Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал, рассмотреть различные подходы к определению и структуре человеческого капитала, с помощью чего станут понятны многие закономерности на рынке труда и в экономике в целом, показать вклад образования в совершенствование навыков и формирование мотиваций человеческого капитала.
Введение…………………………………………………………………..……….....3
1 Сущность категории человеческий капитал……………………….…………….5
1.1 Понятие человеческого капитал и его виды……………………….……...…...5
1.2 Формирование и накопление человеческого капитала:
Эволюция научных подходов…………………………………………………….…8
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития
и показатели оценки…………..……………………………………………………11
2.1 Структура человеческого капитала………………...………………….……...11
2.2 Проблемы измерения человеческого капитала, основные
методики его оценки………………………………………………………….……15
3 Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и
его влияние на уровень социально-экономического развития…………….……18
3.1 Человеческий капитал в Республике Беларусь……………...……………..…18
3.2 Инвестиции в человеческий капитал в Республике Беларусь:
реализация, показатели, направления совершенствования………………...…....26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...34
Приложение
Во-первых, здоровье человека (физическое, психическое и социальное) является основополагающей предпосылкой наличия у него способности к труду, осуществления любой профессиональной деятельности.
Во-вторых, чем лучше качественные характеристики состояния здоровья человека, тем более продолжительным является период его активной трудовой деятельности и возможности реализации всей совокупности его производительных способностей, более эффективным использование других активов человеческого капитала, выше отдача, как для самого человека, так и для общества в целом.
В-третьих, инвестиции в здоровье, с одной стороны, определяют саму возможность существования и функционирования человеческого капитала, с другой стороны, препятствуют его физическому износу и тем самым продлевают срок его службы.
В-четвертых, здоровье человека формируется под воздействием сложной системы факторов, в которую помимо целенаправленных вложений в здравоохранение и охрану окружающей среды входят генетические особенности, образ жизни, качество питания, условия труда и быта и др. Особенностью капитала здоровья является все более ускоряющийся его износ по мере достижения определенного возраста. С учетом того что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, т.е. являются частью текущих, а не капитальных затрат, они направлены на текущее воспроизводство человеческого капитала определенного качества и способствуют поддержанию нормальной жизнедеятельности его носителя — человека [5,c.7]
Трудовой капитал составляют знания и профессиональные способности человека выполнять ту или иную конкретную работу. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации работника, его навыкам и опыту.
В полной мере это касается, например, сельскохозяйственного производства. Использование ресурсосберегающих технологий, современных технических средств, систем автоматики предполагает обязательный рост уровня знаний работников всех категорий — механизаторов, полеводов, лаборантов, специалистов, руководителей. В этой связи требуются крупные вложения в систему народного образования. Имеется в виду не только организация учебного процесса в школах, ПТУ, техникумах, вузах. Должны быть обеспечены материально-технические базы учебных заведений, качественно новый уровень преподавания; создана широкая сеть центров по переподготовке и повышению квалификации работников. Только в этом случае трудовой человеческий капитал будет соответствовать требованиям времени.
Для того, чтобы определить следующий вид человеческого капитала, нам необходимо рассмотреть такое понятие, как интеллектуальная собственность. Интеллектуальная собственность — это исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуального труда и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица. Объекты интеллектуальной собственности являются продуктом творческой деятельности, используются в течение длительного времени, могут служить источником получения дохода. В аграрном производстве к таким объектам относятся прежде всего селекционные достижения — новый сорт растений или новая порода животных, в промышленности – совершенствование технологий, введение нового оборудования, дизайн, а также слоганы, реклама, логотипы и другие
Интеллектуальный капитал воплощается в изобретения, полезные модели, а также в фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания и отражается на счете нематериальных активов предприятий. Без интеллектуального капитала немыслим ни один современный конкурентоспособный бизнес.
Организационно-
Само понятие «предприимчивость» раскрывается здесь как способность человека или группы людей правильно оценить проблему и ситуацию, ее породившую, выработать решение и, как правило, реализовать его. Такие проблемы постоянно возникают в сфере производства, распределения, сбыта продукции, управления, конкурентных отношений. Не бояться проблем, а искать пути и средства их решения — вот жизненное кредо предприимчивого человека.
Далеко не каждый способен открыть собственное предприятие и успешно вести бизнес. Предприниматель прежде всего инноватор, внедряющий новые продукты, новые технологии, новые способы организации дела, новые формы продвижения товаров на рынках. Он просто обязан быть хорошим организатором, иначе невозможно подобрать квалифицированный персонал, изыскать инвестиции, выработать стратегию и тактику своего бизнеса.
Одно из обязательных качеств предпринимателя — хозяйственность. Сбережение собственных средств ответственное использование заемного или акционерного капитала, бережливость и экономия, органическая неприязнь к расточительству и неэффективности решаются составляющими успешного ведения дела, приумножения богатства.
