Долгосрочное кредитование в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность отечественных предприятий в современных условиях является одним из основных факторов развития, и обеспечения стабильности национальной экономики. В стратегическом аспекте увеличение инвестиций и, прежде всего, инвестиций в основной капитал промышленности выступает ключевым звеном, определяющим возможности решения всего комплекса проблем развития экономики.
В последние несколько лет инвестиционная ситуация в экономике улучшилась, но эти позитивные изменения не приняли характер устойчивой тенденции. Ситуация с долгосрочным кредитованием в основной капитал промышленности по-прежнему характеризуется существенным кругом проблем институционального, отраслевого, регионального и ресурсного характера. Значительный износ основных средств, технологическая отсталость производственного комплекса требуют капитальных вложений.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы кредитования 5
1.1. Сущность и система банковского кредитования 5
1.2. Нормативные акты, регулирующие организацию кредитного процесса в банке 15
1.3. Организация процесса кредитования клиентов в банке 19
Глава 2. Анализ организации кредитного процесса в ЗАО «ВТБ-24» 29
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика ЗАО «ВТБ-24» 29
2.2. Анализ кредитного портфеля ЗАО «ВТБ-24». 45
2.3. Оценка рисков и доходности кредитных операций. 57
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию кредитной политики. 70
3.1. Разработка мероприятий по проблемам долгосрочного кредитования. 70
3.2. Прогноз повышения доходности банка. 76
Заключение. 80
Список литературы. 85

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 188.62 Кб (Скачать)

 

Таблица 18 – Динамика и структура процентных доходов банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

Изменение структуры, %

Млн. руб.

Уд. вес, %

Млн. руб.

Уд. вес, %

Млн. руб.

Уд. вес, %

2010 к 2009

2011 к 2010

2010 от 2009

2011 от 2010

Процентные доходы всего, в т.ч.

8983

100

25417

100

55642

100

в 2,8 р.

в 2,1 р.

-

-

- от размещения средств в кредитных  организациях

242

2,7

1186

4,7

2347

4,2

в 4,9 р.

197,9

+2,0

-0,5

- от ссуд, предоставленных клиентам

8604

95,8

22423

88,2

51000

91,7

в 2, 6 р.

в 2,3 р.

-7,6

+3,5

- от вложений в ценные бумаги

136

1,5

1809

7,1

2295

4,1

в 13,3 р.

126,9

+5,6

-3,0

- от других источников

1

0,0

8,0

0,0

-

-

в 8,0 р.

-

-

-


 

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. процентные доходы в целом возросли в 2,8 раза – с 8983 млн. руб. до 25417 млн. руб. Наиболее быстрыми темпами росли доходы от размещения денежных средств банка в кредитных организациях и от вложения в ценные бумаги – соответственно в 4,9 раза и в 13,3 раза. Это говорит о том, что банк активно вкладывал деньги в межбанковское кредитование и в государственные ценные бумаги, т.к. по сравнению с кредитованием клиентов они менее рисковые и приносили банку больший доход. Однако доходы от кредитования клиентов занимают в структуре доходов наибольший удельный вес, хотя он снизился с 95,8% до 88,2%.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. в целом процентные доходы возросли в 2,1 раза. Однако по сравнению с предыдущим годом банк ВТБ 24 снизил свою активность на межбанковском рынке и на рынке ценных бумаг. Доходы от кредитования клиентов увеличились в 2,3 раза, при росте доходов от размещения средств в кредитных организациях на 97,9%, а от операций с ценными бумагами – на 26,9%. В результате этого изменилась структура доходов, т.е. повысился удельный вес доходов от ссудных операций с клиентами на 3,5%, а снизился от размещения средств на рынке МБК на 0,5% и от операций с ценными бумагами на 3,0%.

На основании  проведенного анализа кредитных  операций банка ВТБ 24 (ЗАО) за 2009 – 2011 гг. можно сделать следующие выводы:

1. Банк  ВТБ 24 (ЗАО) образован на базе  Гута-Банка, не выдержавшего межбанковского  кризиса 2004 года и выкупленного  Внешторгбанком (ныне ВТБ) при  активном участии Банка России;

2. Основными  кредитными продуктами банка  ВТБ 24 (ЗАО) являются:

- кредитование  малого бизнеса;

- потребительское  кредитование населения;

- ипотечное  кредитование.

