Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия - магазина № 2 ОАО «Брест-сервис».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность, значение и резервы снижения издержек обращения;
оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения;
Дать экономический анализ магазина № 2 ОАО «Брест-сервис» и оценить уровень издержек обращения в магазине №2 за 2000 - 2001 год;
Выявить основные резервы и пути экономии издержек обращения магазина №2 ОАО «Брест-сервис».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 7
1.1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике 7
1.2. Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле 13
1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения 26
2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина №2 ОАО «Брест-сервис» 32
2.2. Анализ издержек обращения 41
2.3 Оценка влияния основных факторов на издержки обращения 52
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 58
3.1. Совершенствование учета и классификации издержек обращения 58
3.2. Основные пути и резервы снижения издержек обращения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Так, помимо объема товарооборота влияние на расходы торгового предприятия оказывает изменение розничных цен на товары. Их повышение ведет к росту товарооборота, а, следовательно, к снижению уровня издержек обращения. Прежде всего, для определения влияния изменения розничных цен на расходы предприятия необходимо их подразделить на зависящие и независящие от изменения розничных цен. К статьям издержек обращения не зависящих от изменения розничных цен на товары относятся такие статьи, как «Амортизация основных средств» сумма за 2001 год составила 3423 тыс. руб., «Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов» - 973 тыс. руб., «Расходы на рекламу» - 32 тыс. руб. и «Прочие расходы» - 31867 тыс. руб. Сумма составила 36266 тыс. руб. (3423 + 973 + 32+31867).
Так, по предприятию фактический розничный товарооборот в действующих ценах и сопоставимых за отчетный год соответственно 157 4133 тыс. руб. и 1028845 тыс. руб. Фактическая сумма издержек обращения не зависящих от изменения розничных цен на товары за отчетный период равна 36266 тыс. рублей. Определим уровень издержек не зависящих от изменения розничных цен:
- к товарообороту в действующих ценах 36266 : 1574133 х 100 - 2,3%
- к товарообороту в сопоставимых ценах 36266 : 1028845 х 100 - 3,5%
Таким образом, повышение розничных цен на товары снизило общий уровень издержек обращения торгового предприятия на 1,2% к обороту (2,3 -3,5), что составляет 18889 тыс. руб (1574133 х 1,2/100).
Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее также оказывает влияние на соответствующие статьи. При изменении тарифов (ставок) пересчет издержек обращения сопоставимые показатели производится по каждому виду расходов в отдельности путем деления фактического уровня издержек на индекс тарифов.
Анализ структуры издержек обращения по магазину №2 (табл. 6) показал, что наибольший рост уровня, а следовательно, и наибольший перерасход наблюдается по статье «Расходы на оплату труда». Расходы по данной статье во многом зависят от изменения средней заработной платы на предприятии. Влияние данного фактора на расходы на оплату труда можно рассчитать следующим образом:
1. определяем, во сколько раз увеличилась средняя заработная плата в отчетном году по сравнению с прошлым 124145/53079=2,3
2. находим уровень издержек по статье «Расходы на оплату труда» в сопоставимых ценах 3,88/2,3=1,69% где 3,88 - фактический уровень расходов по данной статье.
3. определяем влияние роста средней заработной платы на уровень издержек 3,88-1,69=2,19%
Таким образом, за счет роста средней заработной платы, издержки по статье «Расходы на оплату труда» увеличились на 2,19% к обороту или на 34474 тыс. руб. (2,19 х 1574133/100).
Значительный удельный вес в структуре издержек обращения - 0,79% товарообороту занимает статья «Проценты за пользование кредитом». Одной из причин, вызывающих увеличение данной статьи расходов является рост ставки процента за пользование кредитом. Однако помимо процентной ставки на расходы по данной статье определенное влияние оказывает изменение товарооборачиваемости. Так ускорение товарооборачиваемости по магазину №2 привело к дополнительной экономии оборотных средств, и как следствие уменьшились проценты за пользование кредитом. В результате этого по магазину №2 получена экономия в сумме 5901 тыс. руб. или 1,47% к товарообороту.
Практически не вызывает сомнения тот факт, что издержки обращения оказывают существенное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности. Ведь именно издержки (точнее - их уровень в розничном товарообороте) определяют качественный уровень управления финансовой и хозяйственной деятельностью торгового предприятия, определяют величину важнейших показателей финансовых результатов: прибыли, рентабельности, ликвидности и других.
Основой формирования всех без исключения показателей работы торгового предприятия является розничный товарооборот. Следующим показателем, определяющим основу финансовых результатов является валовой доход. И, что бы перейти к рассмотрению прибыли, необходимо из валового дохода вычесть издержки обращения. Следовательно, чем точнее анализируются и планируются издержки обращения, чем экономнее они расходуются в процессе обеспечения розничного оборота, тем выше прибыльность торгового предприятия, тем выше его финансовая устойчивость, тем качественней система управления им. Процесс снижения издержек обращения (но не в ущерб качеству обслуживания) способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышает доверие со стороны партнеров, кредиторов и, самое главное, со стороны покупателей.
Руководство магазина №2 ОАО «Брест-сервис» вполне осознает всю важность процесса изучения, анализа и планирования основных показателей работы предприятия, в том числе издержек обращения. Для составления текущих и перспективных планов проводится глубокий анализ не только суммы издержек и их удельного веса в общем объеме розничного товарооборота, а также анализируются все факторы, которые так или иначе сказываются на величине издержек предприятия. На основании данных анализа определяются причины, вызвавшие те или иные отклонения от плановых показателей, чтобы определить основные направления оптимизации издержек обращения.
Основными путями снижения издержек обращения в торговом предприятии будут:
- Совершенствование коммерческой работы и ускорение товарооборачиваемости
- Совершенствование организации торговли и рост товарооборота
- Повышение эффективности использования производственных фондов и др.
К качественной характеристике коммерческой работы предприятия следует также отнести работу, связанную с определением оптимального размера партии поставок. Ведь от того, насколько точно рассчитана это величина зависит не только ускорение товарооборачиваемости, но и величина скидки предприятия изготовителя или оптового посредника (торговой базы, оптового магазина и др.).
Следовательно, необходимо точно соотносить расходы по хранению товарно-материальных ценностей с величиной оптовой скидки. При этом также следует учитывать расходы по завозу - транспортные расходы, расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами.
При точном проведении расчетов можно определить оптимальный размер партии каждого из поставщиков.
Экономия издержек обращения является одним из наиболее важных резервов увеличения прибыли, создания наиболее благоприятных условий для самофинансирования предприятий.
Однако экономия издержек обращения сама по себе не является самоцелью в условиях формирования рыночной экономики. Она должна осуществляться без ущерба качеству торгового обслуживания. Поэтому, совокупность мероприятий, направленных на сокращение издержек обращения торгового предприятия, не должны затрагивать те статьи расходов, которые связаны с обеспечением конечной стадии торгово-технологического процесса - обслуживание потребителя. А экономию следует осуществлять за счет снижения транспортных расходов, оптимизации коммерческих расходов, снижения потерь товарно-материальных ценностей, расходов на тару, повышения экономии топливно-энергетических ресурсов, совершенствование форм и методов оплаты труда торгово-производственного персонала (связь оплаты труда с итогами работы предприятия) и т.д.
Другим немаловажным направлением на пути совершенствования организации торговли является повышение качества обслуживания населения, которое достигается за счет совершенствования организации работы торгово-производственного персонала.
Повышение уровня материальной заинтересованности в совокупности с ростом качества системы организации торгового места способствует как росту производительности труда, так и снижению уровня издержек обращения.
Одним из существенных факторов, влияющих на сокращение издержек обращения, является повышение использования производственных фондов. Для изучения влияния этого фактора на сокращения издержек торгового предприятия следует вначале проанализировать эффективность использования основных фондов.
Результаты хозяйственной деятельности постоянно улучшается, что является результатом правильной организации торгово-закупочной деятельности и оптимизацией процесса продажи. При этом уровень отдачи капитала возрастает, равно, как возрастает и прибыльность продаж.
Повышение показателей эффективности работы предприятия практически всегда (при условии умелого и рачительного хозяйствования) сопровождается снижением издержек торгового предприятия. Следовательно, магазин № 2 при условии сохранения величины издержек предприятия. На основании данных анализа определяются причины, вызвавшие те или иные отклонения от плановых показателей, чтобы определить основные направления оптимизации издержек обращения.
Основными путями снижения издержек обращения в торговом предприятии будут:
- Совершенствование коммерческой работы и ускорение товарооборачиваемости;
- Совершенствование организации торговли и рост товарооборота;
- Повышение эффективности использования производственных фондов и др.;
К качественной характеристике коммерческой работы предприятия следует также отнести работу, связанную с определением оптимального размера партии поставок. Ведь от того, насколько точно рассчитана это величина зависит не только ускорение товарооборачиваемости, но и величина скидки предприятия изготовителя или оптового посредника (торговой базы, оптового магазина и др.).
Следовательно, необходимо точно соотносить расходы по хранению товарно-материальных ценностей с величиной оптовой скидки. При этом также следует учитывать расходы по завозу - транспортные расходы, расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами.
При точном проведении расчетов можно определить оптимальный размер партии каждого из поставщиков.
Экономия издержек обращения является одним из наиболее важных резервов увеличения прибыли, создания наиболее благоприятных условий для самофинансирования предприятий.
Однако экономия издержек обращения сама по себе не является самоцелью в условиях формирования рыночной экономики. Она должна осуществляться без ущерба качеству торгового обслуживания. Поэтому, совокупность мероприятий, направленных на сокращение издержек эффективности работы, сможет не только снизить издержки, но и оптимизировать их структуру.
Процесс снижения издержек обращения (но не в ущерб качеству обслуживания) способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышает доверие со стороны партнеров, кредиторов и, самое главное, со стороны покупателей.
Безусловно, на величину издержек обращения существенное влияние оказывает рост товарооборота.
Рост
товарооборота и совершенствование его
структуры является одним из непременных
условий снижения, как объема, так и удельного
веса издержек обращения в структуре розничного
товарооборота торгового предприятия.
Только сопутствующие товары могут привести
(как в сторону увеличения, так и в сторону
уменьшения) к изменению на 10-15 % розничного
товарооборота торгового предприятия.
При этом рост затрат, связанных с реализацией
сопутствующих товаров, составит 8-9%. Таким
образом, в результате увеличения предложения
сопутствующих товаров есть возможность
существенно увеличить розничный товарооборот
с незначительным ростом издержек обращения.
Таблица 6. Экономия издержек обращения вследствие увеличения предложения сопутствующих товаров на 10% в магазине №2
Показатели | Товарооборот | Издержки обращения | Уровень издержек |
Изменение, % | 10 | 9 | 0,9 |
2001 год | 1574133 | 206634 | 13,13 |
2001 год при условии увеличении предложения сопутствующих товаров | 1731546 | 225231 | 13,01 |
Результат(+ / -) | + 157413 | - 918597 | -0,12 |
Информация о работе Факторы влияющие на издержки обращения и их анализ