Формирование и управление торговым ассортиментом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В первой части работы рассмотрены теоретические основы формирования и реализации ассортиментной политики производственного предприятия: понятие и свойства торгового ассортимента, обеспечение качества и безопасности товара, процесс формирования ассортимента, его принципы и факторы.
Во второй части работы рассматривается анализ процесса управления на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»: общая характеристика предприятия, анализ ассортимента, позиционирование продукции и анализ себестоимости.
В третьей части работы разрабатываются методы совершенствования процесса управления ассортиментом предприятия.

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

    Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле:  

    где:

    КП - коэффициент полноты ассортимента;

    Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

    Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

    Структура ассортимента определяется количественным соотношением различных групп, подгрупп или разновидностей товаров, а также удельным весом товаров, сходным по какому-либо признаку. Для характеристики структуры можно рассмотреть, например, соотношение продовольственных или непродовольственных товаров, товаров простого и сложного ассортимента, товаров разных ассортиментных групп.

    Гармоничность (согласованность) ассортимента - отражает степень совместимости различных  товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов  распределения и других показателей. Ассортимент является гармоничным, если предприятие предлагает близкие по назначению, удовлетворяемой потребности или еще какому-либо критерию товары, например, можно считать гармоничным ассортимент магазина детских товаров, если в продаже представлены такие группы товаров, как детская одежда, игрушки, детское питание, коляски, детская мебель и т.п.

    Обновляемость ассортимента характеризуется количеством  новых товарных позиций в ассортименте.

    Коэффициент обновления рассчитывается по формуле:  

    где:

    ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;

    ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год. 

    Устойчивость  определяется постоянным наличием товаров  определенного вида (потребитель должен быть уверен, что в продаже окажется данный товар). Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле:  

где:

Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;

Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;

РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;

n - количество  обследований.

          Чем ближе значение коэффициентов к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

          - для универсамов и гастрономов - 0,90;

          - для универмагов  - 0,80;

          - для магазинов обуви и одежды - 0,75;

          - для магазинов  по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.[3. с. 25-36 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Ассортиментная политика. Обеспечение качества  и безопасности  товаров.

          Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой. Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики:

          - установление реальных  и предполагаемых потребностей в определенных товарах;

          - определение основных  показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);

          - принятие решений  относительно включения в ассортимент  новых товаров и исключения  их него убыточных или не  пользующихся спросом товаров;

          - оптимизация структуры ассортимента. [12, с.50-51]

          Решения, принимаемые  фирмой в рамках ассортиментной политики, могут включать:

          1. Сокращение (сужение)  ассортимента - это изменения в  ассортименте, связанные с уменьшением  его широты. Причинами сокращения  ассортимента могут быть падение  спроса, недостаточность предложений  со стороны поставщиков, убыточность  или низкая прибыльность при реализации отдельных групп товаров.

          2. Расширение ассортимента - это изменение в ассортименте, связанные с увеличением его  широты. Причинами расширения ассортимента  являются изменения в стратегии  предприятия, расширение его материально-технической базы, изменения в спросе, появление на рынке новых видов товаров и др.

          3. Увеличение или  уменьшение длины товарных групп  - это изменение глубины ассортимента. Чем больше товаров разных  наименований в товарной группе, тем ассортимент глубже. Решения, касающиеся увеличения или уменьшения глубины ассортимента, принимаются в зависимости от профиля и специализации магазина, от состояния спроса на отдельные товары, уровня их рентабельности, в связи с устареванием или появлением товаров-новинок.

          4. Обновление ассортимента - изменения в ассортименте, которые характеризуются увеличением показателя обновляемости. При этом формируется ассортимент, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причины, побуждающие ассортимент изменяться, как правило, связаны с заменой морально устаревших или не пользующихся спросом товаров, появлением товаров лучшего качества.

          5. Достижение большей  или меньшей гармоничности ассортимента - изменения в ассортименте, связанные  со степенью близости между собой отдельных групп товаров с точки зрения их назначения или по другим признакам. Преимущество гармоничного ассортимента для покупателей связано с большим удобством поиска близких по назначению или дополняющих друг друга товаров, для продавца - в том, что гармоничным ассортиментом проще управлять. В то ж время отсутствие гармоничности не является недостатком торгового предприятия, если предлагаемые товарные группы пользуются активным спросом.

          6. Стабилизация ассортимента  подразумевает высокую устойчивость и низкую степень обновления ассортимента. В основном такая политика может реализовываться в течение какого-либо периода в отношении продовольственных товаров и других товаров повседневного спроса.

          7. Совершенствование  структуры ассортимента - изменения в соотношении отдельных групп товаров (например, отечественных и импортных товаров, товаров различных видов, марок и т.п.). В рамках оптимизации ассортимента принимаются меры, в результате которых структура ассортимента в большей степени будет удовлетворять структуре и содержанию спроса и задачам максимизации прибыли предприятия.

          Ассортиментная политика в розничной торговой сети - важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

          Проведение ассортиментной политики требует принятия решений  не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Фирмы - изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли. [5, с. 61-87]

          Формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения.

          Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции. Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей:

1. Показатели  назначения.

2. Показатели  надёжности.

3. Показатели  технологичности.

4. Показатели стандартизации и унификации.

5. Эргономические  показатели.

6. Эстетические  показатели.

7. Показатели транспортабельности.

8. Патентно-правовые показатели.

9. Экологические  показатели.

10. Показатели  безопасности.

          Помимо перечисленных  показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает  вопрос экономически оптимального или  экономически рационального качества. [13, с. 28-30]

          Повышение качества товаров и продукции это средство для повышения эффективности производства и более полного удовлетворения на этой основе потребностей общества. Эта цель достигается как путём экономии производственных ресурсов, так и в результате улучшения качества продукции. Неуклонный рост качества продукции это и средство, и результат интенсификации производства. Пути повышения качества: НТП; соблюдение технологической дисциплины и усиление контроля качества; совершенствование управления качеством.

          Основные факторы  совершенствования управления качеством  продукции: улучшение стандартизации, приемки и аттестации качества; комплексное  планирование повышения качества; усиление стимулирования повышения качества; внедрение комплексных систем управления качеством.

          Руководство предприятия обязано систематически контролировать выполнение правил приемки и своевременность ее документального оформления. При нарушении правил и сроков проведения приемки торговые организации в случае недостачи или снижения качества товаров лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям. Приемка товаров в магазине включает в себя: проверку количества поступивших товаров, их качества и комплектности; оформление приемки соответствующими документами; принятие товаров на учет.

          Принимая товар, работники  магазина должны убедиться в соответствии его характеристик (наименования, количества, цены и др.) данным транспортных и  сопроводительных документов. Транспортными  документами являются транспортная железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная и другие, в зависимости от вида транспорта, которым доставляется груз. К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет, счет-фактура, а также некоторые другие документы, перечень которых зависит как от особенностей поступившего товара, так и от способа его доставки.[14, с.58]

          Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарная накладная применяется  для оформления продажи товаров. Она составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у поставщика. Второй экземпляр служит основанием для оприходования товаров получателем. Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либо установлены для отдельных видов товаров стандартами или техническими условиями. В остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:

          - при иногородней  поставке - не позднее 20 дней, а  скоропортящихся товаров - не  позднее 24 ч. после выдачи их органом транспорта или поступления в магазин;

          - при одногородней  поставке - не позднее 10 дней, а  скоропортящихся товаров — 24ч после поступления в магазин.

          При обнаружении  несоответствия качества, комплектности, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, работники магазина приостанавливают дальнейшую приемку и составляют односторонний «Акт о приемке товаров». В нем указывают количество осмотренных товаров, характер выявленных при приемке дефектов. До продолжения приемки обеспечивается хранение товаров ненадлежащего качества в условиях, предотвращающих ухудшение их качества и смешение с другими однородными товарами.

Информация о работе Формирование и управление торговым ассортиментом предприятия