Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 18:25, курсовая работа
Целью курсовой работы на тему «Формы и системы оплаты труда» - изучение заработной платы, её сущности и структуры, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить недостатки.
В ходе выполнения работы проанализирована оценка современного состояния организации нормирования и оплаты труда в Украине. Затрагивается актуальная проблема в моей работе – это несоответствие прожиточного минимума и заработной платы в Украине. Это является признаком неразвитости страны и отсталости экономики.
Введение …………………………………………………………………………………...3
Раздел I. Трактовка заработной платы ………………………………………….…….6
1.1 Понимание заработной платы К.Маркса …………………………………………....6
1.2 Экономическая трактовка заработной платы ………………………………………7
Раздел II. Виды заработной платы и форма оплаты труда ………………………….10
2.1 Повремённая и сдельная заработная плата …………………………………………10
2.2 Виды заработной платы (повремённо премиальная, прямая сдельная, косвенно сдельная, сдельно премиальная, сдельно прогрессивная, аккордная, аккордно премиальная) ……………………………………………………………………………...11
2.3 Тарифная система оплаты труда……………………………………………………. 16
Раздел III. Оплата по договорам гражданско- правового характера и трудовым соглашениям………………………………………………………………………………16
3.1 Анализ заработной платы на ООО «Тонус»………………………………………. 16
3.2 Порядок начисления. Порядок выплаты …………………………………………...24
3.3 Расчёт заработной платы …………………………………………………………… 29
3.4 Зарубежный опыт оплаты труда …………………………………………………….30
Раздел IV. Проблемы и недостатки в области заработной платы……………….... 38
4.1 Статистические данные относительно выплаты заработной платы в Украине ....38
4.2 Реальная зарплата в Украине снизилась на 11%....................................................... 39
4.3 Проблемы с заработной платой в Украине ………………………………………....40
4.4 Минимальная заработная плата. Прожиточный минимум………………………...42
Вывод……………………………………………………………………………………... 45
Список литературы………………………………………………………………………..46
Примечание: данные таблицы охватывают наемных работников предприятий, учреждений, организаций, кроме статистически малых предприятий и занятых у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности.
Исходя
из данных таблицы можно сделать следующий
вывод: наибольшая заработная плата у
работников Донецкой (667,25грн.) и Запорожской
(646,55грн.) областей, а лидирующее место
занимает город Киев, где заработная плата
составляет 889,34грн.; наименьшая заработная
плата составляет у работников Волынской
(387,39грн.) и Хмельницкой (397,69) областей.
[5]
4.2
Реальная зарплата в
Украине снизилась на 11%
Реальная заработная плата в Украине в сентябре 2009 года снизилась на 11% по сравнению с сентябрем 2008 года, тогда как в сентябре-2008 по сравнению с сентябрем-2007 она выросла на 7,1%, сообщил Государственный комитет статистики.
По его данным, номинальная средняя заработная плата в стране в сентябре-2009 выросла на 2,5% по сравнению с сентябрем-2008 и на 2,3% - по сравнению с августом текущего года, составив 1964 грн.
Наиболее высокий уровень доходов в сентябре 2009 года зафиксирован в Киеве, где среднемесячная зарплата составила 3250 грн, в Донецкой - 2193 грн, Киевской - 2039 грн, Днепропетровской - 2027 грн областях. Самый низкий уровень доходов в Тернопольской - 1435 грн, Волынской - 1487 грн и Черниговской -1499 грн - областях.
Госкомстат также сообщает, что в сентябре-2009 по сравнению с сентябрем-2008 заработная плата на предприятиях по предоставлению коммунальных и индивидуальных услуг выросла на 16%, в сельском хозяйстве - на 12,6%, финансовой деятельности - на 11,7%, здравоохранении - на 11,0%, образовании - на 8,4%. В то же время снизился уровень заработной платы в строительстве (на 19,6%), а также на предприятиях по торговле и ремонту автомобилей (на 3%).
Общая сумма задолженности по выплате зарплаты в стране за девять месяцев выросла до 41,3% по сравнению с задолженностью на 1 января текущего года, за сентябрь - на 3,7%, составив 1,679 млрд грн. Сумма задолженности по зарплате составляет 7,9% фонда оплаты труда за сентябрь 2009 года.
На 1 октября текущего года 4,1% от общего количества штатных работников экономически активных предприятий не выплачена заработная плата, что на 3% больше по сравнению с аналогичным показателем на 1 сентября 2009 года. Сумма задолженности в среднем составляет 2400 грн на одного работающего.
