Фискальная политика государства и ее использование для достижения финансово-экономической стабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе выделяются три основных раздела – в первом дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее механизме функционирования, во втором идет речь об использовании фискальной политики в практике государственного регулирования, а в третьем - сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр.3

1. Фискальная политика, ее сущность и механизм функционирования………………………………………………………..стр.5

2. Фискальная политика и ее использование в практике государственного регулирования…………………………………………………………….стр.12

3. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………...стр.19

Заключение………………………………………………………………..стр.27

Список использованных источников……………………………………стр.29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Фискальная политика государства и ее использование для достижения финансово-экономической стабильности» .doc

— 143.00 Кб (Скачать)

         Таким образом, изменение бюджета  полной занятости показывает, как  влияет проводимая фискальная  политика на изменение совокупного  спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой – сокращение совокупного спроса.

         Повышение государственных расходов на определенную величину вызывает изменение национального дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос, что, в свою очередь, вызывает рост национального производства.

       Совокупность государственных расходов прямо оказывает влияние на объемы ВНП и уровень занятости населения. Государственные расходы обладают мультипликационным эффектом, порождая рост государственных расходов государства, который приводит к эффекту инвестиционной политики государства. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате увеличения государственных расходов.

       Коэффициент мультипликации показывает, во сколько раз общий прирост ВНП превосходит прирост государственных расходов.

       Следует подчеркнуть, что мультипликатор государственных расходов практически равен мультипликатору инвестиций. С точки зрения экономической теории такая зависимость закономерна, поскольку государственные расходы создают дополнительный спрос на товарную массу.

       Таким образом, повышение государственных расходов на определенную величину вызывает изменение национального дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос, что, в свою очередь, вызывает рост национального производства.

       Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время механизм данного регулирования еще не в полной мере отлажен, и его осуществление на практике может приводить к росту цен, изменению курса валюты и отрицательно воздействовать на ставку ссудного процента денежного рынка. Но, тем не менее, в период кризиса механизм государственного регулирования предполагает, что государственные расходы (т.е. государственные закупки) должны быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. А в период экономического роста государство, снижая уровень своих расходов, сокращает объем совокупного спроса и, тем самым, выпуска продукции, т.е. реализует функцию регулирования макроэкономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Фискальная политика и ее использование  в практике государственного  регулирования  

       Важнейшим комплексным инструментом и показателем  эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

         Поскольку   осуществление    государственных    расходов    означает использование средств государственного бюджета, а налоги  являются  основным источником его пополнения, фискальная политика  сводится  к  манипулированию государственным бюджетом.

       Так как основным показателем эффективности  применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит  рассмотреть влияние различных  инструментов фискальной политики  на этот показатель.

       Рассмотрим влияние отдельных инструментов фискальной политики на государственный бюджет при неизменном фискальном воздействии, т.е. воздействие прочих, не рассматриваемых инструментов, остается неизменным. Это значительно упрощает анализ и позволяет проследить влияние отдельных инструментов фискальной политики в более наглядной форме.

       Рассмотрим  влияние увеличения государственных  закупок на состояние государственного бюджета. Так как государственные  закупки относятся к числу  государственных расходов, то при  неизменном фискальном воздействии  следует говорить об образовании дефицита государственного бюджета вследствие их увеличения. Сразу встает вопрос, какого размера возникает дефицит?  Дать ответ на данный вопрос можно проследив последовательность изменений в экономических показателях:  увеличение государственных закупок увеличивает совокупные расходы, которые в свою очередь, через действие мультипликатора государственных расходов увеличивают объем национального производства. На этом все и заканчивается. Так как величина налоговых поступлений, которые формируют государственные доходы, не зависит от величины национального дохода, то дополнительных поступлений в государственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величина дефицита государственного бюджета будет равняться изменению государственных закупок.

       Влияние изменения автономных чистых налогов  на состояние государственного бюджета  можно рассматривать на примере  увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения  автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а трансфертные платежи – на его расходную часть.  Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.

       Механизм  воздействия увеличения  автономных налогов на состояние государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим образом:  увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это объясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства, которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода.

       Можно сделать вывод, что в случае, когда  налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета  или его профицита будут равны  тем изменениям в статьях госбюджета (доходной или расходной), которые вызваны тем или иным инструментом фискальной политики сокращении госзакупок - профицит будет так же меньше суммы снижения госзакупок.

       Влияние изменения автономных налогов при  неизменном фискальном воздействии  по принципу своего воздействия на государственный бюджет аналогично влиянию государственных закупок.

       Изменения в объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие  на состояние государственного бюджета  как  и госзакупки с различием  только в силе  данного воздействия. Это различие вытекает из  формул ложных  мультипликаторов.

         Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом  конкретном году не свидетельствует  о той или иной направленности  фискальной политики правительства. 

       Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные дискреционные фискальные решения о расходах и налогах, но также и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики.

       Решение данной проблемы экономисты нашли, введя  понятие бюджета при полной занятости.  Бюджет при полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.

       Исходя  из этого, делается вывод о том, что  дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит  при полной занятости, а не циклический  дефицит. Поскольку фактический  дефицит состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.

          Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно

проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика  играют   важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та,  ни  другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей  встроенные  стабилизаторы  могут  лишь  ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить  эти

колебания они не в состоянии.

      Еще больше проблем возникает  при проведении  дискреционной   фискальной политики. К ним можно отнести:

    - наличие временного лага между  принятием решений и их  воздействием на экономику;

    - административные задержки;

    - пристрастие к стимулирующим  мерам (сокращение налогов -  популярное  в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).

             Тем не менее, максимально разумное применение инструментов  и  автоматической,  и   дискреционной   политики   может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

       Эффективность фискальной политики во многом зависит  от скорости реакции правительства на изменения в экономике.

       В данной связи существует несколько  препятствий, которые снижают степень  эффективности применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым  подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть»  их. Порой проходит несколько месяцев прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

       Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

       В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.

       Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

       Фискальная  политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

       Как известно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственной  политики в области расходов и  налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение  населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

       В политических интересах бюджетный  дефицит порой преподносится  как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.

       Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель – это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной  поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

Информация о работе Фискальная политика государства и ее использование для достижения финансово-экономической стабильности