Фискальная политика государства и ее использование для достижения финансово-экономической стабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе выделяются три основных раздела – в первом дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее механизме функционирования, во втором идет речь об использовании фискальной политики в практике государственного регулирования, а в третьем - сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр.3

1. Фискальная политика, ее сущность и механизм функционирования………………………………………………………..стр.5

2. Фискальная политика и ее использование в практике государственного регулирования…………………………………………………………….стр.12

3. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………...стр.19

Заключение………………………………………………………………..стр.27

Список использованных источников……………………………………стр.29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Фискальная политика государства и ее использование для достижения финансово-экономической стабильности» .doc

— 143.00 Кб (Скачать)

       Даже  при тех обстоятельствах, что  в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.

       По  мнению большинства предпринимателей  и экономистов, один из  главных  факторов,  сдерживающих в России рост производственной  активности, –  нерациональная фискальная  политика, проводимая государством  на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя,  которое установило государство, было  явно чрезмерным и не позволяло производственным  структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных  явлений:

       Во-первых, оказалась скованной  предпринимательская  активность.

       Во-вторых,  многие затратоемкие отрасли, наиболее  важные и приоритетные с общегосударственных  позиций, автоматически отсекались от  прибыльных сфер деятельности и начали  постепенно стагнировать, в результате  произошла своеобразная структурная деградация российской экономики.

       В-третьих,  нестерпимый налоговый пресс, стимулируя  уклонение от налогов и развитие теневого  сектора экономики, обострил бюджетные  проблемы страны.

       В сложившихся  условиях актуализируются  задачи оценки  эффективности действующей  системы  фискального регулирования  и отыскания  путей ее  оптимизации. Решение их предполагает  множество  различных подходов, среди  которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы.  Он заключается в упорядочении и совершенствовании  всего налогового  законодательства.  Необходимо прежде всего отказаться  от практики начисления  налогов на  затраты (в настоящее время именно таким  образом изымается налог на  добавленную  стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей  уплату налогов по  мере поступления  средств на счет предприятия. Уже этих  двух моментов в  действующей системе  фискального регулирования достаточно,  чтобы разрушить вполне  нормальную  экономическую структуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 

       Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и непосредственно  работа по совершенствованию действующей  системы налогообложения в Республике Беларусь проводится в соответствии с целями и приоритетами, определенными Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427. Согласно данному документу основными задачами бюджетно–налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. 
        Следует отметить, что такие налоги как НДС, налог но прибыль и доходы, акцизы, таможенные пошлины, налог на недвижимость являются основными доходными источниками бюджета большинства стран мира и доказали свою эффективность как в фискальном плане, так и в качестве стимулирующего инструмента коммерческой и инвестиционной деятельности. 
        В связи с необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей или видов деятельности (сельского хозяйства, жилищного строительства и др.) в Республике Беларусь введены платежи из выручки от реализации продукции, работ, услуг в нецелевые бюджетные фонды. Это, в частности, отчисления в местные целевые бюджетные жилищно–инвестиционные фонды; целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда. Наличие в налоговой системе указанных платежей в определенной степени увеличивает налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования и экономику в целом. В этой связи в последние годы в работе по совершенствованию действующей налоговой системы Республики Беларусь большое внимание уделяется вопросам снижения ставок налогов, сокращения количества налогов и других обязательных платежей, а также объединения ряда из них, имеющих сходную налогооблагаемую базу, при одновременном упрощении порядка их взимания. 
        Для выполнения поставленных задач на текущий год определены следующие основные направления совершенствования налоговой системы республики:

  • повышение эффективности налоговой системы;
  • совершенствование структуры налоговой системы и отмена налоговых платежей, негативно сказывающихся на финансово–экономическом состоянии субъектов хозяйствования;
  • упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов, обеспечение единых подходов к применению таких налогов на всей территории республики;
  • осуществление комплексных мероприятий, по общему совершенствованию системы налогообложения и унификации налогового законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации;
  • ориентация структуры налогов на прямое налогообложение;
  • объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу; 
             Указанные направления нашли отражение в Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 1 января 2004 года. 
    В настоящее время широкие права в проведении налоговой политики на местном уровне предоставлены местным Советам депутатов. На основании статьи 121 Конституции Республики Беларусь введение местных налогов и сборов отнесено к исключительной компетенции местных Советов депутатов.

          Ежегодно законом о бюджете на соответствующий год устанавливается перечень и общий порядок введения местных налогов и сборов, исходя из которых областными, Минским городским Советами депутатов, Советам депутатов базового территориального уровня формируется система местных налогов и сборов на своих административных территориях.

         Таким образом, в Республике Беларусь большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию налогообложения, т.е. повышение эффективности налоговой системы; осуществление комплексных мероприятий по общему совершенствованию системы налогообложения и унификации налогового законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации; решаются вопросы взимания местных налогов и сборов, обеспечивается единый подход к применению таких налогов на всей территории республики и как следствие повышение эффективности налоговой системы.    

           Программа развития экономики до 2010г. предусматривает «снижение доходов консолидированного бюджета (без ФСЗН) на 3-4 процентных пункта ВВП». В 2005г. и 2007г. с 3,9% до 3% была снижена совокупная ставка платежей от выручки, отменен чрезвычайный налог и отчисления в госфонд содействия занятости, налог на доходы в виде дивидендов, а сами дивиденды включены в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. К тому же был упразднен спецналог на доходы страховых организаций - они были переведены в общую систему уплаты налога на прибыль. Из налоговой базы для исчисления НДС и акцизов на импортные товары исключены сборы за таможенное оформление. Ювелирные изделия перестали быть подакцизными товарами. Вот и вся налоговая реформа.

           Доля госдоходов и расходов в ВВП является самым точным индикатором величины и динамики налоговой нагрузки. Она убедительнее всяких отчетов говорит о том, что Минфин, мягко говоря, заблуждается. Напомним, что при рассмотрении проекта закона о бюджете на 2004г. Минфин обещал доходы консолидированного бюджета на уровне 42,1% ВВП, по факту оказалось 44,7%; на 2005г. обещал 44,7%, а вышло 48,4%; на 2006г. обещал 46,1% - вышло 48,4% ВВП.

              Фискальный фокус этого года может побить все рекорды предыдущих периодов. Обещали снижение доходов консолидированного бюджета до 43,9% ВВП. По итогам I квартала получилось 53,1% ВВП (годом раньше в I квартале - 50,9% ВВП). Чтобы выйти на заложенный в первоначальной версии закона о бюджете показатель, Совмин должен существенно сократить основные налоги, а не «кормить» население отменой мелочевки.

       В конце 2007г., при принятии бюджета  на 2008г., ВВП в номинальном объеме планировался в объеме Br112,8 трлн., или $51,4 млрд. Сейчас ожидаемое исполнение за этот год - Br123,7 трлн., или $58,2 млрд., что превышает $6 тыс. на душу населения. Совмин недооценил прыть белорусской экономики на $6,8 млрд. в год. Зато, отбросив ложную скромность, на 2009г. власти поставили задачу увеличить ВВП в рублях до Br155 трлн., или до $72,9 млрд. (до $7600 на душу населения). Эти потрясающие воображение темпы роста отлично вписываются в параметры третьей пятилетки, но никак - в логику мировой экономики.

       Деньги  будут дороже. Цены на электроэнергию и ЖКУ пойдут вверх. Спрос на товары традиционного белорусского экспорта упадет. Качество делового климата, административной и налоговой системы останутся традиционно низкими. Значимого притока внешних инвестиций не планируется. Откуда рост в 10% ВВП, т.е. на очередные $14,7 млрд.? Белорусская статистика с ее творческим подходом к методологии и национальными особенностями учета может чуточку помочь, но ведь не на такую огромную сумму.

       Бюджет  страны на 2009г. сверстан, исходя из цены на газ в $140 за 1 тыс. куб. м. Правительство  находится в ожидании очередного года бурного экономического роста, щедрого российского энергетического гранта и дешевого кредита, неудержимого инвестиционного оптимизма и потребительского бума. В документе нет ни тени намека на бушующий в мире финансовый кризис.

       Корректировки в макроэкономические прогнозы, в т.ч. в темпы роста ВВП, внесли США, Россия, Германия, Великобритания, Франция, Китай и десятки других стран мира. Беларусь же, по мнению авторов закона о бюджете-2009, окажется островком финансового, инвестиционного и потребительского благополучия. По оценке Совмина, в 2009г. ожидается рост ВВП на 10%, среднегодовая инфляция 10%, неизменный курс рубля к основным валютам, бурный рост зарплаты. С учетом инфляции реальная зарплата в бюджетной сфере должна вырасти на 17,6% (для сравнения: в 2008г. темпы ее роста оцениваются на 3,5%) и составить Br947,2 тыс. ($446) в среднем за год. Это беспрецедентные темпы роста доходов населения. Совмин почему-то решил, что в 2009г. внешнеэкономическая конъюнктура будет еще более благоприятной для белорусских производителей, хотя признает: производственные мощности основных предприятий загружены под завязку.

       Складывается  впечатление, что ни Минфин, ни Совмин особо не утруждают себя точностью  бюджетного планирования. Практика внесения корректировок в бюджет широко распространена. В демократических странах этот процесс требует вовлечения парламента, в Беларуси все можно решить указом.

       В законе о бюджете-2008, принятом в конце 2007г., власти обещали снизить доходы консолидированного бюджета до 44,5% ВВП. Потом в течение года эта цифра была увеличена до 45,7%. Минфин ожидает, что в 2008г. этот показатель составит 50,5% ВВП. Разница между обещанием и фактом составляет 6 п.п. ВВП. По расходам бюджета разница меньше, 1,9 п.п. ВВП, но вопрос, зачем правительство обещает одно, а делает другое, забирает у коммерческих организаций столько денег, остается открытым. Тем не менее расходы консолидированного бюджета в 2009г. (как доля к ВВП) запланированы больше, чем ожидаемое исполнение 2008г.

       Бюджет 2009г. запланирован с дефицитом Br2,8 трлн. (1,8% ВВП). Большую часть его будет профинансирована из внутренних источников. Это существенно отличает бюджет-2009 от профицита консолидированного бюджета того года в объеме Br2,7 трлн., или 2,2% ВВП. Одним из немногих достоинств фискальной политики Минфина последних лет был акцент на баланс бюджета или небольшой профицит. В 2009г. доходы консолидированного бюджета были запланированы в размере Br72,7 трлн., или $34,2 млрд. Это на $4,8 млрд. больше, чем ожидаемое исполнение 2008г. Расходы будут Br75,5 трлн. ($35,5млрд.), что на $7,4 млрд. больше.

       Министерство по Налогам и Сборам продолжает игнорировать тот факт, что Беларусь остается страной с самой плохой налоговой системой в мире. Представители министерства уже заявили, что в 2009г. налоговая нагрузка в Беларуси составит 33,4% ВВП. Таков объем того, что министерство называет «налоговые доходы». При этом налоги на зарплату в размере 10,85% ВВП были названы «взносами на государственное социальное страхование» и вдруг перестали быть налогами. Налоговые доходы и социальные налоги вместе составляют 44,2% ВВП. «Неналоговые доходы» запланированы в объеме 2,68% ВВП, что гораздо меньше, чем ожидаемое исполнение в 2009г. (как доля ВВП). В 2009г. ожидается исполнение консолидированного бюджета по налогам, включая социальные, на уровне 47,23% ВВП. Так что снижение очень незначительное.

       В законе о бюджете запланировано  снижение ставки сбора в сельхозфонд  с 2% до 1% от выручки. Второе нововведение - единая ставка местного налога с продаж товаров и услуг в размере 5% (раньше было 15% для импортных и 5% для отечественных товаров, 10% - для услуг).

       Третье  нововведение - исключение из обложения  налогом на недвижимость активной части  основных производственных фондов (станки, оборудование). Отныне налог на недвижимость будет таким, каким он должен быть по определению - на здания, сооружения, передаточные устройства.

       Четвертая новость - уменьшение с 5% до 3% размера  ставки налога на приобретение автотранспортных средств. Наконец, пятая налоговая  инновация - введение плоской ставки шкалы подоходного налога с физлиц в размере 12%: «Предлагаемый размер линейной (единой) ставки подоходного налога определяется уровнем средней ставки изъятия этого налога (отношение суммы налога, поступившего в бюджет, к общей сумме доходов граждан), величина которого на протяжении ряда лет составляет в РБ около 11%».

Информация о работе Фискальная политика государства и ее использование для достижения финансово-экономической стабильности