Кроме того, отмечает Госкомстат, в прошлом месяце по сравнению с августом-2009 количество работников, находившихся в вынужденном отпуске с разрешения и по инициативе администрации, сократилось на 12,5%, количество граждан, работающих в условиях неполного рабочего дня - на 2,9%.
Как
сообщалось со ссылкой на Госкомстат,
средняя заработная плата в Украине
в 2008 году составила 1806 грн. [2]
4.3
Проблемы с заработной
платой в Украине
Обычно составляет более 70% денежных доходов населения. Это характерно для стран с развитой экономикой. Посмотрим, как обстоит ситуация в Украине.
Доля оплаты труда в ходе реформ имеет тенденцию к уменьшению. Какая - то часть оплаты труда наемных работников в рыночных структурах, конечно, скрывается, но все же налицо, что по сравнению с западными странами у нас доля зарплаты очень мала ( в США - 70,8%; в Японии - 94,0% ) в структуре денежных доходов. Причины этого - политика поддержки малообеспеченных слоев, то есть увеличение доли социальных трансфертов, отток людей в индивидуальное предпринимательство, а главное - бедственное положение предприятий, которые не могут платить достойную зарплату работникам. По данным 1994 г. у 56,4% украинцев заработная плата является единственным источником средств существования. Но все равно в условиях, когда больше половины населения страны живет только на зарплату, падение ее доли в структуре денежных доходов свидетельствует о значительном снижении уровня жизни. Так, удельный вес работников с размером зарплаты ниже прожиточного минимума в 1995 г. был равен 36% ( 1994 - 29% ). Материальная необеспеченность и даже нужда подавляющей части трудоспособного населения является следствием ( среди прочих других причин ) усиления диспропорций в заработной плате между отраслями. Не секрет, что существуют высокооплачиваемые отрасли и отрасли, предприятия которых не в состоянии платить достойную зарплату своим работникам, что является следствием бедственного положения данных отраслей.
Работники сельского хозяйства, образования, науки, культуры, здравоохранения имеют низкие ставки зарплат, которые имеют тенденцию к падению. Размеры зарплат держатся на уровне около прожиточного минимума, что при наличии иждивенцев в семьях означает нищенское существование. В этих отраслях зарплата не обеспечивает жизненные потребности трудящихся, то есть цена рабочей силы меньше ее стоимости. Зато работники аппарата управления, финансовой системы, транспорта, некоторых промышленных отраслей получают довольно приемлемую зарплату. Заметим, что общий уровень зарплаты в промышленности держится на приличном уровне из-за добывающих отраслей. Ситуация с зарплатой в машиностроении, легкой промышленности очень тяжелая. Связано это с сокращением объемов производств в этих отраслях. Наниматели в целях снижения издержек сознательно занижают зарплату. Выход надо искать в экономическом росте, в увеличении производительности труда, которая сопровождается, как известно, ростом реальной заработной платы.
Реальная
зарплата в период реформ неуклонно
снижается, то есть снижается благосостояние
населения. Интересно, что одним
из «лозунгов» реформ является «приближение
внутренних цен к мировым». Действительно,
цены на товары и услуги растут, и реальная
зарплата падает. Однако забывается, что
в рыночной экономике труд - тоже товар,
и цена труда тоже должна тогда приближаться
к мировой. Оплата труда в Украине гораздо
меньше, чем на Западе. Ведь в США даже
работа, оплачиваемая минимальной ставкой
заработной платы при 8-часовом рабочем
дне и 24 рабочих днях в месяце, принесет
работнику $873,6. В Украине же средний работник
получает в 8 раз меньше, чем самый дешевый
рабочий в США. Причинами падения реальной
зарплаты в Украине, при повышении уровня
цен, можно назвать низкую производительность
труда, недостаток капитальных вложений,
инфляцию. Чем выше в стране темпы инфляции,
тем меньше темп прироста реальной заработной
платы. Во всех странах СНГ реальная зарплата
неизменно падает. Объяснить это можно
тем, что номинальная зарплата - это достаточно
жесткая величина, более жесткая, чем уровень
цен. Тогда, чем больше инфляция, тем больше
растут цены по сравнению с номинальной
зарплатой. Это снижает реальную зарплату.
Так проявляется взаимосвязь между зарплатой
(реальной) и инфляцией. О взаимосвязи
между зарплатой и безработицей уже говорилось.
4.4.Минимальная
и средняя зарплата.
Прожиточный минимум
Сравнение
минимальной зарплаты
и прожиточного минимума
Период | Мин. зарплата | Прожиточный минимум | |
с 01.01.2000 по 31.03.2000 | 907,00 грн. | ||
с 01.04.2000 по 30.06.2000 | 90,00грн. | 287,36грн. | -197,63 |
с 01.07.2000 по 31.12.2000 | 118,00грн. | 287,36грн. | -169,63 |
с 01.01.2001 по 31.12.2001 | 118,00грн. | 331,05грн. | -213,05 |
с 01.01.2002 по 30.06.2002 | 140,00грн. | 365,00грн. | -225 |
с 01.07.2002 по 31.12.2002 | 165,00грн. | 365,00грн. | -200 |
с 01.01.2003 по 30.11.2003 | 185,00грн. | 365,00грн. | -180 |
с 01.12.2003 по 31.12.2003 | 205,00грн. | 365,00грн. | -160 |
с 01.01.2004 по 31.08.2004 | 205,00грн. | 365,00грн. | -181 |
с 01.09.2004 по 31.12.2004 | 237,00грн. | 386,73грн. | -149 |
с 01.01.2005 по 31.03.2005 | 262,00грн. | 453,00грн. | -191 |
с 01.04.2005 по 30.06.2005 | 290,00грн. | 453,00грн. | -163 |
с 01.07.2005 по 31.08.2005 | 310,00грн. | 453,00грн. | -143 |
с 01.09.2005 по 31.12.2005 | 332,00грн | 483,00грн. | -121 |
с 01.01.2006 по 31.03.2006 | 350,00грн. | 496,00грн. | -133 |
с 01.04.2006 по 30.06.2006 | 350,00грн. | 496,00грн. | -105 |
с 01.07.2006 по 30.09.2006 | 375,00грн. | 505,00грн. | -125 |
с 01.10.2006 по 30.11.2006 | 375,00грн. | 505,00грн. | -141 |
с 01.12.2006 по 31.12.2006 | 400,00грн. | 525,00грн. | -121 |
с 01.01.2007 по 31.03.2007 | 400,00грн. | 561,00грн. | -130 |
с 01.04.2007 по 30.06.2007 | 420,00грн. | 561,00грн. | -105 |
с 01.07.2007 по 30.09.2007 | 440,00грн. | 568,00грн. | -125 |
с 01.10.2007 по 31.12.2007 | 460,00грн. | 633,00грн. | -141 |
с 01.01.2008 по 31.03.2008 | 515,00грн. | 647,00грн. | -121 |
с 01.04.2008 по 30.06.2008 | 525,00грн. | 649,00грн. | -108 |
с 01.07.2008 по 30.09.2008 | 545,00грн. | 669,00грн. | -118 |
с 01.10.2008 по 30.11.2008 | 605,00грн. | 669,00грн. | -64 |
с 01.12.2008 по 31.03.2009 | 625,00грн. | 669,00грн. | -44 |
с 01.04.2009 по 30.06.2009 | 630,00грн. | 669,00грн. | -39 |
с 01.07.2009 по 30.09.2009 | 650,00грн. | 669,00грн. | -19 |
с 01.10.2009 по 31.10.2009 | 744,00грн. | 744,00грн. | 0 |
с 01.11.2009 по 31.12.2009 | 869,00грн. | 869,00грн. | 0 |
с 01.01.2010 по 31.03.2010 | 884,00грн. | 884,00грн. | 0 |
с 01.04.2010 по 30.06.2010 | 888,00грн. | 888,00грн. | 0 |
с 01.07.2010 по 30.09.2010 | 888,00грн. | 888,00грн. | 0 |
с 01.10.2010 | 907,00грн. | 907,00грн. | 0 |
Из данной таблицы
видно, что начиная с 2000 года идо
сентября месяца 2009 года прослеживается
серьёзное несоответствие можно заработной
платой и прожиточным минимумом. [9]
Исследования НИИ труда показали, что минимальная зарплата должна быть в 3 - 3,5 раза меньше средней, на деле средняя зарплата превосходит минимальную в 10 -13 раз. Минимальная зарплата вместо того, чтобы сравниться с прожиточным минимумом, все больше отстает от него. Темпы роста прожиточного минимума заметно больше. Чтобы поднять минимальную зарплату, нужно сделать ее менее жесткой, отказавшись от установленной законодательством зависимости разного рода судебных штрафов, санкций, а также размеров социальных выплат от минимального размера оплаты труда. Тем самым будут исключены факторы, тормозящие его рост и не связанные с рынком труда. В проекте Программы социальных реформ в Украине на период до 2000 года предполагалось повысить минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного человека, причем на основе минимальной часовой оплаты труда. Быть может переход на почасовую плату был бы оправдан. Пока что размер минимальной зарплаты далек от прожиточного минимума.
Одной из главных проблем экономики Украины является кризис неплатежей, включая и невыплату заработной платы. Причем проблема задолженности по заработной плате задела и коммерческие и бюджетные организации. Получается нонсенс, когда люди по несколько месяцев работают «бесплатно», не имея твердых гарантий в получении заработной платы. Проблема задолженностей по заработной плате должна быть решена в первую очередь, так как она приводит к обнищанию населения, к различным социальным конфликтам. Пока что задолженность по зарплате лишь растет. Невыплата зарплат коснулась буквально всех отраслей народного хозяйства страны. В первую очередь должен расплатиться с долгами бюджет. Для нормализации ситуации с задолженностью надо задействовать закон об ответственности за невыплату заработанного. Также можно содействовать страхованию предпринимателей в «регионе риска задолженности» с предоставлением им льгот по страхованию занятости и части налога на прибыль. Но первоочередная задача - нормализовать законодательство. В современных условиях, когда предприятия используют задолженность по зарплате как финансовый ресурс, можно воспользоваться зарубежным опытом, используемым в подобной ситуации. Наиболее распространенный вид ответственности за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания - это уплата процентов на сумму этих средств. В Нидерландах выплачивается до 50% задолженности по невыплатам. В Израиле задержанная зарплата подлежит увеличению на 5% за первую неделю опоздания и по 7% за каждую последующую. Обязанность выплаты заработной платы, указанная в Конвенции №95 об охране труда, обеспечивается законодательствами различных стран. Так статья 143-11-1 кодекса труда Франции обязывает предпринимателей не допускать невыплаты зарплаты, причитающейся работникам за выполнение обязанностей. В Великобритании же, где нет законов ни о минимуме зарплаты, ни о задолженности, все излагается в коллективных договорах, нарушение которых влечет существенную денежную компенсацию. Таким образом, используя зарубежный законодательный опыт, можно решить проблему задержки заработной платы.
Постараться решить проблемы невыплат зарплат и поднять минимальный размер оплаты труда - первоочередная задача государства в регулировании рынка труда. Далее настройка налоговых и других регуляторов на интересы производителя, активизация инвестиций должны улучшить финансовое состояние предприятий, и как следствие росту спроса на рабочую силу, а значит, и зарплаты. Оживление производства потребует появления инноваций, развитию высоких технологий. А это - труд ученых, инженеров, ныне дискриминируемый по уровню оплаты. Все это повысит общее благосостояние граждан, что и является основной задачей социально-ориентированной экономики. [3]
Заключение
Развитие рыночных отношений привело к необходимости переосмысления значения категории зарплата и ее роли в экономике. Старое социалистическое определение зарплаты как части национального дохода, распределяемого по труду, больше не отвечает веянию времени. Мы рассмотрели трактовку зарплаты в теории Маркса и в современной западной экономической теории. В современных условиях, когда экономика имеет социальную ориентацию, нужно использовать для формулировки зарплаты гибкую систему, сочетающую в себе элементы и той, и другой теории. Поскольку в рыночных отношениях все определяется спросом и предложением, то необходимо изучить возможные рынки труда и роль заработной платы в них. Было установлено, что более высокая зарплата ведет к увеличению производительности труда, в чем заключается стимулирующая роль зарплаты. Также мы выяснили, что людям, обладающим выдающимся талантом, работодатели готовы платить сверхвысокую зарплату, то есть экономическую ренту. Было установлено, что в рыночных условиях роль заработной платы велика, так как она связана с безработицей, другими экономическими показателями. Изменить к лучшему нынешнюю ситуацию с зарплатой в нашей стране поможет принятие ряда законодательных актов. Необходимо решить кризис невыплат заработной платы, повысить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума и даже выше. В дальнейшем с помощью налоговых рычагов заинтересовать предприятия в оживлении производства. А это повысит спрос на труд и ставки заработной платы. Высокая ставка заработной платы повысит производительность труда. Зарплата станет выполнять и воспроизводственную и стимулирующую функции. Это приведет к оздоровлению экономики и повышению благосостояния граждан, что и есть основной задачей украинской экономики, носящей социальный характер.