Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа
Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом. Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи: -изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе; -выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом; -определение путей и направлений формирования человеческого капитала; -выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала; -выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67
Для того чтобы состояние трудового потенциала не вступило в конфликт с необходимостью обеспечения высокой динамики ВВП, необходим переход к инновационной модели развития. Она ориентирована на постоянное наращивание инвестиций в разработку и внедрение новой техники, прогрессивных технологий, научные исследования, а также на принципиальное обновление всей системы трудовых отношений, превращение их действительно в партнерские. Реализация такого варианта связана с формированием новой экономики и, соответственно, с подготовкой или ”выращиванием” специалистов и работников новых поколений, обладающих высокой квалификацией, способных генерировать новые методы труда и управленческие решения, базирующиеся на справедливых распределительных отношениях.
На фоне данных процессов очень актуальной становится проблема миграции рабочей силы, особенно высококвалифицированных специалистов, получивших российское образование и покинувших страну ради высоких заработков зарубежом. Экономический рост, продолжающийся в течение вот уже трех лет, дает политикам и предпринимателям законные основания для гордости и оптимизма. Впрочем, подъем в экономике предоставляет возможность задуматься об источниках долгосрочного роста. Ведь чтобы догнать даже самые бедные европейские страны, России необходимо опережать их в темпах роста на несколько процентов в год в течение десятков лет. Основным источником опережающего развития в долгосрочной перспективе является качество человеческого капитала. Для его воспроизводства необходима современная система образования, которая, в свою очередь, немыслима без конкурентоспособных научных исследований. Опыт многих европейских университетов показывает, что без исследований мирового уровня образование медленно, но неизбежно деградирует.[48]
В России наблюдаются те же самые тревожные тенденции. С одной стороны, образовательная отрасль переживает бум, увеличивается количество студентов, создаются новые специальности и учебные заведения. Кроме того, можно ожидать, что уже через несколько лет реформа образования повысит конкуренцию в отрасли и принесет учебным заведениям существенные финансовые ресурсы. С другой стороны, нет оснований надеяться на сохранение высокого качества образования, поскольку фундаментальная наука стремительно деградирует. Ведущие ученые начинают уходить на пенсию, молодые кадры либо уходят в частный сектор, либо уезжают за границу. Хотя современная наука не знает границ, и мобильность научных кадров повышает их ценность, но необходимо наладить обратный поток. [48]
Потенциальных «возвращенцев» необходимо убедить в том, что их научная карьера сложится в России ничуть не хуже, чем в Америке. Для этого необходимы две составляющих. Во-первых, это, безусловно, высокая зарплата, разумная преподавательская нагрузка, научная инфраструктура (отличная библиотека, отдельный кабинет, быстрый доступ в Интернет, оборудование в естественных науках или базы данных в гуманитарных). Однако высокая зарплата и хорошие условия труда необходимы, но не достаточны без критической массы научных кадров. Ученые возвращаются не к пустым коридорам родного института, а к коллегам, с которыми можно вместе работать и обсуждать научные проблемы. В отсутствие научной среды молодой ученый рискует потерять свою конкурентоспособность и тем самым лишиться возможности сделать научную карьеру. В разных областях науки минимальный размер исследовательского коллектива, обеспечивающий институциональную устойчивость, составляет от десяти до двадцати ученых.[51]
Наращивание инвестиций в человеческий капитал и сокращение неоправданных потерь всех видов ресурсов (которые существуют из-за отставания России по показателям производительности труда) при условии включения персонала в управление производством и распределение создаваемого дохода структура отраслевого спроса на рабочую силу изменится. В частности, значительно увеличится доля здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, культуры и искусства, а также кредитно-финансовой сферы.
Согласно прогнозу, ожидаются
структурные сдвиги в профессионально-
произойдет перераспределение контингента занятых в пользу работников умственного труда (с 41,4% в базовом периоде до 50% в 2025 г.) в связи с переходом от индустриального типа экономики к постиндустриальному;
повысится доля специалистов
среднего уровня квалификации и служащих,
занятых подготовкой
изменится состав рабочих кадров в пользу квалифицированных рабочих индустриальных отраслей экономики (с 36% в базовом периоде до 43% в 2025 г.);
замедлятся темпы повышения удельного веса работников сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности (основные причины: значительное сокращение численности населения страны и внедрение новых, более эффективных форм организации труда занятых в них работников). [25]
В современной ситуации наблюдается несоответствие между реальными потребностями рынка труда и качеством, количеством и специализацией выпускников профессиональных учебных заведений. Это главным образом проявляется в том, что высшее образование не дает гарантированных преимуществ на рынке труда, в дефиците специалистов в отдельных областях, а также том что многие специалисты работают не по специальности. В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Но на сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.[25]
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых возникли существенные
сбои в воспроизводстве
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст
приходятся главные социальные и
демографические события в
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.[3,c.17]
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.[3,c.20]
Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.[20,c.25]
При том, что пока отечественная экономика насыщена кадрами с высшим профессиональным образованием, последние используются неэффективно. Они либо находятся в избытке по отношению к реальным потребностям из-за плохой организации труда, либо их специализация и уровень компетентности не соответствуют современным технико-экономическим реалиям.[20,c.25]
На основе вышесказанного необходимо сделать вывод: кадровая политика, рассчитанная на длительную перспективу, будет успешной, если работодатели начнут рачительнее относиться к ресурсам труда и формировать будущий спрос на рабочую силу, который бы в количественном и качественном отношении был адекватен переходу к эффективной рыночной экономике, базирующейся на инновационных подходах. Необходимо уже сейчас начать пересмотр штатных расписаний предприятий и организаций в целях рационализации потребности в рабочей силе практически по всем группам занятий.
Явное несоответствие масштабов, направлений и качества профессиональной подготовки кадров потребностям предприятий и организаций уже в настоящее время становится причиной снижения их конкурентоспособности. В дальнейшем по мере расширения круга высокотехнологичных отраслей и сфер деятельности при нарастании дефицита квалифицированной рабочей силы и повышении требований к ее профессионализму такого рода несоответствие может стать реальной угрозой для общего экономического равновесия. И дело здесь не в количественных показателях развития системы высшего образования. С точки зрения количества все, казалось бы, обстоит благополучно.
За период 1995-2005 гг. численность студентов вузов выросла почти в 3 раза (с 2,8 млн. до 8,1 млн. человек), тогда как на протяжении предыдущей четверти века (1970-1995 гг.) она оставалась практически на одном уровне (в пределах 2,7-3 млн. человек). Создана гигантская вузовская сеть (более 3 тыс. образовательных учреждений), которая постепенно превращается в закрытую, самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему, не вполне адекватно реагирующую на импульсы, исходящие от рынка труда. Корпоративные интересы этой системы направлены на всемерное расширение контингента обучающихся, поскольку это связано либо с увеличением бюджетного финансирования, либо с ростом объемов поступлений в форме платы за обучение. Социальный спрос молодежи на высшее образование, в свою очередь, ускоряет этот процесс. [20,c.27]
Однако столь существенный
рост количества людей, имеющих дипломы
о высшем образовании и занятых
в народном хозяйстве, практически
никак не помогает улучшению основных
показателей социально-
Главной проблемой российского
профессионального образования
на сегодняшний день является не столько
избыток или дефицит
2.2 Проблемы образования в России
Образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится. Образование выступает фактором воспроизводства человеческого капитала, социально-профессиональной структуры общества.
Информация о работе Формирование человеческого капитала в условиях современной России