Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.

Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.docx

— 187.11 Кб (Скачать)

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

1. Финансы: сущность и функции.  Финансовая система государства

 

Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы  и финансовая политика.

 

Финансы

система экономических отношений  по формированию и использованию  фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций

Функции финансов

Аккумулирующая

     

создание материальной основы существования  государства

Распределительная

формирование и использование  денежных средств через фонды  целевого назначения

Регулирующая

воздействие на процесс воспроизводства  через государственные расходы, налоги, государственный кредит

Контрольная

обеспечение правильности взимания налогов  и их целевого использования


 

Финансовая  система

совокупность финансовых отношений  и регулирующих их институтов, обеспечивающих  государству выполнение его функций


 

Структура  финансовой системы

I. Государственные финансы (централизованные)

государственный

бюджет

• центральный

• бюджеты местных органов власти всех уровней

внебюджетные фонды

особенности

 

 

задачи

• находятся в распоряжении центральных  или местных органов 

   власти и концентрируются в специальных фондах;

• имеют целевое назначение и  не включаются в госбюджет;

• создаются за счет целевых налогов, займов, субсидий из

   госбюджета

1) обеспечение дополнительными  средствами приоритетные сферы 

    экономики;

2) расширение социальных услуг  населению

      Таким образом  расширяются возможности государственного

       вмешательства, минуя бюджет.

3) использование в качестве резерва  в случае финансовых затруднений  для  повышения маневренности  финансовой системы 

в целом

государственный

кредит

 

II. Финансы предприятий всех форм собственности (децентрализованные)

III. Финансы населения


 

 

 

Финансовая система ориентирована  на достижение определенных целей, что  предполагает разработку и проведение финансовой политики.


 

Финансовая политика

система мероприятий, направленных  на  мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование  для выполнения государством его  функций

Результативность

оценивается исходя из того, насколько  она соответствует интересам  общества; учитывает потребности  общественного развития, конкретно−исторические условия и особенности жизни; способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач

Формы

• политика в области налогообложения  (налоговая политика)

• политика в области регулирования  структуры государственных 

   расходов (бюджетная политика)


 

В основе финансовой политики лежат теоретические  концепции государственных финансов.


 

Кейнсианство

        Проблемы расширенного  воспроизводства необходимо решать  с позиций обеспечения эффективного  спроса, недостаток которого провоцирует  экономические кризисы. В силу внутренней нестабильности и неспособности рыночной экономики к саморегулированию государство должно проводить активную макроэкономическую политику, главным инструментом которой является фискальная (бюджетно−налоговая) политика.

     Основными факторами  достижения эффективного спроса  являются государственные расходы  и налоги, оказывающие значительное  влияние на личное и инвестиционное  потребление

    Новым положением, введенным Дж.Кейнсом в теорию государственных финансов, стала концепция дефицитного (по сути инфляционного) финансирования: увеличение государственных расходов, финансируемых за счет займов.

    Рынок ссудных капиталов  становится одним из инструментов  формирования эффективного спроса, а бюджетный дефицит − способом  регулирования экономики.

     В 40-60е гг. XX в. кейнсианская концепция имела успех и определенные

положительные результаты  и до 70х гг. являлась основой финансовой теории и практики ведущих западных стран.

 Неоконсервативная концепция (с конца 70х гг. XX в.)

  (теория экономики предложения")

             Основополагающий тезис − ограничение государственного вмешательства в экономику. Главная задача − перенесение центра тяжести на проблему повышения предложения, стимулирования производства.

Это означало, что государство должно помогать предпринимателю.

     В области финансов:

        • сокращение объема перераспределяемого через финансовую систему НД;

        • снижение размеров социальных расходов;

        • стимулирование роста сбережений как источника инвестиций.

     В структуре государственных  расходов:

        • увеличение удельных затрат, связанных со стимулированием НТП, развитием

          образования, "ивестициями в человека" (теория инвестиций в человеческий

          капитал).

     

    В области доходов госбюджета, особенно налогов:

         • сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения;

         • налоговая политика должна быть "нейтральной " для развития экономики,

            давать простор для рыночных отношений.

      Сторонники  ТЭП  восстанавливают принцип "здоровых  финансов" − обязательное ежегодное  балансирование бюджета, т.к. дефицитность  госбюджета − причина роста  долгов и инфляции.

    Поэтому задачей финансовой  политики является создание долгосрочных  стимулов экономического роста  и повышения эффективности производства.


 

2. Налоговая система в условиях  рынка. Кривая Лаффера

 

Налоговая система обеспечивает государство необходимыми денежными  средствами для проведения экономической  политики. Налоги − важнейший источник доходов госбюджета: на их долю приходится до 90 % всех поступлений в госбюджет.

 

Налог

законодательно установленные обязательные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц в пользу государства и муниципальных  органов в форме отчуждения денежных средств.

Функции налогов

Фискальная (аккумулирующая)

     

мобилизация денежных средств в госбюджет

отражает обязанности налогоплательщиков перед государством

Распределительная (социальная)

перераспределение НД с целью сокращения неравенства в доходах

отражает обязанности государства перед налогоплательщиками

Регулирующая

воздействие на экономические процессы для решения конкретных задач


 

Принципы  налогообложения

(разработаны А.Смитом)

Всеобщность

уплата налогов физическими и  юридическими лицами любой организационно−правовой  формы

Обязательность

принудительность налога

Равнонапряженность

(пропорциональность)

взимание налогов по единым схемам в зависимости от размера дохода

Стабильность

(определенность)

устойчивость (неизменность) видов налогов  и налоговых ставок во времени

Доступность для восприятия налогоплательщиком

Защищенность от многократного обложения


 

Налоговая система

совокупность форм и методов сбора  финансовых средств

Элементы налога

 

субъект налога

 

 

лицо, обязанное по закону платить  налоги

объект налога

то, что облагается налогом

         доходы  и имущество

прямые налоги:

    непосредственно взимаются  с владельцев собственности 

    и получателей дохода

Примеры:

• подоходный налог физических лиц

• корпоративный налог на прибыль

• налог на доходы от капитала по фондовым операциям

• поземельный

• имущественный

• социальный налог (ЕСН):

         взносы  на социальное страхование

         обязательное  медицинское страхование

         пенсионный  фонд

−  хозяйственный оборот

−  отдельные товары и

    услуги     

косвенные налоги:

  − взимаются в сфере реализации или потребления товаров;

  − надбавка к цене товара или включаются в тариф

Виды:

• фискально−монопольные

    на товары, производство которых является  монополией

    государства

• акцизы на отдельные товары,

• НДС взимается на каждой стадии производства

            с прироста стоимости

• таможенные пошлины

     

налоговая ставка

размер налога на единицу обложения

                                                  

                                  Виды:   

• предельная  (ΔT/ΔY)

       соотношение между  приростом суммы 

       вносимого налога  и приростом дохода

• средняя (T/Y)

• нулевая

• льготная


способ взимания налога

 

                     • у источника

изъятие налога до получения дохода владельцем

                                 виды:

* шедулярная

(английская, 1842−1973 гг.)

налогом облагаются отдельные части  дохода по разным ставкам

* глобальная

налогом облагается совокупный доход

                 • по декларации

изъятие налога после получения дохода

 

используется для обложения нефиксированных  доходов или при множестве  источников их получения

                     • по кадастру

взимание налога по реестру, включающему  перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам


 

 налоговая льгота

полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с законодательством

                                                        

                            виды:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных  объектов обложения

  (например, затрат на НИОКР);

• освобождение от налогов отдельных  лиц или категорий 

   плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычеты из налоговой базы;

• налоговый кредит (отсрочка взимания налога или 

  уменьшение суммы налога на определенную величину)

Значительное разнообразие налоговых  льгот приводит к ощутимому снижению реальной ставки налога по сравнению  с номинальной.

соотношение между ставкой налога и доходом        

 

для прямых налогов  →  

 

 

косвенные налоги     →          социальные налоги                 

налоги на собственность

•   прогрессивная 

     повышение ставки  налога с увеличением  дохода

• регрессивная

      снижение ставки  налога при росте дохода

• пропорциональная

      неизменная ставка  налога при любом доходе  

      (стоимости объекта обложения)

налоговая база

размер дохода, подлежащий налогообложению, = 

         валовый доход − налоговые льготы


 

Классификация  налогов

объект  обложения

• прямые

• косвенные

степень важности доходов для бюджета

• основные                   

       обеспечивают  наибольшие поступления

• дополнительные

характер использования

• общие                       

        не закреплены за конкретным  видом расходов

• специфические

         имеют целевое  назначение

принадлежность к уровню

власти и управления

• государственные (центральные)

• местные

− в федеративных государствах →

 

 

 

− в унитарных государствах       →

3х уровневая налоговая система:

   • федеральные налоги (16)

   • региональные налоги (7)

   • местные налоги (5)

2х уровневая налоговая система:

   • государственные налоги

   • местные налоги

Недостаточность налогов местных  органов власти покрывается за счет выплат

из госбюджета через систему  субсидий в 2х формах:

      1) дотации      −    для покрытия дефицитов  местных бюджетов 

                                    ("выравнивающие трансферты")

      2) субвенции  −    для финансирования целевых программ


 

Социальная функция налогов

Использование прогрессивной, регрессивной и пропорциональной шкалы налогообложения  имеют различные социальные последствия.

    Прогрессивная шкала, применяемая к подоходным и корпоративным налогам, соответствует принципу социальной справедливости. Вместе  с тем очень важно  
не переусердствовать, не превысить разумные пределы, за которыми теряется это свойство, превращаясь в свою противоположность.

   Пропорциональная шкала применяется к расчетам социальных взносов в госбюджет и налогов на собственность.

 

    Наиболее социально несправедливы косвенные налоги, которые платят все потребители независимо от дохода, но наибольшие потери несут лица с низкими доходами из-за неэластичности их спроса.

    Чем менее эластичен  спрос, тем больше теряет потребитель;  чем менее эластично предложение,  тем  бόльшая часть налога уплачивается за счет прибыли. Это характерно для короткого периода. В долгом периоде ценовая эластичность предложения растет, поэтому основная часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

 

     Налоговые льготы частично реализуют социальную функцию для сокращения неравенства в доходах, частично − регулирующую, в частности, для мелкого и среднего бизнеса, фермеров.


 

Регулирующая функция налогов

система налоговых ставок и льгот должна стимулировать воспроизводственный процесс

       

• расширение и обновление производства;

• создание рабочих мест;       

• содействие в проведении структурной  и  
   региональной политики;

• воздействие на потребление и накопление

установление приемлемого (рационального) уровня налоговых ставок,

не подрывающего стимулы  деловой активности

          

для  подоходного налога           40 − 50 %

корпоративного налога             35 − 45 %

НДС                                             12 − 18 %   

 

Превышение этого уровня снижает  деловую активность, что ведет  к сокращению налоговой базы и "уходу" от налогов.

     Обоснованием  снижения налоговой ставки

до определенного уровня  служит кривая Лаффера.


 

Кривая Лаффера

показывает зависимость доходов  госбюджета от динамики налоговой ставки

Снижение налогов в долгом периоде  обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости,

а значит, и доходов. В результате увеличатся налоговые поступления, уменьшится бюджетный дефицит и  снизится инфляция.

Информация о работе Фискальная политика государства