Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал, рассмотреть различные подходы к определению и структуре человеческого капитала, с помощью чего станут понятны многие закономерности на рынке труда и в экономике в целом, показать вклад образования в совершенствование навыков и формирование мотиваций человеческого капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….....3

1 Сущность категории человеческий капитал……………………….…………….5

1.1 Понятие человеческого капитал и его виды……………………….……...…...5

1.2 Формирование и накопление человеческого капитала:

Эволюция научных подходов…………………………………………………….…8

2 Структура человеческого капитала, факторы его развития

и показатели оценки…………..……………………………………………………11

2.1 Структура человеческого капитала………………...………………….……...11

2.2 Проблемы измерения человеческого капитала, основные

методики его оценки………………………………………………………….……15

3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и

его влияние на уровень социально-экономического развития…………….……18

3.1 Человеческий капитал в Республике Беларусь……………...……………..…18

3.2 Инвестиции в человеческий капитал в Республике Беларусь:

реализация, показатели, направления совершенствования………………...…....26

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованных источников……………………………………………...34

Приложение

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.docx

— 137.78 Кб (Скачать)
  • социально-организационный уровень — человеческий потенциал выступает как человеческие ресурсы;
  • экономический уровень - как человеческий капитал;
  • социально-экологический - как жизненный потенциал;
  • духовно-практический - как личностный потенциал [3, с. 135].

     Человеческий  капитал обладает определенными особенностями, которые позволяют выделить его в относительно самостоятельный вид:

     •  Капитал может приносить доход и в том случае, если его применяет не собственник, а, например, арендатор. Человеческий капитал нельзя отделить от человека - собственника рабочей силы.

     • Капитал можно единовременно продать, а полученный доход использовать как жизненные средства в течение длительного времени. С человеческим капиталом так поступить нельзя: материально-вещественный капитал, и интеллектуальный в том числе, существует отдельно от его собственника и может отчуждаться по желанию собственника, если это ему выгодно. Владелец только способностей к труду это сделать не может, поскольку человек и его способности в принципе неразделимы.

     • Цель использования капитала - максимизация прибыли или минимизация издержек. Даже если собственник капитала одновременно исполняет управленческие, предпринимательские функции, то получаемое в таких случаях вознаграждение включается в издержки производства и обращения, а сверх этой суммы собственник капитала получает прибыль, иначе экономическая деятельность теряет для него смысл. Именно таким образом формируется слой богатых и сверх богатых. Цель использования человеческого капитала состоит в получении средств существования по жестким системам оплаты и нормам, которые устанавливаются собственниками реального капитала, а не собственниками рабочей силы.

     • Процессом производства, реализации продукции управляют либо собственники реального капитала, либо их представители, а большинство наемных работников к этому не имеют никакого отношения. Таким образом, экономическая власть в обществе принадлежит собственнику капитала. Человеческий капитал наемных работников этой властью не обладает даже в тех странах, где распыление собственности и богатства через акционерную форму богатства приобрело широкий размах.

     • Наемный работник продает свою рабочую силу работодателю на определенное время, но если она становится ненужной по причинам, не зависящим от наемного работника, его увольняют.

     Человеческий капитал, представляет собой ограниченный и накапливаемый определенным образом ресурс, но он обладает относительно низкой ликвидностью. Для человеческого капитала неприменимы обычные правила отчуждения и приобретения. Хотя человеческий капитал воплощен в определенном человеке, по сути, на рынке может быть продана его услуга. Человеческий капитал обладает способностью к конвертации в другие формы капитала и возрастать в процессе его использования [3, с. 137].

     Применение  понятия «человеческого капитала»  позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

     Таким образом, человеческий капитал –  это совершенно особый вид капитала, который имеет ряд своих индивидуальных показателей и особенностей. В век информационных технологий данная категория является сверх динамичной. Ранее человек мог сохранять абсолютную монополию на определённый вид знаний или информации. Теперь же такой возможности практически не существует. Человек в этих условиях является основным пользователем и генератором идей, знаний, информации и способностей. И без должного внимания к человеческому капиталу, особенно в нынешнее время, не сможет быть конкурентоспособной ни одно предприятие.  Следовательно, подход к его изучению, использованию и накоплению должен быть существенным и индивидуальным. 

     1.2 Формирование и накопление человеческого  капитала:

     эволюция  научных подходов 

     Человек - главная производительная сила общества, чем и объясняется пристальное  внимание к нему. Но в соответствии с требованиями времени и уровнем развития хозяйственных систем его характеристики менялись. Как уже упоминалось ранее, первоначально анализировались такие категории, как «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий потенциал», а затем на смену им приходят понятия «человеческого», «социального» и «интеллектуального» капитала.

     Понятие «рабочая сила» трактуется традиционно  как способность человека к труду, совокупность его физических и духовных сил, благодаря которым индивид производит необходимые жизненные блага. Также рабочая сила может характеризоваться как совокупность занятых и безработных, т.е. это население, экономически активное в данном периоде.

     «Трудовые ресурсы» как категория занимают промежуточное положение между понятиями «население» и «рабочая сила». Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения, которая способна участвовать в производстве материальных благ и услуг благодаря своим физическим и интеллектуальным возможностям. При такой трактовке они включают население в трудоспособном возрасте за исключением неработающих инвалидов и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях, а также население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в экономике.

     В свою очередь, трудовой потенциал выступает как совокупность социальных свойств, которая формируется на основе качественных особенностей конкретного работника и включенности его в определенную общность. Трудовой потенциал начинает характеризовать определенную перспективную направленность социального развития, и для усиления ее значимости происходит смещение акцента анализа в сторону характеристики человеческого потенциала. [25,c.51]

     Следует иметь ввиду, что идея невещественных форм производительного капитала, который может быть воплощен в знаниях, навыках, умениях работников, технологиях или методиках производства или аналогичных носителях, опирается на традиционные положения теории капитала, которые были выработаны представителями классической экономической науки, институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях.

     Капитал как экономическое явление рассматривался еще учеными античности и средневековья. Прежде производительный капитал чаще всего ассоциировался с богатством в материальной форме. Идея капитала, который имеет невещественную природу, первоначально рассматривалась у классиков. Так, У. Петти впервые отнес к производительному труд во всех сферах производства и уравнял вещественную и человеческую составляющие богатства. Идеи А.Смита об издержках на обучение, воспитание перекликаются с положениями современной теории человеческого капитала; ученый включал в структуру основного капитала не только вещественные компоненты, но и элементы человеческого капитала. Наиболее законченный вид концепция капитала приобрела в теории К.Маркса. [3, с. 134].

     Но  в концептуально оформленном  виде научное объяснение взаимосвязи  индивидуальных характеристик используемой в обществе рабочей силы и параметров экономических процессов было сформулировано во второй половине XX в. лауреатами Нобелевских премий по экономике Теодором Шульцем и Гэри Беккером. Термин «человеческий капитал» впервые использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению .

     Центр тяжести в их исследованиях смещается с проблем эффективного использования рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Согласно теории человеческого капитала, совершенствование качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному и, соответственно, более высокооплачиваемому труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность использования накопленной индивидом способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов. Как отмечал Т. Шульц, «в последние десятилетия идея, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана. На ее месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив - физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов» [4,с.60].

     Беккер  в своей работе «Человеческий  капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала — знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений.

     В советской же экономической литературе проблеме человеческого капитала долгое время серьезного внимания не уделялось. Лишь в 1970-1980-х годах появились исследования, рассматривающие те или иные аспекты современной теории человеческого капитала. К разряду таких исследований можно отнести работы В.С.Гойло, А.В.Дайновского, Р.И.Капелюшникова, В.П.Корчагина, В.В.Клочкова, М.М.Критского, В.И.Марцинкевича.

     В 1990-е годы появились монографические  публикации, в которых ставится вопрос о необходимости изучения человеческого капитала и экономики образования в переходный период. В их числе следует упомянуть работы И.Болотина, Е.В.Галаевой, А.И.Добрынина, С.А.Дятлова, Б.В.Корнейчука, С.А.Курганского, А.Саградова, И.В.Соболевой,  В.В.Чекмарева,   В.Шадрикова,   В.П.Щетинина, Ю.Г.Быченко и др.[2, с.78]

     Итак, введенная в научный оборот категория «человеческий капитал» позволила с научных позиций изучать многие явления рынка труда на основе принципа минимизирующего поведения индивидов.[8,c.64]

     Таким образом, важность человеческого капитала имела место быть во все времена, с древности и вплоть до наших  дней. Это говорит лишь о том, что  человек всегда понимал значение индивидуальных его  характеристик  в производственной сфере и экономике в целом. Важно отметить, что человеческий капитал существовал всегда как таковой, не смотря на тот факт, что выделить его в самостоятельную категорию удалось только во второй половине ХХ в. Формирование и накопление знаний в этом аспекте продолжается и по сей день, и подобная тенденция будет наблюдать в будущем. Это связано с тем, что основным элементом человеческого капитала является человек. А предела человеческих возможностей, как сейчас принято считать, не существует. Поэтому и окончательно сформированной концепции человеческого капитала, особенно в нынешний, информационный век, не предвидится.  

     2. Структура человеческого  капитала, факторы  его развития и  показатели оценки 
 

     2.1. Структура человеческого капитала 

     К важнейшим активам человеческого  капитала относятся все элементы, соответствующие основным формам инвестиций в человека: здоровье, рождение и воспитание детей, общее и специальное образование, миграция, поиск экономически значимой информации, духовная стабильность и интеллектуальная мобильность человека и др.

     Для каждого конкретного человека в современном мире для формирования своей будущей профессии и адекватной оценки экономической среды важно знание видов человеческого капитала их качественного содержания. Аналогично тому, как выделяют множество определений человеческого капитала, в различных источниках встречаются совершенно разнообразные варианты его структуры. Итак, с одной стороны выделяют Человеческий капитал подразделяется на [11,c.22]:

    • капитал здоровья;
    • трудовой капитал;
    • интеллектуальный капитал;
    • организационно-предпринимательский капитал;
    • культурно-нравственный капитал;

     Капитал здоровья является важнейшим активом человеческого капитала, выступающим в качестве основы и неотъемлемого базового условия обеспечения возможности его функционирования. В его состав включают наследственную компоненту и благоприобретенную (в результате целенаправленных инвестиций на микро- и макроуровне). Экономическая модель данного понятия основана на следующих положениях.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики