Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия - магазина № 2 ОАО «Брест-сервис».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность, значение и резервы снижения издержек обращения;
оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения;
Дать экономический анализ магазина № 2 ОАО «Брест-сервис» и оценить уровень издержек обращения в магазине №2 за 2000 - 2001 год;
Выявить основные резервы и пути экономии издержек обращения магазина №2 ОАО «Брест-сервис».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 7
1.1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике 7
1.2. Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле 13
1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения 26
2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина №2 ОАО «Брест-сервис» 32
2.2. Анализ издержек обращения 41
2.3 Оценка влияния основных факторов на издержки обращения 52
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 58
3.1. Совершенствование учета и классификации издержек обращения 58
3.2. Основные пути и резервы снижения издержек обращения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
- повышение технического уровня торгово-технологического процесса;
- совершенствование организации труда;
- уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на рубль товарооборота - сокращение административно-управленческих расходов;
- ликвидация непроизводительных расходов и потерь;
- снижение энергоемкости торгово-технологического процесса с целью снижения величины расходов по электроэнергии и т.д.
Однако, ввиду большой степени неопределенности вышеизложенных направлений экономии, существует некоторые сложности выявления размера экономии по ним. Следовательно, необходимо рассматривать экономию для каждого конкретного пути.
Подводя итоги проделанной работы, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.
1. Издержки обращения - это производственные затраты предприятий торговли. По своей экономической значимости затраты торговых предприятий могут подразделяться на две части: во-первых, издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: доработка с согласия производителя, товаров, предложенных к реализации; упаковка; ассортиментный подбор; транспортировка товара; хранение и др. Во-вторых расходы, связанные с превращением товарной формы продукции, принятой на реализацию, в денежную: заработная плата работникам с начислениями; административно-управленческие расходы; уплата процентов за кредит; реклама; естественная убыль товаров др.
2. Издержки обращения имеют важное значение, поскольку они включают значимые статьи затрат торгового предприятия: расходы на перевозку товара; на оплату труда; на аренду и содержание помещения; амортизация, начисленная на основные фонды торговли; расходы по хранению, переработке и упаковке товара; расходы по доведению товара с улучшением качественных свойств и внешнего вида товара; отчисления на социальное страхование; расходы на торговую рекламу; потери в пределах установленных норм и другие.
3. В дипломной работе проведен общий анализ издержек обращения магазина № 2 ОАО «Брест-сервис». По сравнению с 2000 годом товарооборот вырос на 765238 тыс. руб. или на 194,6 %. Издержки обращения также увеличились. Рост издержек обращения в 2001 году по сравнению с 2000 годом составил 112%, что в абсолютных цифрах составило +109073,7 тыс. руб. По магазину №2 затратоотдача в сопоставимых ценах за 2001 год составила 4,97 руб. В 2001 году относительная экономия издержек обращения была достигнута лишь по некоторым статьям, таким как «Пользование кредитом», «Расходы на хранение и упаковку товаров» и «Износ санитарной одежды, столового белья и МБП», однако на результаты года это не оказало значительного влияния и всего за год предприятие израсходовало на 1,07%, больше чем в 200 году. Из анализа динамики издержек обращения по 2000 и 2001 г. следует, что всего за год предприятие получило относительную экономию в размере 23612 тыс. руб.
4. Анализ факторов, влияющих на издержки обращения, позволяет заключить, что в сравнении с 2000 годом, в 2001 году в % к обороту издержки обращения сократились на 1,817%. Отношение издержек обращения к товарообороту за названный период увеличилось с 12,06 до 13,13 %. И, таким образом, издержки выросли на 109074 тыс. руб., а товарооборот вырос на 765238 тыс. руб. Наибольшее влияние на сокращение процентного отношения издержек к обороту оказали расходы за пользование кредитом, на износ санитарной одежды и МБП, расходы на хранение и упаковку товаров, а наибольшее влияние на увеличение процентного отношения издержек обращения к обороту оказали такие статьи как, «Расходы на оплату труда», «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений и инвентаря», «Отчисления и затраты на ремонт основных средств», «Отчисления на социальные нужды», а также прочие расходы.
5. Проведенный в дипломной работе анализ позволил выявить резервы снижения издержек обращения в магазине №2 ОАО «Брест-сервис». Так, прогнозные резервы, согласно расчетам, составляют 1195,1 тыс. руб. В том числе за счет увеличения предложения в магазине №2 сопутствующих товаров - 918,6 тыс. руб.; за счет сокращения удельного веса в товарообороте магазина издержкоемких товаров - 38 тыс. руб. и за счет повышения удельного веса фасованных товаров - 238,5 тыс. руб. В результате проведенного исследования выявлено, что существует и другие способы реформирования состава товарооборота, что окажет влияние на снижение издержек обращения торгового предприятия:
- Увеличение доли оптовой продажи товаров, что позволит сократить издержки на хранение.
- Применение более прогрессивных методов обслуживания. В магазине следует применять полностью метод самообслуживания. Одновременно с социальной эффективностью эта форма продажи позволит получить ощутимую экономическую эффективность от сокращения живого труда на единицу розничного товарооборота; от повышения фонда отдачи за счет лучшего использования торговых площадей и других элементов материально-технической базы магазина.
Кроме этого, нужно активно использовать мелкорозничную торговлю, особенно для организации сезонной торговли, организовать торговлю на рынке. Также, следует уделить внимание прогрессивным современным методам обслуживания, одним из которых является продажа через автоматы.
Следует отметить, что в процессе ежедневного товароснабжения магазин №2 использует в основном транзитную форму и практически не использует складскую. Доставка товаров на предприятие осуществляется грузовыми автомобилями предприятий-производителей и своим грузовым автомобилем ГАЗ типа «Газель» (грузоподъемностью 2,5т). Все эти меры направлены на оптимизацию транспортных расходов предприятия и положительным образом влияют на снижение издержек обращения данного торгового предприятия.
Одним из существенных направлений экономии издержек обращения торгового предприятия будет обеспечение за счет уменьшения затрат живого труда на единицу продукции и опережающих темпов роста его производительности по отношению к темпам роста средней заработной платы.
Возможными направлениями экономии издержек обращения магазина №2, можно предложить, повышение влияния технико-экономических факторов. Поэтому целесообразным считается, что предприятие - магазин № 2 должно уделять внимание следующей группе факторов:
- повышение технического уровня торгово-технологического процесса;
- совершенствование организации труда;
- уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на рубль товарооборота - сокращение административно-управленческих расходов;
- ликвидация непроизводительных расходов и потерь;
- снижение энергоемкости торгово-технологического процесса с целью снижения величины расходов по электроэнергии и т.д.
Существенно снижает эффективность работы магазина самообслуживания нерациональная технология товародвижения. Поэтому нужно применить тару-оборудование. Это позволит сократить количество технологических операций, численность работников, простои транспорта. Нужно улучшить организацию труда. И т.к. покупательские потоки неравномерны нужно целесообразно привлечь работников на неполный рабочий день или неделю, что позволит снизить расходы по оплате труда.
Чтобы уменьшить расходы по статье «Расходы на содержание основных средств» следует в магазине установить водомер, заменить лампы накаливания на люминесцентное освещение, изменить схему включения светильников в торговом зале.
Нужно расширить закупку товаров у местных поставщиков, например с Кобринским маслосырзаводом, а также, следует расширить закупку у изготовителей по более низким ценам, за счет сокращения числа посредников.
Чтобы снизить расходы по таре необходимо ее бережно вскрывать и ремонтировать, своевременно сдавать.
Можно сказать, что экономия издержек обращения сама по себе не является самоцелью в условиях формирования рыночной экономики. Она должна осуществляться без ущерба качеству торгового обслуживания. Поэтому, совокупность мероприятий, предлагаемых в данной дипломной работе, направленных на сокращение издержек эффективности работы, сможет не только снизить издержки, но и оптимизировать их структуру, улучшить результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Информация о работе Факторы влияющие на издержки обращения и их анализ