Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал, рассмотреть различные подходы к определению и структуре человеческого капитала, с помощью чего станут понятны многие закономерности на рынке труда и в экономике в целом, показать вклад образования в совершенствование навыков и формирование мотиваций человеческого капитала.
Введение…………………………………………………………………..……….....3
1 Сущность категории человеческий капитал……………………….…………….5
1.1 Понятие человеческого капитал и его виды……………………….……...…...5
1.2 Формирование и накопление человеческого капитала:
Эволюция научных подходов…………………………………………………….…8
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития
и показатели оценки…………..……………………………………………………11
2.1 Структура человеческого капитала………………...………………….……...11
2.2 Проблемы измерения человеческого капитала, основные
методики его оценки………………………………………………………….……15
3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и
его влияние на уровень социально-экономического развития…………….……18
3.1 Человеческий капитал в Республике Беларусь……………...……………..…18
3.2 Инвестиции в человеческий капитал в Республике Беларусь:
реализация, показатели, направления совершенствования………………...…....26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...34
Приложение
Человек
(как производитель и
Основными направлениями инвестирования в человеческий капитал являются образование, подготовка на производстве, здравоохранение, культура, формирование национального самосознания и идеологическое просвещение, физическая культура и развитие здорового образа жизни и др. [9,c.19].
Итак,
наращивание человеческого
В
Беларуси сохранена социально
Оснащенность медицинских коек больничным оборудованием в белорусских учреждениях здравоохранения в 7-10 раз ниже европейских стандартов. По прежнему актуальной остается проблема финансирования здравоохранения. Объем финансирования отрасли из общих расходов консолидированного бюджета в 2006г. составил 3528 млрд.р. При этом удельный вес расходов бюджета на здравоохранение и физическую культуру в ВВП 00 сравнению с 1990 г увеличился почти в 2 раза и составил в 2006 г. 4,5 % к ВВП .
В
Программе социально-
Сравнивая Республику Беларусь с развитыми странами, отметим, что расходы на здравоохранение на душу населения в Беларуси составляют 427 дол., что в 6 — 9 раз ниже соответствующих показателей ряда европейских стран (Швеция (2 828), Франция (3040), Германия (3 171), Швейцария (4 011), Норвегия (4 080)), и в 14 раз ниже, чем в США. В этой связи весьма важными являются инвестиции, связанные с охраной здоровья населения, которые будут способствовать снижению заболеваемости и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала и его более производительному использованию.
Следует отметить, что регулируемые системой здравоохранения Республики Беларусь показатели поддерживаются на лучшем среди стран СНГ уровне: снижается младенческая, детская и материнская смертность, послеоперационная летальность, общая инфекционная заболеваемость, уровень трудопотерь, вследствие временной нетрудоспособности, наблюдается тенденция снижения смертности от онкологических и ряда других заболеваний.
Согласно
заключениям экспертов
Но в то же время необходимо разумное расходование средств на здравоохранение. При огромных затратах США на здравоохранение по показателям состояния здоровья населения данная страна существенно уступает развитым странам Европы [23,с.39].
Опыт развитых стран показывает, что формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью имеет более высокий экономический эффект на каждую единицу социальных инвестиций по сравнению с увеличением финансирования лечебной медицины. Поэтому насущной необходимостью становится мотивация и качественная социально-пропагандистская работа, направленная на осмысление населением понятия здоровья как наивысшей жизненной ценности, формирование потребности в поддержании здорового образа жизни и соответствующих ему личностно-мотивационных качеств человека, его жизненных ориентиров. К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути, именно оно должно стать важнейшей жизненной потребностью [15,с.6].
Всемирным банком на примере обследования 192 стран установлено, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлено физическим капиталом (оборудование, здания и производственная инфраструктура), 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капитаном. До 40% ВНП наиболее paзвитые страны получают в результате развития эффективной системы образования [16,c.35]
Таким образом, актуальность совершенствования человеческого капитала очевидна. Для его поддержания на должном уровне требуются соответствующие инвестиции, одной из составляющих которых являются расходы на образование.
В развитых странах отмечается достаточно высокий и чаще всего возрастающий уровень затрат на образование. Это характерно и для Республики Беларусь. Как свидетельствует динамика развития расходов на образование в нашей стране. По отношению к ВНП расходы на образование имеют тенденцию к увеличению, и входят в рамки мирового стандарта, диапазон которого колеблется от 4 до 6,5%. Американские специалисты Дж.Кердрик и М.Бейли, эксперты конгресса США по проблемам научной политики, подчеркивают, что доля научных расходов в ВНП должна быть не менее 3%, несмотря на несовершенство представлений об эффективности этих затрат.
Анализируя уровень образования в нашей республике по данным 2005 -2008 гг., следует отметить, что он остается сравнительно невысоким (Приложение Г). В период экономической трансформации возникает потребность в освоении новых профессий и специальностей, адекватных рыночному механизму, позволяющих обеспечить равновесие на рынке труда между предложением рабочей силы и спросом на нее.
Государственные расходы на образование увеличиваются из года в год возрастает и доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование. Однако параллельно увеличивается и численность безработных, в том числе получающих пособие по безработице. Содержание данной категории населения требует дополнительных расходов на трудоустройство путем проведения активной государственной политики на рынке труда.
Решение данных вопросов является актуальной задачей менеджмента высшего звена предприятий, поскольку затрагивает стратегические аспекты их развития. При этом важно определить рациональную структуру финансирования развития трудового потенциала.
Источники инвестиций образовательных программ могут быть собственными (самофинансирование) и привлеченными (государственные средства, средства министерств и ведомств, личные сбережения). Следует отметить, что в условиях переходного периода многие организации практикуют частичное финансирование обучения работников, сочетая его с привлечением их личных сбережений.
Таким образом, можно выделить три формы финансирования инвестиций в человеческий капитал: государственные, частные и ведомственные. Все они имеют свои "плюсы" и "минусы" в движении по достижению периода их отдачи. Результатом процесса инвестирования, независимо от его источника финансирования, является повышение уровня образования и получение квалификации специалистов, которые обеспечат эффективность вложенных средств путем применения полученных знаний в деятельности субъекта хозяйствования. Проблема заключается в сроках отдачи инвестиций, вызванных продолжительностью трудоустройства выпускников.
Попытаемся отследить предполагаемое движение инвестиционных потоков в человеческий капитал по каждому из направлений финансирования до наступления ожидаемого срока отдачи. Получение профессионального образования является началом трудовой деятельности человека. Отсутствие отработанного механизма государственного распределения вынуждает молодых специалистов к самостоятельному поиску работы для применения полученных знаний.
Специалисты, подготовка которых осуществлялась по целевому направлению предприятием, имеют гарантию трудоустройства. Принимая участие в его деятельности, они осуществляют отдачу вложенных средств на его подготовку не только предприятию, принося ему доход и прибыль, а также непосредственно самому себе - в виде заработной платы для удовлетворения собственных нужд.[16,c.38]
Однако большинство выпускников на данном этапе из-за отсутствия работы способны лишь увеличить предложение на рынке труда. Ввиду ограничения спроса на отдельные специальности лишь небольшая их часть находит применение полученным знаниям. Остальные вынуждены, будучи безработными, ожидать "покупателя" своей рабочей силы на бирже труда, не имея при этом необходимых средств существования. Каждый восьмой безработный из числа молодых специалистов, так и не приступив к работе по полученной специальности, был направлен на переподготовку. Специалисты, которые сами осуществляют инвестиции на получение профессионального образования, являются более заинтересованными в совершенствовании и повышении его уровня.
Таким образом, наиболее эффективным правлением движения инвестиционных потоков, предназначенных для подготовки специалистов, является "предприятие - учебное заведение". Оно обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением на рынке труда и сокращает срок отдачи инвестиций в этот проект. Результатом в данном случае выступает, с одной стороны, удовлетворенность предприятия в обеспечении специалистами нового уровня, адекватного рыночным условиям, с другой - гарантия будущего работника в виде наличия рабочего места и оплаты стоимости его рабочей силы .
В связи с общими проблемами экономики и финансового механизма выделения бюджетных средств, нерешенностью ряда организационно управленческих проблем в сфере образования, предприятию следует взять на себя планирование потребности и частичное финансирование подготовки и переподготовки кадрового потенциала, необходимого для решения основной задачи - получение прибыли.
За рубежом кадры выступают как наиболее ценный капитал. Со стороны администрации фирмы создаются предпосылки и условия не только для привлечения высококвалифицированных специалистов из других конкурирующих предприятий, но и для удержания их на местах. На тех предприятиях, где существует высокий уровень специализации, уход любого специалиста может привести к неустойчивости на рынке, так как из-за специалиста требует времени на его подготовку, ознакомление с делами фирмы, сферой ее деятельности, адаптации в коллективе и т.д. [16,c.39]
На цели обучения и повышения квалификации специалистов в США расходуется в среднем 1,4% средств фонда заработной платы. Во Франции законодательство требует от предпринимателя расходовать на обучение и переобучение кадров средства в размере не менее 1% фонда заработной платы. В ФРГ, Швеции, Японии, Южной Корее, Сингапуре обучение стимулируется налоговыми льготами, субсидиями, и эти расходы вполне оправданы. По оценкам американских специалистов, 1 доллар, затраченный на подготовку персонала, приносит до 10 долларов прибыли.
Национальная
система потребительской
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики