Формирование человеческого капитала в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом. Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи: -изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе; -выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом; -определение путей и направлений формирования человеческого капитала; -выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала; -выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

Диплом 3.0.doc

— 573.50 Кб (Скачать)

Экономисты при определении  понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.

1. Человеческий капитал  является главной ценностью современного  общества, а также основополагающим  фактором экономического роста.

2. Формирование человеческого  капитала требует значительных  затрат как от самого индивидуума  так и от общества в целом.

3. Человеческий капитал  может быть накоплен, а именно  индивидуум может приобретать  определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.

4. Человеческий капитал  на протяжении своей жизни  не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически,  так и морально. Устаревают знания  индивидуума, т.е. экономически  изменяется стоимость человеческого  капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.

5. Инвестиции в человеческий  капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более  высокий доход. Для общества  вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по  характеру) экономический и социальный эффект.

6. Инвестиции в человеческий  капитал носят довольно длительный  характер. И если инвестиции в  человеческий капитал образования  имеют период 12 – 20 лет, то в  капитал здоровья человек производит  вложения в течение всего периода  времени.

7. Человеческий капитал  отличается от физического капитала  по степени ликвидности. Человеческий  капитал не отделим от его  носителя – живой человеческой  личности.

8. Прямые доходы, получаемые  человеком, контролируются им  самим независимо от источника инвестиций.

9. От решения человека, от его волеизъявления зависит  функционирование человеческого  капитала. Степень отдачи от применения  человеческого капитала зависит  от индивидуальных интересов  человека, от его предпочтений, его  материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.

Оригинальный подход к изучению этой проблемы инвестирования в человеческий капитал разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом:

  • вещественные, воплощенные в людях;2
  • вещественные, не воплощенные в людях;
  • невещественные, воплощенные в людях;
  • невещественные, не воплощенные в людях ;

Вещественный капитал  имеет материальную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал не воплощенный в людях и "человеческий капитал". [44]

Вещественный капитал, не воплощенный  в людях, охватывает факторы производства, которые включаются в понятие "богатство": здания, сооружения, земля и прочие естественные ресурсы, машины, оборудование длительного пользования, товарно-материальные запасы.

Вещественный капитал  воплощенный в людях, является одним  из главных признаков расширительной концепции Дж.Кендрика. К этому  капиталу он относит затраты на формирование человеческого капитала, т.е. издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу не воплощенному в людях - расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах. Эти расходы относятся к инвестициям, так как одни способствуют снижению издержек производства и увеличивают производительность труда, другие создают новые или улучшенные потребительские товары, которые служат удовлетворению потребностей. [44]

Основными видами инвестиций в человеческий капитал предприятия  являются инвестиции в специальную  подготовку, физическое состояние и  эмоциональное поведение работников. Автор предлагает их расширение с  целевой ориентацией на формирование у работника чувства приверженности организации. Приверженность работника к организации можно разложить на следующие составляющие. Во-первых, член предприятия разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых, член организации стремится остаться на предприятии и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно. В-третьих, член организации готов не только стараться для нее, но, и если это надо, принести в жертву фирменным интересам свои личные. [44]

Приверженность организации - это личная особенность каждого человека. Поэтому организация должна развивать и усиливать это расположение с помощью ряда приемов. Наиболее целесообразными из которых представляются следующие: установление размера заработной платы работникам в соответствии с результатами деятельности предприятия; введение гибкой системы дополнительного поощрения работников и социальных доплат, учитывающих их индивидуальные потребности. Например, долгосрочные кредиты, возможности повышения уровня образования в вузах как внутри страны, так и за рубежом, льготный режим работы. Работники по желанию могут выбрать виды дополнительного поощрения и в соответствии со своими запросами обновлять их.

В рыночной экономике  сложной является проблема принятия решений об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут уверены, что риск от проекта будет минимальным и в будущем будет поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости.[44]

Для определения эффективности  человеческого капитала экономисты обращаются к технике анализа "издержки- выгоды*'. Этот анализ делится на три этапа:

  • идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;
  • идентификация затрат и их стоимостная оценка также с учетом фактора времени;
  • сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.

Рассматривая экономическую основу формирования человеческого капитала также нужно отметить, что человек, отделенный от средств производства продаёт свой труд, свои производительные силы как принадлежащий ему капитал. Предприниматель покупает их, как покупал бы и другой актив, необходимый для успешной работы своего предприятия. Для работника его индивидуальные способности выступают как товар, а для капиталиста – предпринимателя – это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на наём работника (прибыль). По мнению Т. Стоуньена, богатство создается людьми. Техника, созданная обществом, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. Предприятие должно не только иметь квалифицированный аппарат менеджеров разного ранга, но и квалифицированную рабочую силу, обладающую хорошим здоровьем и культурой общения, иначе, самая совершенная техника не даст желаемого эффекта.[45]

Амортизационные отчисления вещественных средств производства производят на следующий месяц после ввода в эксплуатацию. Амортизация физического капитала, вещественных средств производства, происходит таким образом, что по окончании срока службы можно списать полностью стоимость объекта. Иначе происходит амортизация человеческого капитала. В экономической литературе рассмотрен процесс морального и физического старения накопленного научно-образовательного потенциала. По мнению экономистов, в первые годы использования человеческого капитала, за счёт физического взросления работника и за счёт накопления производственного опыта, экономическая его ценность не уменьшается, а возрастает. Интеллектуальный капитал в течение первого десятилетия увеличивается. К концу второго десятилетия темпы роста морального и физического износа запаса интеллектуального капитала перекрывают накопление другого актива человеческого капитала – производственного опыта.[45]

С этого периода происходит процесс обесценивания человеческого  капитала, и темпы его увеличиваются  к концу третьего десятилетия. Тем  не менее, и по окончанию трудовой деятельности нельзя говорить о полной амортизации человеческого капитала.

Если в течение всех трех десятилетий индивидуум постоянно  производил инвестиции в человеческий капитал, в составные его (в части  образование, здоровье, искусство), то в этом случае также нельзя говорить об обесценивании человеческого капитала.[45]

Человеческий капитал  оценивается количественно: общее  количество людей, количество активного  населения, количество студентов и  т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.

Характеризуя свойства интеллектуальных ресурсов личности, отметим сначала  те, которые свойственны человеческому  капиталу вообще:

1. Человеческий капитал неотчуждаем и, соответственно, неликвиден. Если человек располагает неиспользуемыми материальными ресурсами, он может сдать их в аренду, взять ссуду под залог этих материальных ценностей, в конце концов — законсервировать до лучших времен, что невозможно по отношению к интеллектуальным способностям и знаниям.

2. Человеческий капитал нехраним (по выражению Маршалла). Он существует  только в текущее время, и  время, в течение которого он  не использовался, упущено навсегда. Для человека, не работающего  по специальности, стоимость образования относится соответствующей долей на неявные издержки его нынешней деятельности.

3. Интеллектуальные ресурсы являются  ресурсами двойного назначения. Они используются не только  в производственной (экономической)  деятельности, но и в повседневном обиходе, в жизни, идущей за границами рабочего времени. Поэтому инвестиции в формирование интеллектуальных ресурсов, как и человеческого капитала вообще, не отделимы от расходов на потребление.

4. Так же как и другие виды  человеческого капитала, интеллектуальные ресурсы личности двойственны с точки зрения их рыночной стоимости. Лейф Эдвинссон вводит, в частности, понятия «базовая стоимость человеческого капитала» и «потенциальная стоимость человеческого капитала». Базовая стоимость человеческого капитала рассматривается как дисконтированная рыночная стоимость будущего дохода, на которую ориентируется индивид, определяя целесообразность инвестиций в образование. Потенциальная стоимость человеческого капитала — это та стоимость, на которую ориентируется предприниматель, нанимающий индивида, то есть арендующий его человеческий, в частности интеллектуальный, капитал. При формировании цены рабочей силы на рынке труда она зависит от доходности ресурса труда и издержек предпринимателя на его оплату.

5. В процессе формирования интеллектуальных  ресурсов задействованы врожденные  и сформированные в процессе  воспитания способности личности. Ранее уже говорилось о наследовании  социального капитала. Очевидно  также, что в известной мере  наследуется и биофизический капитал. Определенные врожденные психологические предпосылки имеет и интеллектуальный капитал. Наряду с этими общими свойствами, характерными для человеческого капитала, интеллектуальный капитал обладает рядом специфических особенностей. Такими специфическими для интеллектуального капитала чертами являются: 1) старение знаний, 2) соотношение явного и неявного знания в структуре интеллектуальных ресурсов личности.[45]

Под процессом старения знаний понимается не утрата знания, связанная с биофизическим  старением работника, а явление, аналогичное моральному износу оборудования, в основе которого лежит старение объективированного в этом оборудовании знания.

Альберт Шапиро выдвинул гипотезу о  полураспаде знаний (дословно —  о «половине жизни знания»), получившую широкий отклик среди специалистов по управлению человеческими ресурсами. Это определение заимствовано из физики, где существует понятие периода полураспада радиоактивности. Имеется в виду, что интенсивность излучения радиоактивного вещества постепенно сокращается, но никогда не исчезает окончательно. Поэтому определяется период, за который излучение сокращается наполовину.[45]

Применительно к знанию данная аналогия справедлива. Человек никогда ничего не забывает окончательно, и при  определенном стечении обстоятельств из его памяти выплывает нечто, казалось бы, давно, забытое. Период полураспада знаний определяется как время после завершения обучения, в течение которого профессионалы теряют половину первоначальной компетентности. Сегодня считается, что период полураспада знаний в сфере науки и проектирования составляет около 5 лет.[44]

Кроме естественного вытеснения из активной памяти индивидуума части  неиспользуемых знаний процесс их износа имеет еще одну сторону. Это моральное  устаревание целого ряда сведений и положений под напором новейших достижений науки и техники.[45]

П. Книхт говорит о знаниях  с длинным периодом полураспада  и о знаниях с коротким периодом полураспада как границах той  шкалы, на которой располагается  то или иное знание.

Знания с коротким периодом полураспада соответствуют условиям деятельности частного сектора и, в частности, в области финансов. Знания с длинным периодом полураспада фундаментальны и более устойчивы к действию факторов морального старения, являются базой для приобретения многих видов знания с коротким периодом полураспада. Более длительным периодом жизни обладают знания, адаптированные к условиям общественного сектора экономики и государственного управления.[45]

Информация о работе Формирование человеческого капитала в условиях современной России