Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа
Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом. Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи: -изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе; -выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом; -определение путей и направлений формирования человеческого капитала; -выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала; -выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67
В реальной жизни редко, кто принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.[14,c.25]
Можно сделать четыре предположения, касающихся спроса на высшее образование:
Всеобъемлющая модернизация
высшего образования - это стратегическая
задача, решение которой должно привести
систему подготовки кадров в соответствие
с реальными потребностями
Необходимость изучения механизмов воспроизводства человеческого капитала, диктуется современной социально-экономической ситуацией в стране. В условиях начала экономического роста и несовершенной системы образования, в России через относительно небольшой промежуток времени страна может столкнуться с недостатком квалифицированных трудовых ресурсов, что существенно затянет развитие общества в целом. Подробнее данная проблема будет рассматриваться в следующей главе.
ГЛАВА II. Формирование человеческого капитала в России
2.1 Основные проблемы формирования человеческого капитала в России
Накопление человеческого капитала проходит по нескольким направлениям. Каждое общество сталкивается с проблемой накопления человеческого капитала, основой которой служит проблема образования - его качество, доступность, структурная сбалансированность, востребованность и т.д. В России, находящейся в стадии перехода к рыночной экономике и говоря в перспективе – постиндустриальному обществу, испытывает серьезные проблемы в сфере накопления человеческого капитала, в частности проблема реформирования образования, связанная с повешением его качества, приведению к мировым стандартам, сбалансированностью между профессионально квалификационной подготовкой и реальными запросами рынка труда. Подробнее об этом пойдет речь в данной главе.
Статистические данные позволяют произвести количественную оценку человеческого капитала в России:
Таблица 1: Расчет объемов человеческого капитала
субъектов Российской Федерации на 2005 год.[18, c.76]
В данной таблицы перечисляются величины
ЕСI - индекс человеческого капитала;
НСI – индекс человеческого капитала здоровья;
CI – индекс человеческого капитала;
m - удельный весу занятых в общей численности занятых в России;
НС - относительный объем человеческого капитала.
Данные табл. позволяют определить субъекты федерации с наибольшими и наименьшими значениями основных характеристик человеческого капитала. По индексу человеческого капитала образования лидируют регионы: Москва (49,3), Санкт-Петербург (37,0), Магаданская область (31,2), Хабаровский край (31,1),Тюменская область (30,6). Отстают по данному показателю Карачаево-Черкесская Республика (15,3) и Республика Ингушетия (9,4). По индексу человеческого капитала здоровья лидируют регионы: Республика Ингушетия (74,6), Республика Дагестан (71,5), Карачаево-Черкесская Республика (69,4), Республика Северная Осетия (69,4), Республика Адыгея (68,8). Отстают по данному показателю Читинская область (61,5) и Республика Тыва (56,5).
По индексу человеческого капитала лидируют регионы: Москва (3324), Санкт-Петербург (2449), Тюменская область (2040), Магаданская область (2030), Хабаровский край (1960). Отстают по данному показателю Карачаево-Черкесская Республика (1065) и Республика Ингушетия (702). По удельному весу занятых в общей численности занятых России лидируют: Москва (8,37), Московская область (3,80), Санкт-Петербург (3,66), Краснодарский край (3,17), Свердловская область (3,15), Отстают по данному показателю Республика Ингушетия (0,11) и Чукотский автономный округ (0,05). По относительному (и абсолютному) объему человеческого капитала лидируют: Москва (278,3), Санкт-Петербург (89,8), Московская область (60,5), Тюменская область (56,5), Ростовская область (49,2).Отстают по данному показателю Чукотский автономный округ (0,9) и Республика Ингушетия (0,7).[18.c.76]
На основе полученных данных можно сделать вывод о существующих резких различиях в количественных оценках человеческого капитала между российскими регионами. Это одна из проблем современной России, и сущность её заключается в сильном отставании некоторых регионов от ведущих (в основном Москва и Санкт – Петербург). Человек, родившийся в отсталых, с точки зрения оценки человеческого капитала, регионов, имеет меньше шансов на реализацию собственных возможностей и накопления человеческого капитала.
Другая проблема - состояние трудового
потенциала России не адекватно вызовам
современного этапа ее экономического
развития. Деформированная профессионально-
Очевидно, что достижение
цели экономического роста невозможно
без резкого повышения качества
труда. С учетом демографического спада
эффективное использование
Опыт развитых стран свидетельствует: инвестиции в человеческий капитал выгодны экономически. По некоторым оценкам, каждый доллар, вложенный, например, в образование, приносит от 2 до 10 долл. чистой прибыли. [24,c.26]
Уникальность ситуации
в России, заключается в том, что
впервые в мирное время в течение
длительного периода будет
На протяжении четырнадцати лет в России наблюдается депопуляция, которая обусловлена не только чрезвычайно низкой рождаемостью, но и катастрофически высоким уровнем смертности, сравнимым разве что со слаборазвитыми государствами. Следствием депопуляции становится не только количественное сокращение трудового потенциала страны, но и его старение, что неизбежно приводит к увеличению так называемой демографической нагрузки на каждого трудоспособного.[51]
Проблема депопуляции населения страны в рамках данной работы может рассматриваться только с определенными оговорками. Фактически изменение численности населения не оказывает качественного влияние на человеческий капитал, т.е. изменение населения является количественным показателем человеческого капитала. Однако данную проблему необходимо рассмотреть в рамках данной работы, потому, что процесс депопуляции оказывает значительное влияние на экономику и общество в целом. Именно человек является носителем человеческого капитала и поэтому людские потери ведут к потерям человеческого капитала на уровне экономики страны с точки зрения количественной оценки.
Также сокращение численности населения можно рассмотреть с позиции модели экономического роста Солоу. В данной модели экономический рост достигается путем увеличения численности населения и научно техническим прогрессом, который достигается именно за счет человеческого капитала. Эти процессы взаимосвязаны и однонаправлены, поэтому в рамках данной работы рассматривается необходимо рассмотреть проблему людских потерь в России.
Рисунок 2. Модель экономического роста Солоу.
Наряду с объемом
и технологическим уровнем
Новыми поколениями работников потребуется заменить от 70% до 80% контингента ныне занятых в экономике. Между тем численности молодежи, вступающей в трудовую жизнь, не хватит даже на простое замещение тех, кто достигнет пенсионного возраста, не говоря уже о компенсации потерь рабочей силы в связи с высокой смертностью среди трудоспособных.[51]
Сложнее всего будет обеспечить возмещение ”потерь” работников физического труда. Лидировать по интенсивности выбытия из состава рабочей силы будут квалифицированные работники сельского хозяйства, особенно связанные с товарным производством продукции животноводства. Серьезные риски в кадровом обеспечении ожидаются в группе квалифицированных рабочих индустриальных отраслей экономики, которые являются одной из самых многочисленных групп занятых (на них приходится 16% общего их числа).
Кадровые проблемы будут
возникать прежде всего по рабочим
местам, которые по содержанию и
условиям труда не привлекательны для молодежи. Между тем модернизация
производства, способная изменить спрос
на рабочие кадры и в количественном, и
в профессионально-
Даже благополучные
в финансово-экономическом
Среди множества вариантов
социально-экономического развития можно
выделить три основных: инерционный,
мобилизационный и
Развитие России упирается в проблему «человеческого капитала». Пока нет ясного представления, как перевести этот капитал из пассива в актив, но саму подобную необходимость власть уже осознала
Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий — сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги и все такое прочее.[48]
С людьми сложнее. По многим показателям население России — уникальный ресурс. Уровень грамотности в России — самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования — самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная — почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии — стране с самым высоким уровнем образования в ЕС — 78%, в Великобритании — 76%, в Испании и вовсе заметно меньше — 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов — один из самых высоких в мире. Причем в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.[48]
Но это одна сторона медали. Другая — уровень смертности, самый высокий в Европе. Если смотреть показатель смертности в трудоспособном возрасте, то мы находимся на уровне, сопоставимом с африканскими странами. Уровень травматизма на производстве — опять же самый высокий в Европе. И это не просто общие цифры — за ними стоит весьма печальная, а часто и весьма трагическая конкретика.[48]
Информация о работе Формирование человеческого капитала в условиях современной России