Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия - магазина № 2 ОАО «Брест-сервис».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность, значение и резервы снижения издержек обращения;
оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения;
Дать экономический анализ магазина № 2 ОАО «Брест-сервис» и оценить уровень издержек обращения в магазине №2 за 2000 - 2001 год;
Выявить основные резервы и пути экономии издержек обращения магазина №2 ОАО «Брест-сервис».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 7
1.1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике 7
1.2. Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле 13
1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения 26
2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина №2 ОАО «Брест-сервис» 32
2.2. Анализ издержек обращения 41
2.3 Оценка влияния основных факторов на издержки обращения 52
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 58
3.1. Совершенствование учета и классификации издержек обращения 58
3.2. Основные пути и резервы снижения издержек обращения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Влияние объема товарооборота на издержки обращения определяется следующим образом: плановая сумма условно-переменных затрат умножается на процент перевыполнения или недовыполнения плана товарооборота и итог делят на 100 всем к полученному результату прибавить сумму условно-постоянных расходов, получим скорректированную плановую сумму издержек обращения с учетом фактического объема товарооборота. Если вычесть из этой скорректированной суммы плановую абсолютную величину издержек обращения, получим влияние изменения объема товарооборота на издержки обращения.
Измерить влияние изменения состава розничного товарооборота (удельный вес продовольственных к непродовольственным товарам) на уровень издержек обращения можно приемом разниц с применением способа процентных чисел. Для этого отклонение по удельному весу в товарообороте доли продовольственных и непродовольственных товаров умножают на базисные (плановые) уровни издержек обращения. Полученные процентные числа суммируют и их итог делят на 100. В результате определяют влияние изменения состава розничного товарооборота на уровень издержек обращения торговой организации.
2. Групповая структура товарооборота. Различным группам товаров присущ различный уровень издержкоемкости. Так, в продовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи плодоовощных товаров намного выше. Чем алкогольных напитков; в непродовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи галантерейных товаров значительно превышает уровень издержкоемкости продажи продовольственных товаров более чем вдвое выше, чем аналогичный показатель по непродовольственным товарам.
Товарная
структура оборота и сдвиги в нем оказывают
значительное влияние на величину расходов
торгового предприятия. Для расчета влияния
этого фактора целесообразно воспользоваться
одной из нижеприведенных формул:
где DН - величина изменения расходов в результате изменений в структуре товарооборота; i --индекс товарной группы (i = 1, 2, 3, …, n); б - индекс базисного периода; n - индекс фактического (отчетного) периода; аi - удельный вес объема реализации i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в базисном (аiб) или фактическом (ожидаемом) (аin)периоде; Нiб - уровень издержек обращения i-й товарной группы в базисном периоде; Qn - общий объем товарооборота (фактический, отчетный).
Расчет
влияния структуры товарооборота на уровень
издержек может быть произведен и так:
DН = ЕА0 Ч НО1 / ЕТ0
- ЕА1 НО0 / ЕТ1 / 100 (2)
где ЕА0, ЕА1 - объем товарооборота отдельных товаров и товарных групп в плановом (базисном) и отчетном периоде, НО0, НО1 - плановый (базисный) и отчетный уровень издержек обращения товаров и товарных групп, процент к обороту; ЕТ0, ЕТ1 - общий объем товарооборота, соответственно в базисном (плановом) и отчетном периодах.
Третий метод, используемый для измерения воздействия структуры товарооборота на уровень затрат, основан на данных о товарной издержкоемкости и методе процентных чисел. Для этого показатели структуры товарооборота в процентах за исследуемые периоды (базисный и отчетный) умножают на потоварные уровни расходов, имеющихся в специальных исследованиях, а затем сумма процентных чисел делится на 100. Разность процентов и будет характеризовать рост или снижение уровня затрат в связи с изменением структуры товарооборота.
3. Скорость обращения товаров. Чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на торговом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потерям от естественной убыли.
4. Уровень производительности труда работников. Чем выше объем товарооборота, приходящегося на одного работника торгового предприятия, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затратах на единицу товарооборота.
5. Состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет неторговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.
6. Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньше объемом заемных финансовых средств пользуется торговое предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.
Развитие и применение прогрессивных форм торговли способствует росту товарооборота. Повышению производительности труда, улучшению других показателей хозяйственной деятельности предприятий. Эффективность самообслуживания и других прогрессивных методов торговли определяют сравнением результатов работы торговых предприятий (в том числе и по уровню издержек обращения) до и после перехода на прогрессивные методы работы или сравнением с результатами деятельности магазинов, применяющих традиционную форму торговли и имеющих примерно одинаковые условия работы.
В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
В условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.
Сумма и уровень издержек обращения находятся под воздействием фактора цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.
Для расчета влияния цен на уровень издержек обращения необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных тарифов, ставок арендной платы, тарифов на коммунальные услуги, индексах должностных окладов, тарифных и процентных ставок за пользование банковскими кредитами и займами. Затем уровень издержек обращения по отдельным статьям пересчитывается в сопоставимые цены и тарифы. Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых дает влияние ценового фактора.
Учет этих факторов позволяет более эффективно управлять издержками обращения торгового предприятия.
Магазина № 2 входит в состав открытого акционерного общества «Брест-сервис», которое было создано решением Брестского горисполкома от 4 ноября 1999 года № 968 путем преобразования государственного предприятия "Государственная торгово-производственная фирма "Брест-Сервис" в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Учредителем Общества является Брестский горисполком.
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак /знак обслуживания/, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Юридический адрес: Республика Беларусь, 224023 Брест, ул. Московская, 342.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных потребностей акционеров трудового коллектива. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- Розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;
- Розничная торговля овощами и фруктами;
- Хранение и складирование.
В состав общества входят следующие структурные подразделения:
* магазин № 7, по ул. Интернациональной, 21/1
* магазин № 10 по пер. Сосновому, 18/1
* магазин № 22 по ул. Маяковского, 86
* магазин № 24 по ул. Пушкинской, 56
* магазин № 40 по ул. Краснознаменной, 65
* магазин № 55 по ул. Адамковской, 44
* магазин № 58 по б. Космонавтов, 92
* магазин № 59 по ул. Московской, 342
* отдел магазина № 59 по ул. Гродненской, 6
* магазин № 64 по ул. Ковельскон, 36
магазин № 68 по ул. Л-та Рябцева, 108/1
производственно-складская база по ул. Фомина, 15
магазин №2 по ул. Сябровскай, 10
Источниками формирования имущества Общества являются: имущество и денежные взносы, переданные Обществу его учредителем /участниками/,
продукция, произведенная Обществом в результате хозяйственной деятельности и иной деятельности;
полученные доходы и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.
Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности и в порядке, установленном законодательством и уставом. Общество имеет право продавать и передавать другим юридическим и физическим лицам, обменивать и сдавать в аренду здания, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать их. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, иные ценности, стоимость которых отражается в балансе общества. Источником формирования капитала предприятия являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством РБ.
Уставный фонд Общества Определен в размере 58 060 050 000рублей.
Уставный фонд может быть в установленном законодательством порядке изменен.
Общество имеет право с соблюдением порядка, установленного законодательством, принять решение об уменьшении уставного фонда путем покупки и погашения части акций. В этом случае каждый акционер вправе потребовать выкупа принадлежащих ему акций, кроме случаев, когда его право отчуждать акции ограничено по закону. Такое требование предъявляется не позднее 45 дней со дня принятия Обществом решения о выкупе акций. Если количество акций, в отношении которых поступили заявления об их выкупе, превышает количество акций, выкупаемых Обществом, акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям.
Уставный фонд подлежит уменьшению в случае, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов Общества окажется меньше уставного фонда. Если же стоимость указанных активов становится меньше определенного законодательством минимального размера уставного фонда. Общество подлежит ликвидации.
Уставный фонд разделен па 387 067 простых (голосующих) именных акций. Номинальная стоимость каждой из простых акций 150 000 рублей.
Информация о работе Факторы влияющие на издержки обращения и их анализ