3. В чистой  ссудной задолженности преобладает  портфель розничных продуктов,  на его долю приходится 92,9%. Это  произошло по причине окончания  миграции в ВТБ 24 розничного  бизнеса Группы ВТБ в 2011 г.;

4. Одно  из основных направлений деятельности  банка ВТБ 24 – кредитование  наличными. Наиболее высокими  темпами развивалось это направление  в 2010 г. В розничном ссудном портфеле задолженность по кредитам, выданным наличными, увеличилась в 3,1 раза, из них без поручителей в 4,1 раза. В 2011 г. темпы роста замедлились из-за мирового финансового кризиса;

5. За  короткий срок банк ВТБ 24 вошел  в число лидеров кредитования  малого бизнеса. Среди компаний, пользующихся кредитами банка  ВТБ 24 на развитие бизнеса больше  всего предприятий розничной  и оптовой торговли –21% и 16,2% соответственно;

6. Автокредитование - это один из первых продуктов,  который ВТБ 24 предложил своим  клиентам. Программа автокредитования  представлена 9 кредитами;

7. Банку  ВТБ 24 (ЗАО) удается совмещать  динамичный рост объемов кредитования  с поддержкой на высоком уровне  качества кредитного портфеля. Ситуация  с «плохими» кредитами в банке  ВТБ 24 (ЗАО) лучше чем в целом по России, т.к. в кредитном портфеле банковской системы России «плохие» кредиты (сомнительные, проблемные, безнадежные) составляют 13,5%, а в банке ВТБ 24 – 9,9%;

8. На 01.01.2009 г. просроченная ссудная задолженность  по отношению ко всей ссудной  задолженности составляла 1,12%. Это  ниже чем в среднем по банковскому  сектору России (1,558%) и по ОАО  Сбербанк РФ (1,164%).

Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию  кредитной политики.

3.1. Разработка  мероприятий по проблемам долгосрочного кредитования.

Банк  ВТБ 24 (ЗАО) является заметным, динамично  развивающимся игроком федерального масштаба на розничном рынке банковских услуг. Розничный банковский бизнес предъявляет специфичные и высокие  требования к технологиям, ИТ-платформе  и бизнес-процессам, клиентскому  сервису. Для завоевания и удержания  лидерских позиций на этом рынке  требуются высокотехнологичные  системы и централизованные бизнес-процедуры. В связи с этим, основными направлениями  инвестиций, в том числе связанными с приобретением и заменой  основных средств, на среднесрочную  перспективу являются:

- реализация  проекта создания Сервисного  центра (централизация сервисных  функций);

- внедрение  новой розничной ИТ-платформы;

- развитие  сети филиалов и отделений  (открытие новых подразделений).

Общий бюджет инвестиций на 3-5 лет превышает 400 млн. долларов и включает в себя приобретение помещений в собственность, приобретение компьютерной техники, приобретение специализированного  банковского оборудования (включая  банкоматы), телекоммуникационного  оборудования и офисной техники, мебели. Внедрение новой ИТ-платформы  предполагает инвестиции в расширение серверного комплекса и закупку  лицензионного программного обеспечения.

Для достижения целевой доли рынка (от 8 до 15% в различных  сегментах рынка) банк ВТБ 24 (ЗАО) планирует  предпринять следующие меры:

- существенное  расширение и развитие региональной  сети;

- предоставления  широкого спектра современных  услуг;

- внедрения  высоких стандартов в скорости  предоставления и удобстве обслуживания  кредитов;

- установления  высоких кредитных лимитов;

- инновационный  подход в разработке продуктов  и услуг;

- развития  альтернативных каналов продаж;

- развитие  брэнда кредитной организации.

Таким образом, банк ВТБ 24 планирует в течение 2010 – 2015 гг. стать одним из лидеров  рынка розничных банковских услуг (в сегментах потребительского и  ипотечного кредитования, автокредитования, депозитах физических лиц, кредитования малого бизнеса и т.д.).

Источниками будущих доходов (в перспективе  на 3-5 лет) банка ВТБ 24 (ЗАО) будут являться:

- доходы  от кредитования физических лиц  (77% от операционных доходов);

- предприятий  малого бизнеса (около 14% от  операционных доходов).

Направления развития банка в 2010 г.:

- в условиях  кризиса банк ВТБ 24 планирует  продолжать кредитовать население  и предприятия сегмента малого  бизнеса.

- среди  стратегических целей - увеличение  доли рынка по объемам кредитования  физических лиц до 9,5%.

Приоритетными направлениями работы в сфере  кредитования населения и малого бизнеса в условиях мирового финансового  кризиса будут являться:

- c точки  зрения роста активов – приоритет  отдается «коротким» и высокодоходным  активам (что предполагает ограничение  роста в сегменте ипотечного  кредитования);

- кредитование  населения – смещение приоритетов  в сторону более «коротких»  кредитных продуктов (кредиты  наличными, автокредиты);

- продолжение  кредитования малого бизнеса; 

- развитие  лизинга для малых предприятий;

- оперативное  управление ставками;

Одним из важнейших направлений деятельности банка ВТБ 24 (ЗАО) становится:

- работа, направленная на эффективное  управление и сокращение портфеля  просроченной задолженности;

- оптимизация  процедур управления проблемной  задолженностью;

- активизация  работы по сбору проблемной  задолженности (усиление соответствующих  подразделений банка, оптимизация  внутренних процедур, повышение  эффективности работы с коллекторскими  агентствами);

- мониторинг  портфеля на предмет усиления  долговой нагрузки на клиентов;

- проактивная  работа с клиентами;

- переход  к более консервативным процедурам  оценки заемщиков;

- оперативная  корректировка скоринговых моделей;

-рефинансирование  валютного кредитного портфеля  в рубли.

Основными конкурентами банка ВТБ 24 (ЗАО) являются кредитные организации, входящие в  ТОР-30 и занимающие лидирующие позиции  на рынке розничных услуг. В частности, основными конкурентами кредитной  организации - эмитента являются:

- на рынке  потребительского кредитования: Сбербанк  России ОАО, ОАО «Банк Москвы»,  ЗАО «Банк Русский Стандарт»  и ОАО АКБ «РОСБАНК»;

- на рынке  автокредитования: Сбербанк России  ОАО, ОАО АКБ «РОСБАНК», ЗАО  ЮниКредит Банк, ООО «Русфинансбанк»,  ЗАО «Райффайзенбанк»;

- на рынке  кредитных карт: Сбербанк России  ОАО, ОАО «АЛЬФА-БАНК», ЗАО «Банк  Русский Стандарт» и ЗАО «Ситибанк»;

- на рынке  частных вкладов: Сбербанк России  ОАО, ОАО «Банк Москвы», ОАО  АКБ «РОСБАНК», Газпромбанк (ОАО)  и ЗАО «Райффайзенбанк»;

- на рынке  кредитования среднего и малого  бизнеса: Сбербанк России ОАО,  КМБ-Банк (ЗАО), ОАО «Уралсиб», ОАО  "Российский Сельскохозяйственный  банк" и ОАО «МДМ-Банк».

Основными факторами конкурентоспособности  банка ВТБ 24 являются:

- высокая  степень интеграции в группу  ВТБ и специализация банка  в группе на розничном банковском  бизнесе;

- наличие  хорошего потенциала роста на  российском рынке розничных финансовых  услуг;

- высокая  степень капитализации;

- наличие  высоких рейтингов надежности  всех основных международных  рейтинговых агентств;

- доступ  к заимствованиям на международном  рынке капитала;

- клиентоориентированность, удобный режим работы и наличие  широкой сети продаж во всех  регионах Российской Федерации;

- гибкая  тарифная политика и широкий  выбор предоставляемых услуг  количество которых постоянно  увеличивается;

- простота, удобство и оперативность принятия  решений при предоставлении потребительских  кредитов;

- экономия, обусловленная ростом объемов  предоставляемых услуг.

Ключевыми задачами ВТБ 24 в предстоящем периоде  являются:

1. Сохранение  тенденции опережающего рынок  роста кредитного и депозитного  портфеля;

2. Совершенствование  клиентского обслуживания;

3. Развитие  региональной сети;

4. Совершенствование  риск-менеджмента.

Учитывая  экономическую ситуацию на мировом  и российском финансовом рынке, основная работа Банка будет направлена на оперативное управление параметрами  существующих продуктов и разработку новых:

1. Планируется  внедрение специальных предложений  ипотечного кредитования в соответствии  с новыми требованиями рынка.  Это:

- кредиты  с переменными процентными ставками;

- накопительная  система первоначального взноса  в Банке;

- специальные  предложения для продавцов –  участников ипотечных сделок.

2. Банк предлагает заемщикам,  испытывающим трудности с исполнением  обязательств по кредитам, программу  реструктуризации кредитов. Она  предусматривает оказание заемщикам  помощи в исполнении обязательств по кредитам путем предоставления заемщику новых, более комфортных условий кредита и приемлемого размера платежа. В рамках программы возможно снижение аннуитетного платежа по кредиту до 50% от действующего. Программа поможет заемщику существенно снизить ежемесячную платежную нагрузку на собственный бюджет.

Информация о работе Долгосрочное кредитование в коммерческих банках