Формирование и управление торговым ассортиментом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В первой части работы рассмотрены теоретические основы формирования и реализации ассортиментной политики производственного предприятия: понятие и свойства торгового ассортимента, обеспечение качества и безопасности товара, процесс формирования ассортимента, его принципы и факторы.
Во второй части работы рассматривается анализ процесса управления на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»: общая характеристика предприятия, анализ ассортимента, позиционирование продукции и анализ себестоимости.
В третьей части работы разрабатываются методы совершенствования процесса управления ассортиментом предприятия.

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

          Составленный по результатам приемки товаров  акт является документом, подтверждающим невыполнение поставщиком условий  договора. Торговые организации имеют  право независимо от результатов  проверки качества товаров актировать производственные недостатки, если они будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Процесс формирования ассортимента, его принципы, факторы, функции. 

          Процесс формирования ассортимента товаров включает три этапа.

          1. Установление группового  ассортимента товаров. Групповой  ассортимент соответствует профилю,  специализации и типу магазина и разрабатывается на основе маркетинговых исследований рынка.

          2. Определение структуры  группового ассортимента, т.е. количественных  соотношений отдельных групп  товаров (долей товарных групп  в общем товарообороте магазина). Структура ассортимента определяется на основе анализа объема и структуры товарооборота за прошлый период, состояния спроса и конъюнктуры торговли и т.д.

          3. Определение внутригруппового (развернутого) ассортимента, т.е. подбор  конкретных разновидностей товаров  в рамках каждой группы. Этот этап требует хорошего знания покупательского спроса и ассортимента товаров, предлагаемого промышленностью и предприятиями оптовой торговли.

          Товарооборот является одним из важнейших показателей  в деятельности торгового предприятия, т.к. от него в конечном счете зависит величина валового дохода и прибыли. Кроме того, товарооборот характеризует величину реализованного спроса и, следовательно, является результатом и основным критерием эффективности управления ассортиментом. Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов.

          Поэтому на розничных  торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.

          В настоящее время  формирование торгового ассортимента во многих магазинах осуществляется не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Сущность этого  подхода в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам (например, «верхняя одежда», «головные уборы» и т.д.), а по потребительским комплексам, объединяющим товары, ориентированные на одну группу потребителей или определенную потребность (например, вместе с верхней одеждой предлагаются головные уборы и шарфы).

          Потребительский комплекс - перечень групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку (пол, возраст, особенности образа жизни  покупателей). Формирование ассортимента по потребительским комплексам выполняет две задачи:

          - минимизация времени  для покупателя, возможность удовлетворить  свои потребности в одном магазине или отделе;

          - использование эффекта  взаимосвязанности покупок и  извлечение дополнительной прибыли.

          Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

          Принципы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли:

          - обеспечение соответствия ассортимента потребностям целевых потребителей организации розничной торговли; Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров по признаку потребительского назначения товаров. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

          - обеспечение устойчивости  ассортимента; Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

          - обеспечение рентабельной  деятельности предприятия. В условиях  перехода к рыночной экономике  рентабельность является необходимым  условием функционирования любого торгового предприятия. [2, с.98-115]

          На построение торгового ассортимента в производственных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.

          К экономическим  факторам относят: денежные доходы населения  и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования. Социальные факторы - социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи, мода и др.

          Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состава семьи. Природно-естественные факторы: климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д.

          К специфическим  факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в  каждом конкретном магазине, относятся  тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия  товароснабжения (наличие стабильных источников, отдаленность, вид поставщика), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, масла, кондитерским изделиям и т.д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или неудовлетворительного качества предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. [17. 226-300 c.]

          Любой товар с  момента своего возникновения проходит определенные стадии, этапы, фазы развития, общие для всех товаров:

          - Стадия вывода  на рынок. Тестирование товара. Ввод в продажу небольшого количества товара.

          - Стадия роста.  Увеличение объема поставок товара  в магазины. Ввод в продажу  разновидностей товара (различные цвета, вкусы, размеры и т.д.).

          - Стадия зрелости. Организация продажи товара во  всех магазинах. Ввод его в  основной ассортимент магазинов. Варьирование разновидностей товара в соответствии с профилями магазинов.

          - Стадия упадка. Продажа  только основных разновидностей  товара. Поставка товара в магазины  в зависимости от спроса на него. Снятие товара с продажи.

          
           
     
     
       
           
   
Время
  
  

  

          Рисунок 2. Жизненный цикл товара

          Определение и использование  в процессе анализа товарного  ассортимента показателей, характеризующих  его полноту и устойчивость, позволяют  не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с ассортиментом другого магазина, обслуживающего один и тот же целевой рынок. 
Таким образом, разработка каждым конкретным предприятием ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.

          В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно  усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией. [8, с.26-32]

Основные  функции управления ассортиментом:

          1. Планирование ассортимента - это процесс определения программы действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и всех видов ресурсов организации.

          2. Организация ассортимента - это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними.

          3. Координация ассортимента - это обеспечение согласования принципов управления ассортиментом со стратегическими целями предприятия.

          4. Контроль ассортимента - это вид управленческой деятельности, связанный с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента (учет), изучением данных об ассортименте (его анализ), работой по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности ассортиментных стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления ассортиментом.

          Прогнозирование спроса - это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров.

          В целях планирования ассортимента осуществляют прогнозирование товарно-групповой структуры потребительского спроса. Для этого используются различные методы: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный.

Генетический  подход к прогнозированию включает в себя экономико-статистические методы:

- трендовые модели оценки и прогнозирования спроса;

- факторные  модели оценки и прогнозирования  спроса.

          Трендовые модели основываются на математическом выравнивании и экстраполяции  динамического ряда фактического спроса на отдельные товары по так называемым временным или трендовым моделям. Основное достоинство трендовых моделей заключается в простоте используемых моделей и расчетов прогнозов спроса на их основе. Они применяются для прогнозирования спроса, динамика которого характеризуется монотонным возрастанием или снижением. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения спроса. Основной же недостаток трендовых моделей прогнозирования заключается в том, что они не позволяют вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. В этом отношении более значительными возможностями обладают факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

Информация о работе Формирование и управление торговым ассортиментом предприятия