  консультирование субъектов франчайзинговых  систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам  франчайзинга. Эти два направления  должны дополнять друг друга. Широкое  образовательное направление в  области франчайзинга можно построить  на системе учебных центров, которые  должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить  обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры  могут использовать эти центры для  целевой подготовки своих франчайзи  и их сотрудников. Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет  смысл включить в вузовские учебные  планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу. Узкое  направление связано с развитием  управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие  проблемы франчайзинга, но и отдельные  разделы. Особенно важны: правовые аспекты  франчайзинга; взаимодействие франчайзера  и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала. Это направление можно рассматривать  как образовательное с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное направление. Организационно обучение и консультирование могут проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов либо при объединениях предпринимателей.  
 Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами. Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.  
 Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.  
 Как видно из сказанного выше, взаимосвязь экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других.

Подводя итог анализу проблем  франчайзинга, можно еще раз высказать  точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. 1Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

            

Заключение.

Франчайзинг - явление  во многом специфическое. Особенность  этой формы предпринимательства  в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким  образом, франчайзинг, по сути, с одной  стороны, помогает избежать достаточное  количество сложностей, связанных с  функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает  проблемы, свойственные любой корпоративной  структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть  его под несколько иным углом зрения.

Неоспоримым преимуществом  для начинающего предпринимателя  является то, что принадлежность к  единой франшизной системе и использование  признанной торговой марки значительно  снижают риски. Постоянная поддержка  и контроль со стороны франчайзера  дает возможность предпринимателям-франчайзи  научиться эффективным методам  управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.

Однако, их предпринимательская  инициатива ограничена: помимо того, что  франчайзер вмешивается во все сферы  деятельности предприятия, он может  принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франчайзи.

Тем не менее, франчайзи  имеет дело с проверенным бизнесом, предоставляемые ими услуги конкурентоспособны, товары надежны. И те, и другие стандартизированы, и забота о дальнейшем совершенствовании  качества целиком лежит на франчайзере. Соответственно, инициатива франчайзи  по обновлению и расширению ассортимента и спецификаций ограничена этими  стандартами. Бесперебойные поставки продукции, сырья и материалов, которые  полностью обеспечивают потребности  предприятия, несомненно положительный  факт. Но при товарном франчайзинге ассортимент строго подчинен условиям договора, франчайзи не имеет права  его нарушать, продавая иные товары (услуги), так как может составить  конкуренцию товарам франчайзера. К тому же объемы продаж, можно считать, навязываются франчайзи в соответствии с политикой маркетинга компании-франчайзера  и зачастую не соответствует планам и возможностям франчайзи.

Смысл и ориентация франчайзинга на успех для его участников –  факторы, которые отличают его от других концепций бизнеса. Их можно  выразить лишь одним всеобъемлющим  словом: система, которая предполагает наличие разнообразных дополнительных услуг и льгот. Отличительной  чертой франчайзинга является не продукт  или услуга, а качество системы, которая  позволяет осуществлять успешный бизнес и, даже если он и невелик, дает ему  большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.

Франчайзинг исторически  и прочно закрепился в развитых странах  под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и  престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг  скоро по достоинству оценят и  в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления  бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской  деятельности, получая за это использование  дополнительный доход и рекламу  своего бизнеса. Любая франчайзинговая  система строится исключительно на успешном бизнесе.

Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны  франчайзера, предусмотренные договором  франчайзинга, несомненно повышают общую  культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность  привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным”  бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.

Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству  необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к  действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих  с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки  и технологии ведения бизнеса  на территории нашей страны и за ее пределами.

С  развитием  франчайзинга России предпринимательство в целом  и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для  процветания экономики Российской Федерации.

 

 

Список литературы

1) Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.-М.,-2001.

2) Каралюнец Ф. Франчайзинг,розничная  торговля в России, быстрое питание.-БОСС.-2001.-№2.-с.24-26.

3) Карих Е. Государство  франчайзинг. –Карьера.-2002.-№ 10.с.15-19.

4) Корнев Г. Франшиза  косит наши торговые ряды. –Финансовая  Россия.-2001.-№47.-с.4.

5) Кочетков Г.Б. Франчайзинг:  Организация малого бизнеса.-США,  Канада:экономика,политика,культура.-2002.-№4.-с.102-118.

6) Кочетков Г.Б. Социальная  функция франчайзинга.- Человек и  труд.-2003.-№2.-с.32-36.

7) Ляско А. Трансакционные  издержки франчайзинговых и лицензионных  контрактов.- Вопросы экономики.-2002.-№9.-с.64-80.

8) Майлер А., С. Силинг., Т. Ерошкина., В. 

9) Колесников.Практикум  по франчайзингу для российских  предпринимателей .-М.,-2002.-с.53-54.

10) Назаренко Е. Преимущества  и особенности обслуживания франчайзинговых  компаний коммерческими банками.-Рынок  ценных бумаг.-2002.-№15.-с.63-67.

11) Новосельцев О. Оценка  коммерческой концессии:франчайзинг.-Хозяйство  и право.-2001.-№2.-с.99-115.

12) Обыденов А. Франчайзинг  как особая форма институциа-нальных  отношений: комплексный подход  к экономическому анализу коммерческой  концессии.-Вопросы экономики.-2002.-№6.-с.114-128.

13) Поворин С.В. Тенденции  развития франчайзинга в мировой  экономике.-Маркетинг в России  и за рубежом.-2003.-№3.-с.29-32.

14) Рогов В. Франчайзинг-эффективная  форма сотрудничества.-Экономика  и жизнь.-2001.-№5.-с.22.

15) Рыков И.В. Фпанчайзинг  в деятельности отечественных  производителей.-Маркетинг в России  и за рубежом.-2003.-№6.-с.81-88.

16) Сорокина Т. Франчайзинг  в розничных сетях: франчайзинговые  проекты на розничном рынке.-Управление  компанией.-2003.-№8.-с.22-26.

17) Фрумкин К.  торговая  марка напрокат.-Финансовая Россия.-2002.-№30.-с.5.

18) Шевчук В. Концессия  как способ финансирования экономи-ческой  инфраструктуры.- Финансовый бизнес.-2001.-№3.-с.35-38.   

19) Гражданский кодекс  Российской Федерации.-54 глава.-«Коммерческая  концессия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике