Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал, рассмотреть различные подходы к определению и структуре человеческого капитала, с помощью чего станут понятны многие закономерности на рынке труда и в экономике в целом, показать вклад образования в совершенствование навыков и формирование мотиваций человеческого капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….....3

1 Сущность категории человеческий капитал……………………….…………….5

1.1 Понятие человеческого капитал и его виды……………………….……...…...5

1.2 Формирование и накопление человеческого капитала:

Эволюция научных подходов…………………………………………………….…8

2 Структура человеческого капитала, факторы его развития

и показатели оценки…………..……………………………………………………11

2.1 Структура человеческого капитала………………...………………….……...11

2.2 Проблемы измерения человеческого капитала, основные

методики его оценки………………………………………………………….……15

3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и

его влияние на уровень социально-экономического развития…………….……18

3.1 Человеческий капитал в Республике Беларусь……………...……………..…18

3.2 Инвестиции в человеческий капитал в Республике Беларусь:

реализация, показатели, направления совершенствования………………...…....26

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованных источников……………………………………………...34

Приложение

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.docx

— 137.78 Кб (Скачать)

       Важнейшей характеристикой совокупного  человеческого капитала являются численность трудовых ресурсов, эффективность использования которых во многом определяет возможности устойчивого развития страны. Численность трудовых ресурсов в 2008 г. достигла 6251,6 тыс человек, или 64,6 % населения страны, 95,1 % из которого является трудоспособным. Численность работающих в экономике составила 4594,4 тыс. человек. При этом уровень занятости остается достаточно высоким и составляет 74,2 % от численности трудоспособного населения.

     Качественное  формирование человеческого капитала зависит от изменений в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы при переходе к новой, социально ориентированной экономической модели, базирующейся на инновационном типе развития. Численность и доля занятых в отраслях экономики претерпела за годы реформ существенные изменения. Так, за период с 2006 по 2008 г. численность занятого населения Беларуси увеличилась на 129,5 тыс. человек [28]. Причем это сокращение происходило на фоне двух разнонаправленных тенденций — снижения занятости в одних отраслях и роста численности в других. Увеличилась численность занятых в промышленности, строительстве, транспорте. В сельским хозяйстве же наоборот уменьшилась на 12,7 тыс. чел [28]. Это в основном вызвано миграцией трудовых ресурсов в города.

     Характерно, что по всем возрастным группам, за исключением занятых в возрасте до 25 лет и старше 50 лет. доля занятых  женщин преобладает, что закономерно, поскольку численность женского населения в трудоспособном возрасте превышает мужское. В 2008 году данное преимущество составило 260,7 тыс. чел.

     Следует  заметить, что доля женщин, работающих в экономике, в 2008 г. составила 52,8%.  При этом в течение 2000—2008 гг.  практически во всех отраслях наблюдалось снижение доли занятости в них женщин [28]. Некоторый рост удельного веса работающих женщин происходил только в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, образовании, транспорте и   управлении. Существуют достаточно устойчивые профессионально-отраслевые  ориентиры   и   предпочтения сфер занятости женщин: они больше сориентированы на работу, связанную со сферой услуг, торговлей, общественным  питанием, образованием, здравоохранением и культурой и искусством. Очень важным также, представляется дифференцированный подход к решению проблем мужской и женской занятости. Этот показатель должен в основном  учитываться при планировании создания рабочих мест в конкретной местности, организации общественных работ, создании сети профессиональной подготовки и переподготовки.

     Для характеристики демографической структуры  представляет интерес показатель среднего возраста занятого населения, составляющий 39,9 года [28]. Причем этот показатель у мужчин  несколько превышает средний возраст женского занятого населения. Небольшая разница среднего возраста занятого населения между мужчинами и женщинами объясняется разницей в верхней границе трудоспособного возраста.  

     Одним из важнейших показателей развития человеческого капитала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения. Удельный вес работников с высшим и средним специальным образованием в нашей стране увеличился с 41,2 % в 2000 г. до 46,5 % в 2008 г [28].

     В целом следует отметить, что высокий  общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. В целях наилучшего использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.

