Формирование человеческого капитала в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом. Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи: -изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе; -выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом; -определение путей и направлений формирования человеческого капитала; -выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала; -выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5
1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5
1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15
1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23
1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38
2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38
2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51
2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67

Работа содержит 1 файл

Диплом 3.0.doc

— 573.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет информатики  и экономики

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

студента IV курса

факультета информатики  и экономики

очной формы обучения

Мартынова Сергея Алексеевича

 

 

Научный руководитель-

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Вальнева Лариса Васильевна

 

 

 

Допущен к защите

 

Зав.кафедрой__________________________

Дата «____»______________года

 

 

Пермь 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….3

ГЛАВА I ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ПРИЗНАКИ…..……………………….....5

1.1 Теория человеческого капитала и её развитие……………………………………...5

1.2 Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капитала .…………………….15

1.3 Особенности формирования человеческого капитала……………………………..23

1.4 Роль образования в формировании человеческого капитала………………….…..32

ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ………………………………………………………………………...........................38

2.1Основные проблемы формирования человеческого капитала в России…………...38

2.2 Проблемы образования в России……………………………………………………..51

2.3 Дальнейшие пути развития человеческого капитала в России……………….……59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….....66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..67

 

Введение

 

Понятие «человеческий  капитал» приобретает в настоящее  время большое значение для экономистов. В условиях перехода мировых экономик к новой информационной экономике, резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления  и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ в рамках национальных проектов, определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

В условиях реализации национальных проектов: образование, здравоохранение, молодая семья, направленных на повышение  уровня жизни населения, его численности, т.е. на повышение качества человеческого  капитала в России, становится актуальным выявление проблем, связанных с формированием человеческого капитала, в частности, проблемы российского образования, изучающиеся в рамках данной работы, и путей решения данных проблем.

В этой связи изучение исторического развития теории человеческого  капитала, условия его воспроизводства, становится актуальным и выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.

Целью данной работы является выявление основных тенденций развития человеческого капитала в России и влияние этих процессов на экономику, и общество в целом.

Объектом исследования данной работы является человеческий капитал.

Предметом исследования является формирование человеческого капитала в России

Для реализации поставленной цели, были определенны следующие задачи:

-изучение анализа проблемы человеческого капитала в научной литературе;

-выявление основных взаимосвязей между человеческим и интеллектуальным капиталом;

-определение путей и направлений формирования человеческого капитала;

-выявление роли образования в формировании и воспроизводстве человеческого капитала;

-выявление основных проблем и специфики формирования человеческого капитала в условиях современной России.

Поставленные задачи предопределили структуру работы:

Введение, две главы, заключение, список используемых источников. В первой главе рассматриваются эволюция теории человеческого капитала, сравнение человеческого капитала с физическим капиталом, актуальность изучения данной категории в современных условиях, рассматривается взаимосвязь человеческого капитала и интеллектуального и влияние последнего на экономический рост предприятий и страны в целом. Также затрагивается проблема формирования, воспроизводства и амортизации человеческого капитала, специфика данных процессов, роль образования в формировании человеческого капитала.

Во второй главе рассматриваются  проблемы формирования человеческого капитала в России: проблемы российского образования, рынка труда и несбалансированности их связи, проблемы депопуляции, миграции человеческого каптала, на фоне общемировых проблем и российской специфики переходного периода, а также ход реализации национальных проектов.

Методологической основой работы является системный подход, опирающийся на комплексный анализ предмета исследования. В процессе исследования были изучены и использованы монографическая литература, публикации в периодической печати, Интернет-ресурсы.

Теоретическая и практическая значимость работы, состоит в том, что её основные положения позволяют получить полное представление о категории человеческий капитал особенностях его формирования, накопления, а также о влиянии этих процессов на экономику как на уровне страны, так и на уровне государства. В ходе работы были выявляются основные проблемы формирования человеческого капитала в России, и выявлены тенденции дальнейшего развития человеческого капитала в нашей стране.

Авторский вклад в работу состоит  в том, что:

    1. Сформулировано четкое определение понятия человеческого капитала, специфика его формирования, воспроизводства, амортизации, влияние этих процессов на экономику.
    2. Выявлены основные проблемы формирования человеческого капитала и пути их решения в российском обществе.

 

 

 

 

ГЛАВА I. Человеческий капитал и его признаки

1.1 Теория человеческого  капитала и её развитие

В экономической науке  видное место занимает теория капитала. Капитал (франц., англ. capital, от лат. capitalis - главный) в широком смысле это всё, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.

Элементы учения о  капитале как о накоплении богатств, особенно в форме денег, встречаются еще у Аристотеля. Затем понятие “капитал” становится предметом анализа у меркантилистов, физиократов, классиков. Наиболее последовательно и системно оно впервые было проанализировано К. Марксом, раскрывшим сущность капитала на основе учения о прибавочной стоимости. Однако и его концепция не стала исчерпывающей в разрешении всех сложных вопросов теории капитала. При общем подходе к рассматриваемому понятию оказалось, что капитал далеко не всегда связан с созданием прибавочной стоимости, а значит, и с эксплуатацией наемной рабочей силы. Последующие экономисты в основном преодолели эту односторонность марксовой трактовки капитала, но впали в другую крайность, расширительно истолковав капитал просто как запас благ (богатства), не учитывая его социально-исторической природы.[42]

Категория капитал имеет  двоякий смысл. Обычно в обиходе  под  капиталом понимается богатство, состояние в денежной или имущественной  форме. Наличие капиталов у определенного  круга лиц в жизни хорошо видно  и понятно, и люди всегда стремились к богатству. Капитал как экономическая категория – это стоимость, приносящая его владельцу прибавочную стоимость. Или капитал – это самовозрастающая стоимость.

В настоящее время  в мировой экономической науке  нет однозначного понимания Капитала. В самом общем виде смысловое содержание рассматриваемого понятия сводится к толкованию капитала как блага вообще, использование которого позволяет увеличить будущие блага. Капитал выступает при этом не обязательно в форме денег. Главный его признак – приносить доход своему владельцу. Такого взгляда придерживались, например, видные представители неоклассического направления И. Фишер, Ф. Найт.[42]

 Существенное место  в современных определениях капитала  отводится характеристике его  как главного элемента производства, выступающего в многообразных формах, включая и создание услуг. Английский экономист Дж. Хикс, к примеру, под капиталом понимал совокупность товаров производственного назначения.

Более широкое понимание  капитала в трудах большинства экономистов неоклассического направления проявляется прежде всего в трактовке его как запаса благ (богатства), приносящего систематический доход своему владельцу. Это значительный шаг вперед в определении капитала, тем не менее не все то, что приносит доход, является капиталом. Одна и та же ценность (вещь, предмет, благо) может быть или не быть капиталом в зависимости от того, каким образом с ее помощью извлекает для себя доход владелец этой ценности.  Никакая ценность не является сама по себе капиталом. Что бы стать им, она должна служить средством самовозрастания богатства в той или иной форме. Главным критерием самовозрастания богатства является его рост не на основе личного труда владельца.

Таким образом, более  общий подход к определению понятия  капитала может быть следующим:

Капитал – это определенный запас ценностей (благ) в денежной или не денежной форме, который приносит доход своему владельцу, обеспечивая  самовозрастание богатства, особенно в форме денег

История экономической  теории и практики - это история движения от познания и преобразования чувственно осязаемых объектов и процессов к объектам и процессам все менее осязаемым, а также от объектов и предметов к отношениям между ними. Несмотря на то, что XVIII-XIX века, бесспорно, являются эпохой «классического» капитализма совершенной конкуренции, эпохой господства финансового и физического капитала, уже тогда А. Смит и Д. Рикардо причисляли таланты и навыки, полученные индивидом, к общественному богатству. Это положило начало формированию и выделению такой категории как человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. [37]

Человеческий капитал  состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций, которыми наделены человеческие существа и которые  могут использоваться в течение  определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.

Человеческий капитал - это  форма капитала, потому что  является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или  того и другого вместе.[1,c 26]

Формирование концепций  социального и человеческого капитала, их теоретическое обоснование и детальная разработка началась в середине XX века, и это вполне объяснимо.

Последовательное прохождение  доиндустриального и индустриального периодов развития странами Запада подразумевал трансформацию экономических отношений, определявшихся коренными изменениями в материально-производственной, а также социальной, культурной сферах жизни общества. Центральной проблемой экономики был поиск ресурсов и видов капитала, которые могли бы максимально эффективно удовлетворять потребности текущей стадии развития. После того как в середине 80-х годов в структуре ВВП США и Западной Европы прочно закрепилась лидирующая позиция продукции сферы услуг, а не материального производства, можно было с уверенностью констатировать факт, который прогнозировали экономисты, социологи, футурологи, - Запад вступил в постиндустриальную стадию экономического развития. Этот переход означал, прежде всего, необходимость изыскания новых видов ресурсов и капитала для новой экономики, у которой появилось много названий – экономика информации, новая экономика и др.[44]

Структурные изменения  в современной экономике и  послужили той объективной основой, на которой возникла современная  концепция человеческого капитала. При разработке проблемы перехода к новой экономике появились многочисленные разработки западных ученых в области нематериального капитала – интеллектуального, культурного, информационного, морального, человеческого, социального. В работах социологов и экономистов можно встретить не менее 15 новых понятий. Два последних – человеческий и социальный – объединяют в личностный капитал.[12]

Человеческий капитал в самом общем смысле – это знания, навыки и профессиональные способности работника. Социальный капитал существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами».

Несмотря на то, что  идеи теории человеческого капитала встречаются еще у Смита, она  сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы  На правах особого раздела она вошла  во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "чикагской школы", – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.[11]

Информация о работе Формирование человеческого капитала в условиях современной России