Франчайзинг в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Сейчас на потребительский рынок России проникает новая модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.
Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
I. Франчайзинг как модель ведения бизнеса...............................................5
1.1. Определение франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях...............................................................................5
1.2. Франчайзинговый договор....................................................................9
1.3. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений.............12
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга.......................................13
II. Развитие франчайзинга в России. (примеры компаний, работающих в России по схеме франчайзинга)...........................................................................17
2.1. Деловой франчайзинг на примере компании «Дока-Пицца»...........20
2.2.Производственный франчайзинг на примере компании «Coca-Cola»........................................................................................................................22
2.3. Сфера товарного франчайзинга на примере компании 1С:............28
III Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология...........................................................................................26
3.1. Экономические проблемы...................................................................27
3.2. Организационно-правовые проблемы................................................28
3.3 Социально-психологические проблемы..............................................32
3.4. Образовательные проблемы................................................................33
Заключение................................................................................................35
Список литературы.....................................................................................37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Франчайзинг).docx

— 93.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Производственный  франчайзинг на примере компании «Coca-Cola».

Производственный франчайзинг - это такая форма сотрудничества, при которой франчайзер, обладая секретом производства сырья и запатентованной технологией производства готовой продукции, осуществляет обеспечение франчайзи этим сырьем и передает права на использование технологии производства готовой продукции. Все мы знаем компанию "Coca Cola", которая широко использует данную форму ведения бизнеса и при этом очень гордится концентратами своих напитков, изобретенными еще в 1899 г.  Правильная маркетинговая политика компании позволила наиболее эффективно сблизить потребителя и производителя напитков с выгодой для них обоих. Франчайзер держит в секрете технологию приготовления концентратов, поставляя их франчайзи для разлива в фирменные бутылки и распространения под именем компании на своей территории. В результате достигается значительная экономия средств, в частности - на транспортных издержках.

В России по франчайзингу с этой компанией, имеющей по всему  миру порядка 200 компаний-бутлеров (т.е. имеющих право строить свою франчайзинговую  сеть),  работает российская частная  фирма с участием греческого и  ирландского капитала «Кока-Кола ЭйчБиСИ  Евразия». Она является второй в мире компанией по объемам производства продукта под торговой маркой франчайзера. The Coca-Cola Company дает франшизу Ра-зличным компаниям при условии хорошей репутации и прочного положения на рынке. В объемном договоре между франчайзи и компанией подробно прописаны все нюансы – работы по эксплуатации и раскручиванию торговой марки. Например франчайзи запрещено производить и поставлять продукцию  в тот регион, в котором  имеется собственный производитель Coca-Cola.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Сфера товарного франчайзинга на примере компании 1С:

 
 Сюда можно отнести практически  любого  производителя, обладающего товаром, защищенным торговой маркой. Заключается договор о поставке товара и условиях продажи, плюс права производителя товара, защищаются законом об авторском праве. Сюда можно отнести фирменные магазины, владельцами или совладельцами которых являются резиденты России. Особенно это касается рынка электротоваров, вычислительной техники  и программного обеспечения. Многие торговые фирмы специа-лизируются на продажи товара, защищенного торговой маркой, но от франчайзинга там остается очень мало, скоре это взаимоотношения, регулируемые законом об авторских правах, патентным законодате-льством и т.д.

Рынок производства, связанный  с франчайзинговыми отношениями  в России в основном находится  в нише производства программного обеспечения, сборки и продажи компьютеров. В  основном это вызвано технологическим  отставанием от запада в сфере  производства микросхем.  В России появились уже свои brand-name, компании, занимающиеся сборкой из импортных комплектующих компьютеров и разработкой программного обеспечения. Среди них  можно выделить: ВИСТ (сборка, продажа компьютеров через дилерские сети), компании типа R-Style (разработка программного обеспечения, сборка компьютеров, продажа импортных brand-name компьютеров, продажа лицензионного программного обеспечения, создание собственных салонов-магазинов.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на деятельности компании 1С:, занимающейся разработкой  программного обеспечения.

Современная технологическая  платформа "1С:Предприятие" дает широкие  возможности по настройке системы  на решение любых отраслевых и  специализированных задач, по адаптации  к специфике учета на конкретном предприятии и по интеграции системы  с программными и аппаратными  средствами других производителей.

Франчайзинговая сеть партнеров-внедренцев создана и развивается фирмой "1С" для квалифицированного выполнения работ по обслуживанию пользователей  системы "1С:Предприятие" и гарантирует  качество оказываемых услуг. На сегодня  эта сеть не имеет аналогов в России, она сформирована и развивается  на базе коллективов, не просто продающих  программные продукты, но и имеющих  опыт до- и послепродажного обслуживания клиентов, внедрения, сопровождения, а  зачастую и разработки программ.

Фирмы-франчайзи работают под единой маркой "1С:ФРАНЧАЙЗИНГ", имеют в своем составе аттестованных  фирмой "1С" специалистов, что гарантирует  высокое качество выполнения типового набора услуг, начиная от простой  инсталляции и элементарной настройки  прикладной конфигурации до интеграции программы с другими пакетами, обучения пользователей и постановки учета на предприятии в полном объеме.

Фирма "1С" и ее партнеры прилагают совместные усилия для  постоянного повышения качества обслуживания пользователей. Фирма "1С" разрабатывает типовую систему  качества 1С:Франчайзи, которая позволяет  даже небольшим фирмам организовать работу в соответствии со стандартом качества ISO 9001 и получить сертификат международного образца. Сертификация по стандарту ISO 9001 гарантирует, что  компания хорошо организована, в ней  четко распределены обязанности, процедуры, соблюдается технология работы, имеются  оперативные инструкции, документированные  и известные всему персоналу, процедура контроля выполняемых  работ и, конечно, профессиональный и хорошо обученный персонал, способный  выполнять свою работу качественно  и в срок. Первыми фирмами-франчайзи, прошедшими сертификацию по международным  стандартам ISO 9001, стали московские фирмы "И.К.С." и "АВРО-БУС".

Почему обслуживанием пользователей  занимается не сама фирма "1С", а  ее партнеры-франчайзи? Дело в том, что  франчайзинг - наилучший на сегодняшний  день метод обеспечить индустриальное качество услуг, позволяющий сочетать эффективность, энергию, высочайший профессионализм и подвижность сотен небольших частных предприятий с мощью признанной торговой марки, технологическими достижениями и гарантиями ведущего российского разработчика программного обеспечения. Только небольшие частные предприятия реально могут оказывать внимание конкретным нуждам конкретного клиента. При этом наличие у франчайзи за спиной самой фирмы "1С" дает клиенту уверенность, что предложенные ему решения по автоматизации будут совершенствоваться и поддерживаться на регулярной и долговременной основе.

Отраслевая специализация  фирм-франчайзи обеспечивает существенное повышение эффективности их деятельности за счет хорошего знакомства с предметной областью и способствует появлению  конфигураций, хорошо отражающих специфику  конкретных отраслей. Фирма "1С" регулярно  публикует сборник "Внедренные решения  на основе системы программ "1С:Предприятие", в котором содержится информация об использовании системы "1С:Предприятие" в конкретных организациях в самых различных отраслях. В этом сборнике представляются материалы об оригинальных конфигурациях, разработанных фирмами франчайзинговой сети "1С", а также примеры внедрения типовых конфигураций "1С". Наиболее отработанные решения партнеров оформляются в виде тиражных типовых конфигураций для системы "1С:Предприятие" и передаются в фирму "1С" для сертификации. После тщательного тестирования на соответствие определенному набору требований, такие продукты получают сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие" и продаются фирмой "1С" клиентам в режиме дистрибьюции через партнерскую сеть. В настоящее время уже есть решения для автотранспортных предприятий, бюджетных и военных организаций, гостиниц, интернет-технологий, для расчета квартплаты, для медицинских учреждений, международных и национальных стандартов учета, некоммерческих организаций, образования, общественного питания, планирования, управленческого учета и финансового анализа, для производственных предприятий, страховых организаций, строительства, для торговли различными видами товаров (автомобили, медикаменты, алкоголь и т.д.) и стыковки с торговым оборудованием, специальный расчет зарплаты и кадровый учет, а также различные утилиты для "1С:Предприятия" и решения, предоставляющие дополнительные сервисные возможности.

Договора на абонементное сопровождение и консультирование пользователей системы "1С:Предприятие" являются в настоящее время уже  стандартной формой работы многих фирм франчайзинговой сети "1С". С  одной стороны, имеется объективная  тенденция постоянного развития учета и изменения учетного законодательства в странах бывшего СССР. С другой стороны, фирма "1С" постоянно наращивает разработку методических и консультационных материалов по организации учета. Мы считаем, что должны поставлять не только программы, но и систему знаний о  том, как следует организовать учет, технологию ведения учета.

С весны 1999 г. для официальных  пользователей "1С:Предприятия" начал  ежемесячно публиковаться CD-ROM информационно-технологического сопровождения (ИТС), включающий разовую  информацию и постоянно обновляемые  разделы: новые формы документов, релизы программ, учебные и методические материалы по эксплуатации, настройке  и конфигурированию системы, практические рекомендации по ведению бухучета и  составлению отчетности, консультации, обзоры, архивы ведущих экономических  изданий и аудиторов. ИТС включает в себя систему правовой поддержки  компании "Гарант-Сервис", интегрированную  с "1С:Предприятием". Это позволяет  фирмам-франчайзи повысить эффективность  и качество абонементного обслуживания своих клиентов, а пользователям - оперативно получать на своем рабочем  месте электронное издание, не имеющее  аналогов на настоящий момент.

1С:ФРАНЧАЙЗИ: 

- могут использовать символику "1С" в рамках деятельности, ограниченной договором франчайзинга;

- получают специальную рекламную поддержку в центральной прессе, на выставках и др.;

- получают компенсацию затрат на региональную рекламу;

- получают специальную методическую рабочую информацию;

- имеют высокие скидки на приобретаемые в фирме "1С" программные продукты;

- проходят обучение, получают консультации в фирме "1С" по программным средствам и вопросам франчайзинговой деятельности;

- проводят аттестацию своих сотрудников в фирме "1С";

- регулярно получают актуальную технологическую информацию, помогающую в практической работе с клиентами - по электронной почте, на сайте фирмы "1С" в Интернет, на технологических CD-ROMах.

Как стать франчайзи.

Фирма "1С" приглашает к сотрудничеству организации и  частных предпринимателей, готовых  оказывать услуги по продаже, установке  и сопровождению программ "1С" и других наиболее популярных программных  продуктов.

Организация бизнеса "1С:Франчайзи" требует начальных затрат в размере  от 250 до 1000 долларов и уплаты ежеквартального  взноса в размере 100 долларов. При  выполнении определенных условий франчайзи  от ежеквартального взноса освобождается. Для своей работы франчайзи необходимо приобрести программный продукт/продукты "1С:Предприятие" (NFR - версии) и  аттестовать в фирме "1С" не менее двух специалистов-внедренцев.

Сотрудники-внедренцы  должны быть коммуникабельными, разбираться  в бухгалтерском и управленческом учете, владеть навыками программирования, быть готовыми к работе, связанной  с разъездами. Договор Франчайзинга ограничивает ценовой демпинг и  распространение конкурирующих  бухгалтерских программ.

При выполнении этих условий  фирма-франчайзи получает сертификат и последующую поддержку в  работе от фирмы "1С".

III Основные проблемы франчайзинга

при продвижении на Российский рынок  и их типология.

Как уже говорилось, франчайзинг  в России  пока  не получил широкого распространения, хотя потенциальные  возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения:

- экономические проблемы (Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы  соответствующие экономические  предпосылки, которые в России  не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам  можно отнести: нестабильность  развития экономики России; сложность  получения кредитов для создания  стартового капитала.)

          - организационно-правовые проблемы (Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.)

- социально-психологические проблемы (К ним можно отнести: отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов   франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи; отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо"  предпринимателя и менеджера.

- Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга).

Ниже рассмотрим эти  проблемы более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Экономические проблемы.

Важнейшей экономической  проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению  франчайзинга, то это в первую очередь  система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что  подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной. Последнее  десятилетие XX века, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в  России, отличалось отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что  приводило к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными  переделами собственности, что не могло  не задевать франчайзи. Учитывая, что  многие из них вынуждены  из-за нехватки собственных средств открывать  свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и  франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто  нерыночными методами, также могут  снижать эффективность франчайзинговых  систем. Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным  юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи  должны вкладывать в развитие системы  свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить  разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи  должен быть достаточно большим. К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели  обладают подобным капиталом. Попытка  получить стартовый капитал в  виде банковского кредита также  сталкивается с рядом проблем: уровень  доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита  будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным; существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

Информация о работе Франчайзинг в рыночной экономике