     На  современном этапе политика государства  преимущественно направлена на сохранение кадрового потенциала и максимальное поддержание занятости, что обусловливает стабильно низкий уровень регистрируемой безработицы — 0,8 % на 2009 год [28]. Однако на фоне невысоких показателей официально зарегистрированной безработицы наблюдается более высокий уровень реальной безработицы, достигающий, по данным выборочного обследования домашних хозяйств порядка 7-9%. Данная ситуация связана прежде всего с действующей системой регистрации безработных, чрезвычайно низким уровнем пособия по безработице, ограниченными возможностями переподготовки и малой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых и неквалифицированных рабочих мест. [2,c.118]

     В числе безработных в Беларуси велика доля квалифицированных и образованных кадров, с которыми в каждой стране связано ее будущее, ее научно-техническое развитие и конкурентные возможности. Несмотря на некоторое изменение образовательной структуры безработных в 2008 году, доля безработных с высшим и средним специальным образованием остается достаточно высокой — 25,9 %. [28]

     Следует заметить, что очень сложно найти тонкую грань между достаточным уровнем пособия по безработице и не снижающейся мотивацией активного поиска работы. В то же время необходимо иметь в  виду, что при решении проблемы определения конкретных размеров пособия по безработице законодательства стран с развитой рыночной экономикой исходят, прежде всего, из основных функций, выполняемых этим пособием. С одной стороны, это компенсация утраченного заработка, и естественным было бы установление такого размера пособия, которое могло бы защитить безработного от падения его жизненного уровня и гарантировало минимальный уровень существования безработному и его семье. С другой стороны, материальная поддержка безработных должна иметь строгие временные и финансовые рамки, чтобы побуждать при потере работы к поиску нового рабочего места. В связи с этим возникает вопрос: насколько высок уровень возмещения потерянного дохода в Беларуси? Стимулирует ли он поиск работы или увеличивает продолжительность безработицы, или заставляет работника вообще покинуть рынок труда? [2,c.120]

     Воспроизводство социально-профессиональной структуры  общества непосредственно связано со степенью вовлечение в нее молодежи. При этом соответствие профессионально-квалификационной подготовки характеру и содержанию выполняемой работы является свидетельством позитивной включенности молодых людей в производственный процесс и их высокого профессионального статуса. Вместе с тем анализ указывает на необходимость  дополнительного внимания к таким проблемам, как молодежная безработица, трудоустройство выпускников вузов, обеспечение социальных гарантий молодежи и др. Проблемы   трудоустройства молодежи, ее адаптации на рынке труда, защиты от дискриминации со стороны нанимателей, низкие трудовые доходы, нерегулярная занятость особенно негативно отражаются на качестве трудового потенциала. Это связано прежде всего с продолжительным периодом предстоящей трудовой деятельности молодежи и не завершившимся процессом формирования трудовых навыков и моделей трудового поведения,. Кроме того, незанятость молодежи, отсутствие позитивных поведенческих установок и твердых социально-нравственных ориентиров оказывают негативное влияние на трудовой менталитет, молодежи, провоцируют в молодежной и подростковой среде асоциальное поведение и правонарушения. Рост молодежной безработицы ведет к разрушению нормальной социально-профессиональной структуры общества. В этих условиях необходимо значительно активизировать усилия всех государственных и общественных структур, способных повлиять на изменение ситуации с молодежной занятостью.

     Вместе  с тем следует заметить, что  именно молодежи в последние годы начала формировать контингент, обладающий более высокой конкурентоспособностью на рынке труда, чем представители старших возрастных групп, для молодых людей характерен высокий уровень социальной и прудовой мобильности. Молодежь осваивает новые специальности в сфере услуг, управления, информационных технологий, потребность в которых возникает по мере развития рыночной экономики. Однако для полной реализации  потенциала этой возрастной группы необходима система мер по ее поддержке на рынке труда, дальнейшее налаживание системы сотрудничества молодежи с социальными партнерами (органами государственной власти, местного самоуправления, образовательными организациями и учреждениями и др.) и развитие механизмов представительства интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления.

     В настоящий период самой серьезной  стала проблема бедности среди работающих, что является одной из основных причин низкой эффективности производства, а следовательно,   ограниченных  возможностей  решения проблемы формирования и развития человеческого питала. Особую тревогу вызывает появление новой социальной категории — работающих бедных, то есть трудоспособных членов общества, которые прежде вы в силу характера своей занятости (или незанятости) получают низкие доходы, не только не позволяющие приобщиться к новым стандартам потребления, но и значительно снижающие уровень потребления, сводя его к минимуму выживания.

       Мировое сообщество в лице  соответствующих организаций ООН  давно признало, что заработная плата ниже 3 долларов в час выталкивает работника за пороговую черту, за которой идет разрушение трудового потенциала. [2,c.136] Наша средняя заработная плата намного ниже порогового значения.

     Обесценение труда, сведение его только к обеспечению  условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает и без того его скромные потребности, подрывает стимулы трудовой деятельности, не создает заинтересованности работника в  повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование. Проблема занижен ной заработной платы не только с точки зрения потребностей отдельного человека, но и с макроэкономические позиций, приобретает сегодня особую актуальность. Совершенно очевидно, что низкая заработная плата и ослабление трудовой мотивации у значительных контингентов трудоспособного населения негативно отражаются на развитии производства, человека, а следовательно, и общества, препятствуют возможностям экономической стабилизации. Сохранение трудового потенциала возможно лишь при существенном росте оплаты труда, повышении престижности высококвалифицированного труда, создании условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан.

     Определенное  интегральное представление о динамике развития человеческого капитала дает применяемый в практике международных сопоставлений показатель индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

     ИРЧП  — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

     При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

  • Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении — оценивает долголетие.
  • Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
  • Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в долларах США.

     В материалах Отчёта по развитию человеческого  потенциала за 2009 г. Беларусь по ИРЧП заняла 68 место среди 182 стран мира, опережая все страны СНГ, в том числе и Россию[29].

     Исследование  сложных и многоплановых проблем  состояния и развития человеческого капитала в нашей стране показывает, что назрела необходимость разработки и реализации принципиально новой государственной политики в области воспроизводства человеческого капитала, адекватной целям социально ориентированной рыночной экономики и отражающей интересы общества в целом и каждого человека в отдельности.   Укрепление здоровья человека, совершенствование и эффективное использование его профессионального и творческого потенциала, развитие человеческих созидательных способностей и поиск путей их активизации, повышение общей и нравственной культуры представляют собой ведущий комплексный резерв при переходе страны к устойчивому социально-экономическому развитию.  Поэтому в современных условиях необходимо закладывать позитивные тенденции развития человеческого капитала с тем, чтобы не только предотвратить его деградацию, но и создать условия для сохранения, приумножения и эффективного использования совокупного человеческого капитала страны. 

 

3.2. Инвестиции  в человеческий капитал 

     Мировой опыт убедительно свидетельствует  о высокой эффективности вложений в человеческий капитал. Так основу экономических успехов Китая  и Индии определяет не реализация сырьевых запасов, а целенаправленные инвестиции в сырьевые ресурсы, причём особый акцент делается на развитие всеобщего образования. В результате здесь отмечаются самые высокие в мире темпы роста среднего класса и повышение уровня жизни сотен миллионов людей.[7,c.46] Это возможно только при наличии высокоразвитого, высококультурного, высококвалифицированного и интеллектуального общества.

     В макроэкономическом понимании человеческий капитал является одним из главных  факторов экономического роста. Вложения в него дают довольно длительный по времени и интегральный по характеру  эффект, как экономический так и социальный. Функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения во многом детерминированы свободным волеизъявлением субъекта труда, его профессиональной культурой, профессиональной пригодностью. Не всякие вложения в человека могут быть признаны инвестициями в человеческий капитал, а лишь те, которые нравственно оправданы и целенаправленны с точки зрения интересов цивилизованного гражданско-правового общества.

     Передовые страны мира ищут подходы в инвестиционной политике, при которой экономический  рост, обусловленный инвестициями, будет достигаться посредством прироста производительной силы человека и ее влияния на изменение структуры и объема национального богатства страны.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики