Франчайзинг в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Сейчас на потребительский рынок России проникает новая модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.
Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса...............................................5
1.1. Определение франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях...............................................................................5
1.2. Франчайзинговый договор....................................................................9
1.3. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений.............12
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга.......................................13
II. Развитие франчайзинга в России. (примеры компаний, работающих в России по схеме франчайзинга)...........................................................................17
2.1. Деловой франчайзинг на примере компании «Дока-Пицца»...........20
2.2.Производственный франчайзинг на примере компании «Coca-Cola»........................................................................................................................22
2.3. Сфера товарного франчайзинга на примере компании 1С:............28
III Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология...........................................................................................26
3.1. Экономические проблемы...................................................................27
3.2. Организационно-правовые проблемы................................................28
3.3 Социально-психологические проблемы..............................................32
3.4. Образовательные проблемы................................................................33
Заключение................................................................................................35
Список литературы.....................................................................................37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Франчайзинг).docx

— 93.61 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра «Экономики и предпринимательства»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Основы коммерческой деятельности»

 

на тему: «Франчайзинг в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

                                                                             Работу выполнил:

                                                                               студент гр.10-ВКМ

                                                                                             Смирнов П.С.

                                                                                             «___» _______2011г.

 

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                       Голубева Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2011

Содержание                                                                                                                                

 

Введение.........................................................................................................3

I. Франчайзинг как модель ведения  бизнеса...............................................5

1.1. Определение франчайзинга и  сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях...............................................................................5

1.2. Франчайзинговый  договор....................................................................9

1.3. Отличия франчайзинговой сделки  от сходных отношений.............12

1.4. Преимущества и недостатки  франчайзинга.......................................13

II. Развитие франчайзинга в России. (примеры компаний, работающих в России по схеме франчайзинга)...........................................................................17

2.1. Деловой  франчайзинг на примере компании  «Дока-Пицца»...........20

2.2.Производственный франчайзинг  на примере компании «Coca-Cola»........................................................................................................................22

2.3. Сфера товарного франчайзинга на примере компании 1С:............28

III Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология...........................................................................................26

3.1. Экономические проблемы...................................................................27

3.2. Организационно-правовые проблемы................................................28

3.3 Социально-психологические проблемы..............................................32

3.4. Образовательные проблемы................................................................33

Заключение................................................................................................35

Список литературы.....................................................................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сейчас на потребительский  рынок России проникает новая  модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.

Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

По другим свидетельствам сам Папа Римский для обеспечения  лучшего сбора налогов предоставлял определенным лицам право собирать выплаты в тех или иных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено  удерживать у себя сущес-твенную  часть сборов.

В последующие века с  развитием экономики государств развивалась и претерпевала изменения сама концепция франчайзинга.

В 40-х годах XIX века основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно  продавать пиво. Это событие как  раз и ознаменовало рождение той  концепции франчайзинга, существующей и по сей день. Примерно десятью  годами позже  В США идею франчайзинга запустила компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу  и обслуживание своих швейных  машин. Компания "Зингер" ввела  контракты на франчайзинг, которые  явились прообразом современных  франчайзинговых соглашений. С этого  времени компании стали использовать франчайзинговые методы для проникновения  на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших  затрат и факторов риска.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие и  автомобильные компании стали предоставлять  права на продажу их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом  понималось элементарное распространение  прав на продажу продукции производителя.

Современная концепция  франчайзинга появилась после второй мировой войны с возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность  в различного вида товарах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил  себя как идеальная модель для  ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного  питания.

В 1950 год началась эра  современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, комивояжер - продавец аппаратов  для производства молочных коктейлей. Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг  их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории  американского бизнеса.

60 - 70 - ые годы - период  наибольшего подъема франчайзингового  бизнеса, однако в это же  время разразилась масса скандалов,  которые могли скомпромитировать  саму идею франчайзинга. Причиной  тому послужило существование  огромного числа "липовых"  франчайзинговых компаний, которые  попросту собирали деньги и  исчезали. Другой причиной являлось  наличие фирм с недостаточной  капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу  рухнувших франчайзи и разорившихся  людей. Для обеспечения справедливых  франчайзинговых взаимоотношений  были созданы Международная Ассоциация  Франчайзинга и Европейская Ассоциация  Франчайзинга. Также во многих  странах появились национальные  франчайзинговые ассоциации. 

          Сегодня   предприниматели всего мира знают  франчайзинг как безопасный способ, чтобы: 

- помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

- помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и   поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;

- помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный   бизнес, в котором работают преданные делу люди.

Можно утверждать, что  франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность  малого бизнеса. Он дает возможность  объединить достоинства малого и  крупного бизнеса.

В России франчайзинг  появился относительно недавно и, наверное, ещё не получил должного развития. В нашей стране  интерес к  этому экономическому инструменту  возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых  систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.

Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу  уделяется  достаточно большое внимание в публикациях  различных печатных изданиях по экономике  и управлению. Однако, в большинстве  из них приводятся лишь основные понятия  и термины, связанные  с этой моделью  ведения бизнеса, история её  возникновения, а  вот  проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко не всегда.

Начать собственный  бизнес — кого только не посещала эта  идея, увлекая многих в пучину предпринимательства в надежде создать то, что может принести прибыль. Мысль о том, что ты сам себе хозяин, побуждала многих открыть собственное дело. Однако пока велики возможности, велик и риск. Подсчитано, что в течение первых пяти лет предпринимательство заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих. Имеются две причины того, почему новое дело терпит неудачу:

1) предприниматель пытается  предложить продукт или услуги, которые рынок не желает принимать;

2) продукт, сам по  себе интересный для рынка,  имеет слабое маркетинговое обеспечение.

Чаще всего обе эти  причины являются следствием двух факторов:

1) отсутствие надежной системы предпринимательского контроля

2) недостаток профессиональной  подготовки руководства.

Один из путей уменьшения влияния факторов риска — это  участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение с фирмой, которая создала продукт или услуги, принимаемые на рынке, и которая создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта.

Франчайзинг -  это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью. Международная Ассоциация Франчайзных Организаций (МАФО) дает определение этому феномену как:

"... длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатепь предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя ".

Франчайзодатель способен достичь более глубокого проникновения  на рынок с минимальными инвестициями, в то время как франчайзополучатель  в состоянии развернуть свою предпринимательскую  деятельность с меньшим риском.

Министерством торговли США  подсчитано, что закрытие франчайзных  предприятий в первые пять лет  их работы составляет лишь 4% . Франчайзодатель  через эксперименты и приобретаемый  опыт дает возможность устранить многие из тех причин, которые влекут за собой неудачи вновь начинаемого дела.

Франчайзинг может быть разделен на две категории. Первая известна как организация распределения продукта. Примером франчайзинга этой категории может служить производство и распространение прохладительных напитков, готовых к употреблению пищевых продуктов, а также продажа автомобилей. Вторая известна как форма предпринимательства.

В индустрии гостеприимства наиболее распространена вторая категория  франчайзинга. "Холидей Инн", "Редиссон Хотэлз", рестораны "Деннис" и "Уэндиз" являются примерами такого подхода. В каждом договоре франшизы франчайзодатель  предоставляет франчайзополучателю  право использования символа, ноу-хау  и системных структур франчайзодателя. Обычным условием является участие  в рыночной стратегии. Франчайзодатель  создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наработки.

 

I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса

1.1. Определение  франчайзинга и сторон,

участвующих во франчайзинговых отношениях. 

В отечественной экономической  литературе  термин «франчайзинг» уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

Анализируя различные  формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Франчайзи обязуется продавать  этот продукт или услуги по заранее  определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает  франчайзор. В обмен на осуществление  всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые  технологии, экспертизу, и механизмы  поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что  франчайзи имеет прекрасную возможность  сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие  права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает  ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда  не является полным владельцем товарного  знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных  взносов. Суммы этих взносов оговариваются  во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система  ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю  вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или  обучения в данной области.

Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике