Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа
Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом. Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи: -изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе; -выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом; -определение путей и направлений формирования человеческого капитала; -выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала; -выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67
Вместе с тем, не только российские, но и американские менеджеры имеют проблемы с системой вознаграждения. Сравнение американской и японской системы вознаграждения дает ответ на такой вопрос. Обычно японские работники имеют пожизненно гарантированную работу и более 30% оплаты их труда зависит от прибыли фирмы. Поэтому в каждом техническом новшестве японский рабочий видит и свой будущий успех.
Лишь стратегии эффективного
менеджмента позволяют
При этом придется отвечать и на вопросы о том, как перераспределяется дополнительный доход, созданный благодаря использованию человеческого капитала, получат ли наемные работники возможность участвовать в этом, насколько защищено их право на получение адекватного дополнительного дохода от созданных с их участием нематериальных активов фирмы Важно, чтобы порядок распределения дохода был зафиксирован в коллективном договоре как законная дополнительная плата за более качественный труд и его результаты, служащие предпосылкой и расширенного воспроизводства рабочей силы, и формирования интеллектуального капитала. Вместе с тем крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.[47]
Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям современного производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы.
Важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры ведет к так называемой "утечке умов" за рубеж.
Для устойчивого повышения темпа экономического роста следует одновременно решать вопрос о наиболее полном использовании человеческих ресурсов и повышении качества человеческого капитала.
2.3 Дальнейшие пути развития
человеческого капитала в
В ходе данной работы выяснилось, что человеческий капитал является одной из главных движущих сил экономического развития. Необходимо выявить основные проблемы формирования человеческого капитала в России, пути их решения, а также перспективы дальнейшего развития.
Процесс перехода российской
экономики от плановой к рыночной
(этот процесс еще далеко не завершен),
сопровождался серьезным
Данный элемент оказался
востребован в критический
В Российских условиях образование
значительно усиливает
Еще одной особенностью формирования человеческого капитала в России, является то, что пик заработков (максимальная отдача от специфического капитала) наступает раньше на 10-15 лет, нежели в США. Можно сделать вывод о том, что российской экономике придется долгое время функционировать в условиях недостатка специфического человеческого капитала. Этот процесс повлечет за собой качество труда ниже, чем в развитых странах, меньше наработанного опыта специалистов, а также высокую трудовую мобильность. Несмотря на это, на российском рынке труда прослеживаются все основные закономерности, характеризующие взаимосвязь человеческого капитала с заработками, экономической активностью, занятостью и безработицей, которые известны из опыта других стран.[13,c.21]
В пореформенный период российская экономика стала пополняться работниками со все более высокой формальной образовательной подготовкой. Резко возрос спрос на высшее образование, среди населения. Если в период 1992 - 2003 годов численность занятых в экономике уменьшилась на 10 %, то численность работников, имеющих высшее образование возросла на 30%. Это было вызвано не потребностью рынка труда в работниках с высшим образованием, а стремлением населения в получении высшее образование, для обеспечения высокой конкурентоспособности на рынке труда.
В результате этих процессов по статистическим данным переписи населения 2002 года свыше половины трудоспособного населения в России имела либо высшее (26,1%), либо среднее образование(35,8%). В Москве высшее образование имеет каждый второй работник. В последние годы доля высшего образования продолжает увеличиваться. Таким образом российская рабочая сила предстает как одна из самых образованных в мире. Однако качество получаемого образования ниже чем у большинства стран.[7,c.64]
Сохранение тех преимуществ, которое обеспечивает высокое образование нельзя считать гарантированным. Во второй половине 1990-х гг. наблюдалось резкое ослабление связей между рынком труда и системой образования. Это вызвано диспропорциями в реальных потребностях труда рынка, стремлением населения к высокому образованию, и интересами учебных заведений, стремящихся к открытию престижных экономико – юридических специальностей, что привело к перенасыщению рынка экономистами и юристами разного профиля. Начиная с этого момента, образовательная динамика приобрела практически полностью автономный характер, никак не связанный с процессами реструктуризации экономики, с ее отраслевой или профессиональной перестройкой[7,c.65].
При сохранении данной тенденции через 30 лет российская экономика будет состоять на две трети из работников с высшим образованием, а возможно даже выше. Этот процесс будет сопровождаться, как выяснилось в предыдущем параграфе, резким сокращением численности населения, что усилит конкуренцию ВУЗов за абитуриентов.
В результате данных процессов развитие российской системы образования может приобрести характер безостановочной погони за дипломами все более высокого уровня.
Согласно теории фильтра, задача системы образования - не столько передача учащимся знаний и навыков, сколько проверка их способностей, а диплом является лишь удостоверением данных знаний. В реальной ситуации в России ценность диплома, особенно о высшем образовании, уменьшается, поскольку он перестает быть свидетельством более высокой потенциальной производительности его обладателей.[7,c.68]
По мнению Р. Капелюшникова, российская система образования уже вплотную приблизилась к черте, за которой, как это предсказывает теория фильтра, может начаться безостановочное стремление за дипломами все более и более высокого уровня. Это может послужить возникновению глубоких структурных дисбалансов на российском рынке труда. Нужны глубокие институциональные преобразования, чтобы российская система образования смогла их избежать.[45]
В первую очередь
– это ограничение выпускника
специалистов с высшим образова
Также необходимо создать условия для повышения престижа среднего специального образования, путем гарантирования трудоустройства, с достойной оплатой труда после его окончания. СУЗ должно активно сотрудничать с предприятиями, для обеспечения сбалансированности на рынке труда и обеспечения реальной потребности данных предприятий в работниках среднего звена. Проблемы школьного образования не были широко рассмотрены в данной работе, поскольку включают в себя широкий спектр социальных, экономических, политических и других проблем и его рассмотрение не уложилось бы в рамки данной работы.
На данный момент государство развернуло широкомасштабную программу национальных проектов, включающих в себя здравоохранение, образование, поддержку молодых семей и др. Эти меры, безусловно, направлены на повышение качества человеческого капитала в России. Необходимо выделить основные направления и ход реализации национальных проектов.
5 сентября 2005 г. на встрече с
членами Правительства,
Важно подчеркнуть, что ключевой вопрос государственной политики, по мнению В.В. Путина, состоит в существенном повышении качества жизни граждан России, для чего страна располагает соответствующими возможностями. За пять последних лет экономика России выросла почти на 40%, произошли положительные изменения в доходах населения. Следует отметить ряд принципиальных моментов реализации этих крупных национальных проектов: значительный финансовый ресурс, выделяемый на решение стратегических целей по повышению качества жизни россиян, целевой характер распределения средств на наиболее важные вопросы и долгосрочный характер программных мероприятий.
Выбор указанных выше приоритетов объясняется тем, что значительную часть бедных и нуждающихся граждан в стране составляет работающее население, включая работников бюджетной сферы, у которых заработная плата не обеспечивает прожиточного минимума с учетом иждивенцев работающих, а также пенсионеры (особенно одинокие). Что же касается состояния здоровья, то важно учитывать, что медицинская помощь, предоставляемая в значительной части субъектов Российской Федерации, по своему объему не обеспечивает уровня государственных гарантий медицинской помощи и зачастую составляет всего 30-40% от их нормативных величин.
Требуется система мер по упорядочению и регулированию заработной платы, включая бюджетную сферу. Система оплаты труда должна позволять человеку полноценно питаться, растить детей, приобретать необходимые для быта товары, получать качественную медицинскую помощь, а также обеспечивать себя достойным жильем. Это является жизненно важной задачей с позиции демографических вызовов, перед которыми стоит Россия: высокой смертности, низкой рождаемости и депопуляции.
Высокое качество жизни – это
требование времени, без него немыслимо
движение вперед. Низкое качество жизни
ограничивает раскрытие творческого потенциала
людей. Они вынуждены концентрировать
свои усилия на добывании “насущного
хлеба”, им – не до творчества. Именно
по этой причине промышленно развитые
страны еще
в 60-е годы XX века взяли курс на создание
условий по обеспечению высокого качества
жизни для всего работающего населения
и пенсионеров, и пошли они на этот шаг
отнюдь не из филантропических побуждений,
а потому, что это оказалось выгодно как
для бизнеса, так и для правящей элиты,
так как это является условием динамического
развития личности, общества и государства.
По оценкам Всемирного банка, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатств, природного капитала – 20%, человеческого - 64%. Для России эта пропорция иная – 14, 72 и 14%, то есть в стране роль природных богатств является доминирующей. В таких промышленно развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%. Таким образом, экспертные оценки и экспериментальные расчеты свидетельствуют о том, что главным компонентом национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни. [51]
Вложения в человеческий капитал
превращаются в экономические выгодные
проекты на национальном и корпоративном
уровнях, а рост ценности человеческого
труда становится определяющим фактором
в повышении
Информация о работе Формирование человеческого капитала в условиях современной России