Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:55, курсовая работа
Итак, целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Во-первых, изучить понятие фискальной политики, сущность фискальной политики, выделить ее основные компоненты и разновидности политики (бюджетная и налоговая политики).
Во-вторых, будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ и ее субъекта: основные задачи, направления в области фискальной политики, также бюджет субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона.
В-третьих,
При подготовке к написанию данной работы изучен обширный ряд литературных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
Глава 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность фискальной политики………………………………………..6
1.2. Компоненты фискальной политики государства………………………6
1.3. Разновидности фискальной политики государства……………………9
Глава 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ В 2010-2012 ГОДАХ
2.1. Основные задачи бюджетной политики на 2010 г. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………………13
2.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы…………………………………………………………………..16
2.3. Бюджет субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………………21
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
3.1. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка
экономики ………………………………………………………………………..25
3.2. Антикризисные мероприятия субъекта РФ……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…36
3
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тывинский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Фискальная политика государства»
Кызыл – 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность фискальной политики………………………………………..6
1.2. Компоненты фискальной политики государства………………………6
1.3. Разновидности фискальной политики государства……………………9
Глава 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ В 2010-2012 ГОДАХ
2.1. Основные задачи бюджетной политики на 2010 г. и дальнейшую перспективу…………………………………………………
2.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы……………………………………………………………
2.3. Бюджет субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
3.1. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка
экономики ………………………………………………………………………..2
3.2. Антикризисные мероприятия субъекта РФ……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Таким образом, фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
Фискальная политика является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и в условиях продолжающегося экономического кризиса в России играет значительную роль в восстановлении народного хозяйства.
Тяжелое положение экономики предопределяет фискальную политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления фискальной политики.
В последнее время прослеживается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Между тем, с начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных поступлений.
В связи с этим фискальная политика Правительства РФ нуждается в дальнейшем реформировании, как в области налогообложения, так и в сфере государственных расходов.
Итак, целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Во-первых, изучить понятие фискальной политики, сущность фискальной политики, выделить ее основные компоненты и разновидности политики (бюджетная и налоговая политики).
Во-вторых, будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ и ее субъекта: основные задачи, направления в области фискальной политики, также бюджет субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона.
В-третьих,
При подготовке к написанию данной работы изучен обширный ряд литературных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта.
Глава 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность фискальной политики государства
Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает казенный. В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. Государственные расходы на приобретение товаров и услуг существенно влияют на размеры валового и чистого внутреннего продукта. В нашей стране такие закупки обычно назывались госзаказом, который финансировался из госбюджета. По сути дела фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику. Поэтому необходимо рассмотреть, каким образом государство с помощью этой политики воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости.
1.2. Компоненты фискальной политики государства
Чтобы понять общие принципы государственного регулирования, необходимо четко выделить два компонента фискальной политики – это налоговая и бюджетная политики государства.
Налоговая политика представляет собой совокупность мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей общества.
Основополагающая цель налоговой политики определяется фискальной и контролирующей функциями финансов и заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами. Данная финансовая цель реализуется в установлении правительством доли налогов в ВВП.
Вторая, не менее важная цель налоговой политики, определяется регулирующей функцией налогов. Эта цель – регулирование экономики – реализуется посредством установления крайних пределов налоговых ставок, соотношении прямых и косвенных налогов.
Третья цель налоговой политики направлена на снижение дифференциации в уровнях доходов населения. Это социальная цель. Реализуется данная цель через прогрессивное налогообложение, установление пределов налоговых изъятий для различных слоев населения.
Принципиальное отличие налоговой политики от функции налогов заключается в конкретности налоговой политики, соответствующей определенному периоду времени с учетом достигнутого уровня социально-экономических отношений национального хозяйства. Тогда как функции налогов выражают их внутреннюю сущность, поэтому остаются неизменными. Основным инструментов всех видов налоговой политики остается регулирование налоговых ставок. Налоговые ставки определяются многими факторами в зависимости от приоритетных целей государства. Если экономическая политика направлена на развитие предпринимательства, то устанавливаются умеренные налоговые ставки. Это означает, что налоговые поступления в бюджет уменьшаются, социальные расходы будут заморожены или сохранятся. Стремление государства к повышению уровня защиты населения предполагает высокие ставки налогов.
Существуют несколько концепций бюджетной политики. Основной вопрос, который вносит различное понимание бюджетной политики, - должен ли быть бюджет сбалансированным?
В соответствии с первой концепцией целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет. В реальной действительности стремление к достижению этой цели приводит к снижению эффективности фискальной политики. Предположим, в период «перегрева» экономики правительство решает принять меры по прекращению роста цен, снизить инфляцию. В этих целях правительство может пойти на снижение ставок налога либо увеличить правительственные расходы. Можно сочетать эти меры. Однако в каждом случае произойдет усиление инфляции.
В период экономического спада наблюдается снижение доходов населения, налоговые поступления в государственный бюджет снижаются. В целях сбалансированности бюджета правительство должно либо повысить налоги, либо сократить государственные расходы. Обе меры приведут к сокращению совокупного спроса, росту безработицы, снижению доходов населения.
В совокупности со второй концепцией бюджетной политики сбалансированность государственного бюджета должна соблюдаться в ходе экономического цикла. В этих целях правительство разрабатывает антициклическую политику на длительный период с учетом состояния экономики на отдельных фазах цикла. В период экономического спада правительство сознательно идет на дефицит бюджета: снижает налоги и увеличивает государственные расходы. В период подъема правительство повышает налоги и уменьшает государственные расходы. Полученный профицит бюджета правительство может использовать для покрытия дефицита, возникшего в период спада. Данная концепция наиболее реалистична, может быть реализована на практике.
Третья концепция основана на предположении о сбалансированности экономики в целом как естественного состояния экономики. Сбалансированность бюджета имеет второстепенный характер. Достижение макроэкономической сбалансированности – главная цель экономики, состояние бюджета может быть различным, как с отрицательным, так и с положительным сальдо.
Налоговые поступления в бюджет в условиях макроэкономической стабильности возрастают, следовательно, возможный дефицит бюджета будет ликвидирован.
Бюджетная политика большинства стран ориентирована на приемлемость бюджетного дефицита. В целом разрабатываемые правительством финансовые мероприятия направлены на финансовое оздоровление экономики. Главная проблема заключается в эффективном использовании бюджетных средств, поскольку значительный дефицит может сопровождаться отрицательными последствиями в странах любого, в том числе высокого уровня.
1.3. Разновидности фискальной политики
В переходных экономиках наблюдается сочетание различных разновидностей фискальной политики. В зависимости от способов воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают дискреционную и недискреционную политики.
Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование государственными расходами и налогами, направленное на стабилизацию экономического развития.
Дискреционная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги.
Рис. 1.1. Дискреционная фискальная политика.
Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов, оказывает влияние на величину равновесного ЧНП (чистый национальный продукт). Оно имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликаторов государственных закупок, государственных налогов и трансфертов, а также мультипликатора сбалансированного бюджета. Мультипликатор измеряет совокупный эффект одновременного изменения государственных доходов и расходов на одинаковую величину. Характер дискреционной фискальной политики определяется состоянием экономики. В период спада осуществляется стимулирующая фискальная политика, в условиях избыточного спроса она носит сдерживающий характер.
Различают два вида дискреционной фискальной политики:
рестриктивная (контрактивная);
экспансионисткая (стимулирующая).
Стимулирующая фискальная политика в период экономического спада складывается из:
увеличение государственных расходов;
снижение налогов;