Факторы влияющие на издержки обращения и их анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия - магазина № 2 ОАО «Брест-сервис».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

раскрыть сущность, значение и резервы снижения издержек обращения;
оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения;
Дать экономический анализ магазина № 2 ОАО «Брест-сервис» и оценить уровень издержек обращения в магазине №2 за 2000 - 2001 год;
Выявить основные резервы и пути экономии издержек обращения магазина №2 ОАО «Брест-сервис».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 7

1.1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике 7

1.2. Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле 13

1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения 26

2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32

2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина №2 ОАО «Брест-сервис» 32

2.2. Анализ издержек обращения 41

2.3 Оценка влияния основных факторов на издержки обращения 52

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 58

3.1. Совершенствование учета и классификации издержек обращения 58

3.2. Основные пути и резервы снижения издержек обращения 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Работа содержит 1 файл

Факторы влияющие на издержки обращения и их анализ .rtf

— 714.47 Кб (Скачать)

     б) на магазины-филиалы относят прямые издержки плюс некоторую долю косвенных затрат;

     г) прямые издержки плюс накладные расходы, исчисленные в зависимости от фактической рабочей нагрузки.

     При этом все магазины, входящие в состав торговой фирмы, считаются равноправными и не подразделяются на головные и филиалы. Поэтому каждый магазин должен обеспечить соответствующую прибыль или в крайнем случае, если это допускает администрация головной фирмы, покрытие своих затрат.

     Для оценки деятельности подразделений торгового предприятия и оценки качества управления издержками обращения применяют два критерия: по уровню прямых издержек, затрат, произведенных данным отделом; по уровню косвенных издержек обращения, затрат, отнесенных на данный отдел (чистая прибыль). И первый и второй критерии не являются достоверными, так как часто случается, что при оценк5е по второму критерию отдел может оказаться убыточным, а по первому - прибыльным. Эта ситуация возможна, когда отдел дает прибыль, но общемагазинные расходы велики.

     Увеличение прибыли в целом по магазину возможно в результате уменьшения общемагазинных расходов. Общее правило в данном случае таково: отдел нельзя закрыть по причине его убыточности до тех пор, пока он покрывает свои прямые расходы, если нет другого, более прибыльного решения. Поэтому целесообразно в качестве критерия эффективности работы торгового отдела (секции) использовать параллельно оба критерия.

     Практическая ценность деления затрат на переменные и постоянные состоит в следующем: во-первых, такое деление способствует решению задач регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, т.е. «запас финансовой прочности» предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.

     Суммарные издержки обращения независимо от того, относятся они на себестоимость или финансовые результаты, можно разделить на три основные категории: переменные, постоянные и смешанные затраты.

     В зависимости от процентного соотношения изменения затрат и изменения объема продаж переменные издержки делятся на пропорциональные, дигрессивные, прогрессивные.

     Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного товарооборота. Поэтому их сумма изменяется. А уровень остается без изменения.

     Дигрессивно - переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

     Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

     Деление издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменные и условно-постоянные.

     Взаимосвязь между условно-постоянными и условно-переменными затратами и оборотом по реализации товаров наглядно представлено на рис. 1.

 

       

       

     Рис.1. Взаимосвязь между издержками обращения и розничным товарооборотом 

     Под постоянными издержками понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается, и наоборот. К ним относятся: амортизационные отчисления, процент за пользование банковским кредитом, административно-управленческие расходы. Постоянные затраты не зависят от объемов реализации до тех пор, пока не потребуется их дальнейшее увеличение, а тем самым увеличение производственных мощностей, численности занятых, в том числе и аппарата управления. Вместе с тем с уменьшением объемов продажи. Вызванным различными причинами и прежде всего падением покупательской способности потребителей, не легко, а иногда просто невозможно без ликвидации предприятия или продажи отдельных видов основных фондов снизить размер постоянных издержек. По-прежнему необходимо будет начислять амортизацию, выплачивать проценты по ранее полученным кредитам, платить заработную плату хотя бы в размере ее минимума.

     Под ежегодно обновляемыми постоянными издержками понимают постоянные издержки, расходы по оплате которых фирма осуществляет каждый хозяйственный год (оплата труда, аренда помещений, страховка, отчисления в различные фонды). Другие составные части торгового потенциала используются предприятием в течение ряда лет, но оплачиваются одномоментно во время приобретения (амортизация основных фондов, ремонт оборудования и т.д.)

     Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми (рис. 2.) 

     

     

       

      

      

     Рис.2. Постоянные издержки обращения 

     К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятия, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения. Коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

     К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.). в случае, если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.

     Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Это почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт и т.п. Выделение смешанных затрат целесообразно, если необходимо обеспечить точность выделения переменной и постоянной «доли» в смешанных затратах и причислять эти «доли» к постоянным и переменным затратам соответственно.

     Если относительный рост затрат меньше, чем относительное увеличение объема, то мы имеем дело с дигрессивным поведением совокупных затрат. Коэффициент реагирования при этом изменяется от 0 до 1 и непропорционально.

     Прогрессивными считаются затраты в том случае, если увеличение затрат больше, чем объем реализации. Коэффициент реагирования равен 1.

     Существует большое количество затрат: транспортные расходы, расходы на содержание зданий, помещений, инвентаря и др., которые имеют определяющее значение для принятия решения об увеличении или снижении объема деятельности. Другие же затраты (кроме отчисления и затраты на ремонт основных средств и т.п. расходы) не влияют на подобные решения, т.е. не имеют решающего значения. Но даже не все переменные затраты ведут себя одинаково. Часть затрат в определенной ситуации может перейти из разряда переменных в постоянные. Это зависит от длительности периода, рассматриваемого для принятия решения. И от длительности факторов, обуславливающих данный вид деятельности.

     В долгосрочном плане все затраты переменные.. в краткосрочном плане все издержки постоянные. Характер расходов (постоянный или переменный) зависит от соответствующей хозяйственной ситуации, в которой принимаются решения. Даже если предприятие не работает, ему приходится нести определенные затраты (выплата процентов за пользование банковским кредитом и т.п.). Но эти затраты сразу же становятся переменными, если принимается решение о продаже предприятия. При принятии решения о закрытии предприятия или о достижении определенных объемов реализации все затраты становятся переменными. Недостаточная делимость факторов, обуславливающих данный процесс деятельности, приводит к тому, что многие затраты появляются не постепенно с увеличением объемов и полной загрузкой мощностей, а скачкообразно (покупка холодильного, кассового оборудования и т.п.). Эти затраты в основном постоянны для определенного интервала времени, с покупкой вышеназванного оборудования они резко возрастают. А потом снова остаются неизменными, тем яснее проявляются переменный характер таких затрат, чем короче - тем сильнее их постоянный характер.

     Затраты могут быть полезными и бесполезными (холостыми). Например, для современной отечественной торговли характерны простои оборудования, содержание излишней численности продавцов при падающей производительности труда. Особую практическую значимость приобретает деление затрат на полезные и «бесполезные» в том случае, если можно вычленить лишние затраты (например оборудование) с тем, чтобы отказаться от них. С реализаций излишнего оборудования и ликвидацией других основных фондов будут уменьшены постоянные затраты на величину затрат данного элемента.

     Все вышеизложенное свидетельствует об условном делении затрат на постоянные и переменные.

     Реальное поведение и переменных и постоянных затрат отличается от теоретического.

     В отечественной экономике к условно-постоянным издержкам относятся: отчисления и затраты на ремонт основных средств; износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов, расходы на торговую рекламу, амортизация основных средств; прочие расходы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.

     К условно-переменным относятся: расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки; расходы на оплату труда торгово-оперативного персонала; расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров; проценты за пользование кредитом и займами; потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации; расходы на тару; отчисления на социальные нужды; налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки, около 50 % статьи «Прочие расходы».

     Действующая в Республике Беларусь классификация издержек обращения в разрезе статей ориентирована на затратный принцип ведения хозяйства.

     Дальнейшее совершенствование номенклатуры статей издержек обращения целесообразно связывать с ее приближением к номенклатуре, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой, разукрупнением статей.

     1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения

 

     Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализа, поиске резервов экономии и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы: 1) зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы); 2) не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).

     В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

     1. Объем товарооборота. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на издержки обращения торгового предприятия, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения. Однако уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной) . с ростом товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих издержек обращения торгового предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек обращения, имеющие дигрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных издержек обращения, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темп роста объема товарооборота. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста реализации товаров, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек обращения, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема товарооборота лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня издержкоемкости на торговом предприятии.

Информация о работе Факторы влияющие на издержки обращения и их анализ