Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:22, реферат
Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.
Финансы
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1. Финансы: сущность и функции. Финансовая система государства
Важную роль в достижении макроравновесия играют финансы и финансовая политика.
Финансы |
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых государству для выполнения его функций | |
Функции финансов |
Аккумулирующая
|
создание материальной основы существования государства |
Распределительная |
формирование и использование денежных средств через фонды целевого назначения | |
Регулирующая |
воздействие на процесс воспроизводства через государственные расходы, налоги, государственный кредит | |
Контрольная |
обеспечение правильности взимания налогов и их целевого использования |
Финансовая система |
совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов, обеспечивающих государству выполнение его функций |
Структура финансовой системы | |
I. Государственные финансы (централизованные) | |
государственный бюджет |
• центральный • бюджеты местных органов власти всех уровней |
внебюджетные фонды особенности
задачи |
• находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах; • имеют целевое назначение и не включаются в госбюджет; • создаются за счет целевых налогов, займов, субсидий из госбюджета 1) обеспечение дополнительными средствами приоритетные сферы экономики; 2) расширение социальных услуг населению Таким образом расширяются возможности государственного вмешательства, минуя бюджет. 3) использование в качестве в целом |
государственный кредит |
|
II. Финансы предприятий всех форм собственности (децентрализованные) | |
III. Финансы населения |
Финансовая система |
Финансовая политика |
система мероприятий, направленных
на мобилизацию финансовых ресурсов,
их распределение и целевое |
Результативность |
оценивается исходя из того, насколько она соответствует интересам общества; учитывает потребности общественного развития, конкретно−исторические условия и особенности жизни; способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач |
Формы |
• политика в области налогообложения (налоговая политика) • политика в области регулирования структуры государственных расходов (бюджетная политика) |
В
основе финансовой политики лежат теоретические
концепции государственных |
Кейнсианство Проблемы расширенного
воспроизводства необходимо Основными факторами
достижения эффективного Новым положением, введенным Дж.Кейнсом в теорию государственных финансов, стала концепция дефицитного (по сути инфляционного) финансирования: увеличение государственных расходов, финансируемых за счет займов. Рынок ссудных капиталов
становится одним из В 40-60е гг. XX в. кейнсианская концепция имела успех и определенные положительные результаты и до 70х гг. являлась основой финансовой теории и практики ведущих западных стран. |
Неоконсервативная концепция (с конца 70х гг. XX в.) (теория экономики предложения") Основополагающий тезис − ограничение государственного вмешательства в экономику. Главная задача − перенесение центра тяжести на проблему повышения предложения, стимулирования производства. Это означало, что государство должно помогать предпринимателю. В области финансов: • сокращение объема перераспределяемого через финансовую систему НД; • снижение размеров социальных расходов; • стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. В структуре государственных расходов: • увеличение удельных затрат, связанных со стимулированием НТП, развитием образования, "ивестициями в человека" (теория инвестиций в человеческий капитал).
В области доходов госбюджета, особенно налогов: • сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения; • налоговая политика должна быть "нейтральной " для развития экономики, давать простор для рыночных отношений. Сторонники ТЭП
восстанавливают принцип " Поэтому задачей финансовой
политики является создание |
2. Налоговая система в условиях рынка. Кривая Лаффера
Налоговая система обеспечивает государство необходимыми денежными средствами для проведения экономической политики. Налоги − важнейший источник доходов госбюджета: на их долю приходится до 90 % всех поступлений в госбюджет.
Налог |
законодательно установленные | |
Функции налогов |
Фискальная (аккумулирующая)
|
мобилизация денежных средств в госбюджет |
отражает обязанности налогоплательщиков перед государством | ||
Распределительная (социальная) |
перераспределение НД с целью сокращения неравенства в доходах | |
отражает обязанности государства перед налогоплательщиками | ||
Регулирующая |
воздействие на экономические процессы для решения конкретных задач |
Принципы налогообложения (разработаны А.Смитом) | |
Всеобщность |
уплата налогов физическими и юридическими лицами любой организационно−правовой формы |
Обязательность |
принудительность налога |
Равнонапряженность (пропорциональность) |
взимание налогов по единым схемам в зависимости от размера дохода |
Стабильность (определенность) |
устойчивость (неизменность) видов налогов и налоговых ставок во времени |
Доступность для восприятия налогоплательщиком | |
Защищенность от многократного обложения |
Налоговая система |
совокупность форм и методов сбора финансовых средств |
Элементы налога
субъект налога |
лицо, обязанное по закону платить налоги |
объект налога |
то, что облагается налогом |
доходы и имущество |
прямые налоги: непосредственно взимаются с владельцев собственности и получателей дохода |
Примеры: |
• подоходный налог физических лиц • корпоративный налог на прибыль • налог на доходы от капитала по фондовым операциям • поземельный • имущественный • социальный налог (ЕСН): взносы на социальное страхование обязательное медицинское страхование пенсионный фонд |
− хозяйственный оборот − отдельные товары и услуги |
косвенные налоги: − взимаются в сфере реализации или потребления товаров; − надбавка к цене товара или включаются в тариф |
Виды: |
• фискально−монопольные на товары, производство которых является монополией государства • акцизы на отдельные товары, • НДС взимается на каждой стадии производства с прироста стоимости • таможенные пошлины
|
налоговая ставка |
размер налога на единицу обложения |
|
• предельная (ΔT/ΔY) соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода • средняя (T/Y) • нулевая • льготная |
способ взимания налога |
||
• у источника |
изъятие налога до получения дохода владельцем | |
|
* шедулярная (английская, 1842−1973 гг.) |
налогом облагаются отдельные части дохода по разным ставкам |
* глобальная |
налогом облагается совокупный доход | |
• по декларации |
изъятие налога после получения дохода | |
используется для обложения | ||
• по кадастру |
взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам |
налоговая льгота |
полное или частичное |
виды: |
• необлагаемый минимум объекта налога; • изъятие из обложения определенных объектов обложения (например, затрат на НИОКР); • освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; • понижение налоговых ставок; • вычеты из налоговой базы; • налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину) |
Значительное разнообразие налоговых льгот приводит к ощутимому снижению реальной ставки налога по сравнению с номинальной. | |
соотношение между ставкой налога и доходом |
|
для прямых налогов →
косвенные налоги → социальные налоги налоги на собственность |
• прогрессивная повышение ставки налога с увеличением дохода • регрессивная снижение ставки налога при росте дохода • пропорциональная неизменная ставка налога при любом доходе (стоимости объекта обложения) |
налоговая база |
размер дохода, подлежащий налогообложению, = валовый доход − налоговые льготы |
Классификация налогов | |
объект обложения |
• прямые • косвенные |
степень важности доходов для бюджета |
• основные обеспечивают наибольшие поступления • дополнительные |
характер использования |
• общие не закреплены за конкретным видом расходов • специфические имеют целевое назначение |
принадлежность к уровню власти и управления |
• государственные (центральные) • местные |
− в федеративных государствах →
− в унитарных государствах → |
3х уровневая налоговая система: • федеральные налоги (16) • региональные налоги (7) • местные налоги (5) 2х уровневая налоговая система: • государственные налоги • местные налоги |
Недостаточность налогов местных органов власти покрывается за счет выплат из госбюджета через систему субсидий в 2х формах: 1) дотации − для покрытия дефицитов местных бюджетов 2) субвенции −
для финансирования целевых |
Социальная функция налогов |
Использование прогрессивной, регрессивной и пропорциональной шкалы налогообложения имеют различные социальные последствия. Прогрессивная
шкала, применяемая к подоходным и корпоративным
налогам, соответствует принципу социальной
справедливости. Вместе с тем очень
важно Пропорциональная шкала применяется к расчетам социальных взносов в госбюджет и налогов на собственность.
Наиболее социально несправедливы косвенные налоги, которые платят все потребители независимо от дохода, но наибольшие потери несут лица с низкими доходами из-за неэластичности их спроса. Чем менее эластичен
спрос, тем больше теряет
Налоговые льготы частично реализуют социальную функцию для сокращения неравенства в доходах, частично − регулирующую, в частности, для мелкого и среднего бизнеса, фермеров. |
Регулирующая функция налогов | |
система налоговых ставок и льгот должна стимулировать воспроизводственный процесс
|
• расширение и обновление производства; • создание рабочих мест; • содействие в проведении структурной
и • воздействие на потребление и накопление |
установление приемлемого (рационального) уровня налоговых ставок, не подрывающего стимулы деловой активности
|
для подоходного налога 40 − 50 % корпоративного налога 35 − 45 % НДС 12 − 18 %
Превышение этого уровня снижает деловую активность, что ведет к сокращению налоговой базы и "уходу" от налогов. Обоснованием снижения налоговой ставки до определенного уровня служит кривая Лаффера. |
Кривая Лаффера |
показывает зависимость |
Снижение налогов в долгом периоде обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости, а значит, и доходов. В результате увеличатся налоговые поступления, уменьшится бюджетный дефицит и снизится инфляция. |