Формирование человеческого капитала в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом. Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи: -изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе; -выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом; -определение путей и направлений формирования человеческого капитала; -выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала; -выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

Диплом 3.0.doc

— 573.50 Кб (Скачать)

Исходя из такого подхода высокое качество жизни предполагает высокие параметры качества трудовой жизни (по методологии Международной организации труда), высокое качество социальной сферы (здравоохранение, образование, жилье, общественный транспорт, культура и спорт) и высокое качество окружающей среды (здоровый воздух, безопасная вода и почва), а также безопасное санитарное состояние мест проживания человека.

Состояние сферы образования, здравоохранения, уровень потребления прочно вошли в научный инструментарий промышленно развитых стран и международных специализированных организаций при оценке цивилизованности национальных социальных систем, призванных обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов на современном этапе.

Качество жизни, развитие человека и человеческий капитал – эти  понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста  и развития общества.

Примечательно и то, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран мирового сообщества растут в абсолютных размерах, а во многих странах - и в относительных. Поэтому власть редко рискует кардинально уменьшать размеры социальной помощи.

Кроме того, возникает необходимость  в новых видах социальной поддержки, что связывается с необходимостью обеспечения более высокого качества рабочей силы и переходом, по сути дела, на непрерывное образование и переподготовку кадров, расширения “гибкости труда” и повышения масштабов миграционных потоков, старением населения и применением дополнительных форм и программ оздоровления, реабилитации пожилых работников и т.д.

Следует отметить, что до недавнего времени в Российской Федерации доктрины качества жизни и человеческого потенциала не рассматривались органами государственной власти с позиции практического применения. Недооценка важности социальной составляющей (как важнейшего условия экономического роста и гармонизированных трудовых отношений), характерная для советского периода, еще более усугубилась на этапе рыночной трансформации и смены общественного строя, что привело к обвальному снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах и слоях населения даже его простое воспроизводство.

На сегодняшний день в России повышение качества человеческого капитала является приоритетной задачей государства на ближайшие годы, которая реализуется посредством национальных проектов, и должно обеспечить в будущем экономический рост и переход к новой информационной экономике.

 

 

 

 

Заключение

Понятие человеческого капитала стало  интенсивно использоваться мировой  наукой, по достоинству оценившей  роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость и высокую  эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

В данной выпускной квалификационной работе обозначенные вопросы являются ключевыми.

    1. В работе произведен подробный анализ изучения проблемы человеческого капитала в научной литературе, развития теории человеческого капитала, предпосылки развития данной теории, выделена актуальность изучения такой категории как человеческий капитал. Сформулировано четкое определение человеческого капитала, выявлена его структура, отличительные особенности человеческого капитала от физического.
    2. Выявлена взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала, выделены особенности инвестиций в человеческий и интеллектуальный капитал компании, их влияние на деятельность данной компании в целом.
    3. Изучена проблема формирования и амортизации человеческого капитала, рассмотрены такие составляющие человеческого капитала, как капитал образования, капитал здоровья, капитал культуры. Рассмотрены мотивы инвестирования в человеческий капитал.
    4. Выявлена ключевая роль образования в формировании человеческого капитала, особенности инвестирования в образование, отдачи от данных инвестиций. Рассмотрены основные влияние данных проблем на экономику и общество в целом.
    5. Рассмотрены основные проблемы формирования человеческого капитала в России: проблемы российского образования,  несбалансированность профессионально - квалификационной подготовки учащихся и реальных потребностей рынка труда, проблемы миграции высококвалифицированных специалистов, проблемы депопуляции, и влияние данных проблем на экономику и общество в целом. Рассмотрены основные пути решения данных проблем.

На основе проведенного исследования и полученных результатов, были сделаны следующие выводы и выявлены основные тенденции развития человеческого капитала в России:

  1. Человеческий капитал – наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство.
  2. Современная кадровая политика фирм должна обеспечивать наиболее эффективное использование человеческого капитала компании, делает заинтересованными своих сотрудников в данном виде деятельности. Особо значимым для фирм становится затрачивание огромных средств на здоровье и образование работников, поскольку в будущем обеспечивается больший доход всей компании.
  3. Образование выступает основой и формой развития человеческого капитала. Одним из основных факторов экономического роста промышленно развитых стран в послевоенный период, является рост инвестиций в образование. Таким образом состояние  системы образования, отражается на обществе в целом. Экономической целью модернизации системы образования России в рамках приоритетного национального проекта выступает формирование и развитие национального человеческого капитала. Создание стабильной и качественной системы образования в России, является  приоритетной задачей государства.
  4. После длительного социально - экономического кризиса в России наблюдается стабильный экономический рост, обусловленный в основном сырьевым производством. На данной благоприятной почве наблюдается повышение качественных показателей человеческого капитала, проявляющихся в повышении уровня жизни населения в целом, увеличение расходов на образование , медицину, культуру, как со стороны государства, так и отдельных индивидуумов.
  5. С точки зрения количественных показателей человеческого капитала, наблюдается тенденция к сокращению численности населения, что может негативно сказаться на развитии экономики и общества  в целом.
  6. Система образования, как институт воспроизводства человеческого капитала, претерпела значительные изменения в пореформенный период. Главной ее проблемой стало несоответствие реальным потребностям рынка труда, обусловленное переходом к рыночной экономике., а также значительное увеличение доли лиц с высшим образованием и сокращение подготовки в средних специальных учебных заведениях. Данная тенденция наблюдается и сейчас, хотя предпринимаются ответные меры (переход к двухуровневому высшему образованию, система переквалификации рабочих), их результаты проявятся только в скором будущем. Главный же упор необходимо делать на реформирование системы среднего профессионального образования, его привлекательности для молодежи. Это позволит снизить несбалансированность рынка труда, и экспансию высшей школы.
  7. Анализ статистических данных, позволяет говорить о серьезном разрыве в количественных показателях человеческого капитала между регионами. Эта ситуация объясняется различием в экономическом развитии между субъектами РФ, а также многонациональностью страны, обуславливающее различие в укладе жизни.
  8. В условиях стабильного экономического роста в стране создаются условия для развития науки и привлечению назад в страну ведущих специалистов, которые покинули Россию в 90 – е годы, ради высоких заработков зарубежом.
  9. В рамках национальных проектов, реализующихся в данный момент государством, открываются широкие возможности для увеличения как качественных, так и количественных показателей человеческого капитала в стране. Если государство добьется поставленных целей, то в следующем десятилетии страна может выйти на совершенно новый уровень развития, благодаря развитию человеческого капитала, фундаментом развития которого стал экономический рост за счет сырьевых источников.
  10. Улучшение качества человеческого капитала поставлено приоритетной задачей государства на ближайшие годы.

Таким образом, путем  реализации поставленных задач, заявленная цель выпускной квалификационной работы достигнута.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Беккер Г. Человеческий капитал. СПб.: Наука. 1999
  2.   Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
  3. Борисов Г.В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях трансформирующейся экономики России // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, экономика.- СПб., 1998.-Вып. 2.-С. 17-23.
  4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии // Пер. с англ, под ред. Л. Н. Ковачин Питер, 2001 - 288 с.
  5.   Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 148-160.
  6. Гилбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. акад. Н. Н. Иноземцева. - М.: Прогресс, 1979. - 406 с.
  7. Гринэуей Д., Хаунес М. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. № 3. С. 64.
  8. Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Кандидатская диссертация. 08.00.01. Пятигорск, 2001.
  9. Джамай Е. В., Бендиков М. А. «Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения» // Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2001 г.
  10. Джери Д., Джери Дж. Collins: Большой толковый социологический словарь, Т.1. М.: Вече-Аст, 1999.
  11. Джинджолия А. Развитие человеческого капитала: новая модель //Человек и труд. -2006. - N10.
  12. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
  13. И. Майбуров Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России // МЭ и МО.- 2004.- №4
  14. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С.25.
  15. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общест<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0

Информация о работе Формирование человеческого капитала в условиях современной России