Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа
Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом. Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи: -изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе; -выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом; -определение путей и направлений формирования человеческого капитала; -выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала; -выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет информатики и экономики
Кафедра экономики
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Выпускная квалификационная работа
студента IV курса
факультета информатики и экономики
очной формы обучения
Мартынова Сергея Алексеевича
Научный руководитель-
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Вальнева Лариса Васильевна
Допущен к защите
Зав.кафедрой__________________
Дата «____»______________года
Пермь 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..
Введение
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение для экономистов. В условиях перехода мировых экономик к новой информационной экономике, резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ в рамках национальных проектов, определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.
В условиях реализации национальных проектов: образование, здравоохранение, молодая семья, направленных на повышение уровня жизни населения, его численности, т.е. на повышение качества человеческого капитала в России, становится актуальным выявление проблем, связанных с формированием человеческого капитала, в частности, проблемы российского образования, изучающиеся в рамках данной работы, и путей решения данных проблем.
В этой связи изучение исторического развития теории человеческого капитала, условия его воспроизводства, становится актуальным и выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.
Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом.
Объектом исследования данной работы является человеческий капитал.
Предметом исследования является формирование человеческого капитала в России
Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи:
-изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе;
-выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом;
-определение путей и направлений формирования человеческого капитала;
-выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала;
-выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.
Поставленные задачи предопределили структуру работы:
Введение, две главы, заключение, список используемых источников. В первой главе рассматриваются эволюция теории человеческого капитала, сравнение человеческого капитала с физическим капиталом, актуальность изучения данной категории в современных условиях, рассматривается взаимосвязь человеческого капитала и интеллектуального и влияние последнего на экономический рост предприятий и страны в целом. Также затрагивается проблема формирования, воспроизводства и амортизации человеческого капитала, специфика данных процессов, роль образования в формировании человеческого капитала.
Во второй главе рассматриваются проблемы формирования человеческого капитала в России: проблемы российского образования, рынка труда и несбалансированности их связи, проблемы депопуляции, миграции человеческого каптала, на фоне общемировых проблем и российской специфики переходного периода, а также ход реализации национальных проектов.
Методологической основой работы является системный подход, опирающийся на комплексный анализ предмета исследования. В процессе исследования были изучены и использованы монографическая литература, публикации в периодической печати, Интернет-ресурсы.
Теоретическая и практическая значимость
работы, состоит в том, что её основные
положения позволяют получить полное
представление о категории
Авторский вклад в работу состоит в том, что:
ГЛАВА I. Человеческий капитал и его признаки
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие
В экономической науке видное место занимает теория капитала. Капитал (франц., англ. capital, от лат. capitalis - главный) в широком смысле это всё, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
Элементы учения о капитале как о накоплении богатств, особенно в форме денег, встречаются еще у Аристотеля. Затем понятие “капитал” становится предметом анализа у меркантилистов, физиократов, классиков. Наиболее последовательно и системно оно впервые было проанализировано К. Марксом, раскрывшим сущность капитала на основе учения о прибавочной стоимости. Однако и его концепция не стала исчерпывающей в разрешении всех сложных вопросов теории капитала. При общем подходе к рассматриваемому понятию оказалось, что капитал далеко не всегда связан с созданием прибавочной стоимости, а значит, и с эксплуатацией наемной рабочей силы. Последующие экономисты в основном преодолели эту односторонность марксовой трактовки капитала, но впали в другую крайность, расширительно истолковав капитал просто как запас благ (богатства), не учитывая его социально-исторической природы.[42]
Категория капитал имеет
двоякий смысл. Обычно в обиходе
под капиталом понимается богатство,
состояние в денежной или имущественной
форме. Наличие капиталов у
В настоящее время в мировой экономической науке нет однозначного понимания Капитала. В самом общем виде смысловое содержание рассматриваемого понятия сводится к толкованию капитала как блага вообще, использование которого позволяет увеличить будущие блага. Капитал выступает при этом не обязательно в форме денег. Главный его признак – приносить доход своему владельцу. Такого взгляда придерживались, например, видные представители неоклассического направления И. Фишер, Ф. Найт.[42]
Существенное место
в современных определениях
Более широкое понимание капитала в трудах большинства экономистов неоклассического направления проявляется прежде всего в трактовке его как запаса благ (богатства), приносящего систематический доход своему владельцу. Это значительный шаг вперед в определении капитала, тем не менее не все то, что приносит доход, является капиталом. Одна и та же ценность (вещь, предмет, благо) может быть или не быть капиталом в зависимости от того, каким образом с ее помощью извлекает для себя доход владелец этой ценности. Никакая ценность не является сама по себе капиталом. Что бы стать им, она должна служить средством самовозрастания богатства в той или иной форме. Главным критерием самовозрастания богатства является его рост не на основе личного труда владельца.
Таким образом, более общий подход к определению понятия капитала может быть следующим:
Капитал – это определенный запас ценностей (благ) в денежной или не денежной форме, который приносит доход своему владельцу, обеспечивая самовозрастание богатства, особенно в форме денег
История экономической теории и практики - это история движения от познания и преобразования чувственно осязаемых объектов и процессов к объектам и процессам все менее осязаемым, а также от объектов и предметов к отношениям между ними. Несмотря на то, что XVIII-XIX века, бесспорно, являются эпохой «классического» капитализма совершенной конкуренции, эпохой господства финансового и физического капитала, уже тогда А. Смит и Д. Рикардо причисляли таланты и навыки, полученные индивидом, к общественному богатству. Это положило начало формированию и выделению такой категории как человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. [37]
Человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.
Человеческий капитал - это форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе.[1,c 26]
Формирование концепций социального и человеческого капитала, их теоретическое обоснование и детальная разработка началась в середине XX века, и это вполне объяснимо.
Последовательное прохождение доиндустриального и индустриального периодов развития странами Запада подразумевал трансформацию экономических отношений, определявшихся коренными изменениями в материально-производственной, а также социальной, культурной сферах жизни общества. Центральной проблемой экономики был поиск ресурсов и видов капитала, которые могли бы максимально эффективно удовлетворять потребности текущей стадии развития. После того как в середине 80-х годов в структуре ВВП США и Западной Европы прочно закрепилась лидирующая позиция продукции сферы услуг, а не материального производства, можно было с уверенностью констатировать факт, который прогнозировали экономисты, социологи, футурологи, - Запад вступил в постиндустриальную стадию экономического развития. Этот переход означал, прежде всего, необходимость изыскания новых видов ресурсов и капитала для новой экономики, у которой появилось много названий – экономика информации, новая экономика и др.[44]
Структурные изменения
в современной экономике и
послужили той объективной
Человеческий капитал в самом общем смысле – это знания, навыки и профессиональные способности работника. Социальный капитал существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами».
Несмотря на то, что идеи теории человеческого капитала встречаются еще у Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "чикагской школы", – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.[11]
Информация о работе Формирование человеческого капитала в условиях современной России