Культурно-нравственный капитал в отличие от всех предыдущих направлен в большей мере не в экономическом, а в культурном направлении, на человека не как средство и фактор производства, а на его духовные, личностно-нравственные и культурные ценности. Этот вид человеческого капитала, так же как и все предыдущие, чрезвычайно важен для поддержания идеологии, корпоративного духа, а также мотивации к работе персонала.
Более наглядно значимость каждого вида человеческого капитала прослеживается в приведенной в Приложении А в сводной таблице соответствующих качественных показателей [11,c.27].
Ещё одним критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2.
Неживой капитал создается,
3.
Институциональный капитал
Наряду с предыдущими классификациями человеческого капитала выделяют так же другой подход к оценке и разграничению его элементов. По другим источникам в это понятие включено три компонента: биофизический, интеллектуальный и социальный капиталы, тесно связанные с личностью индивидуума и составляющие его физическую и духовную сущность, которые не могут быть отчуждены от личности, без разрушения самой личности[19,c.98].
Биофизический капитал — жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал, рассматриваемый в контексте способности к созданию стоимости. Именно этот вид ресурсов для некоторых людей является доминирующим (для баскетболистов — рост, для тяжелоатлетов — мышцы).
Социальный капитал - потенциал социального взаимодействия, заложенный в человеке. В течение долгого времени социальные ресурсы личности определялись преимущественно происхождением человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, источником которых было богатство в натуральной или денежной форме. Образование давало и дает определенный престиж в обществе, причем тем больший, чем большим социальным капиталом обладает соответствующее образовательное учреждение.
Интеллектуальные ресурсы личности — знания, информация и креативные способности человека, сформированные в процессе формального и неформального обучения [1,c.110].
Наряду с вышеперечисленными видами капитал представлен также и другой вариант структуры человеческого капитала. Он включает в себя: здоровье, знания, мотивация к работе и труду, природные способности, профессиональные навыки [18,c.31].
Однако сколько не существовало бы разновидностей классификации человеческого капитала, все они в некотором роде схожи и подразумевают практически одни и те же показатели. В большей мере классификация производится в зависимости от поставленных целей, но в любом случае, центральным элементом является человек с его способностями, знаниями, образованием, талантом, природными способностями и довольно большим количеством другим элементов, без которых понимание и изучение человеческих способностей в качестве нового вида капитала делается невозможным. Классификация человеческого капитала прежде всего нужна для изучения самой формы капитала. А для успешного функционирования экономики необходимо рациональное его использование и поддержание.
2.2. Проблемы
измерения человеческого капитала, основные
методики его оценки
Роль человеческого капитала в развитии экономики и накоплении национального богатства понимали еще на этапе зарождения самой категории. Каждый человек индивидуален в своих способностях, талантах, знаниях и навыках. Таким образом задача, состоящая в оценке человеческого капитала очень сложна. Однако попытки сделать это предпринимались еще в 17в.
Впервые попытался измерить стоимость (ценность) людей, населявших Англию, английский экономист У. Петти. В 18 веке в "Исследовании о природе и причинах богатства народов" Адам Смит подчеркивал высокое экономическое значение образования и относит его к одному из факторов, способствующих увеличению богатства страны. В этом вопросе согласен с ним и другой представитель английской классической политэкономии Д.Рикардо. Отставание стран в экономическом развитии он объясняет наряду с другими причинами недостатками образования во всех слоях населения.
Почти безграничное разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания, гораздо сложнее, чем любой электромеханический узел, поступающий с предписанными практическими спецификациями. Тем не менее люди — единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость. Проблема выявления способностей человека чрезвычайно сложна и требует участия высококвалифицированных специалистов.
Для
оценки величины накопленного и потреблённого
человеческого капитала могут применятся
метод инвестиционных оценок (учитываются
поэлементно все затраты на формирование
человеческого капитала), метод воспроизводственных
оценок (оцениваются затраты формирования
человеческого капитала с учётом его воспроизводственного
оборота), метод инвестиционных оценок
(учёт циклов инновационного обновления
профессионально-
В иных случаях при оценке человеческого капитала выделяют два аспекта: экономический и психологический. Экономический в данном контексте означает подсчет эффективности использования фондов оплаты труда. Психологический — это оценка профессиональных и личных качеств каждого сотрудника и эффективности их взаимодействия.[17,c.51]
На
стоимость человеческого
Учитывая роль человеческого капитала, его совокупную потенциальную способность реализовать принятую в государстве экономическую стратегию (осуществить серьезные структурные изменения в экономике, системе управления, обеспечить ускоренное внедрение научно-технических достижений в производство, широко использовать высокие и ресурсосберегающие технологии и т. д.), понятна актуальность проблемы по разработке методики и проведению расчетов, хотя бы примерных, требующихся затрат на воспроизводство индивидуального человеческого капитала [3].
Задача сама по себе крайне сложная, сопряжена с колоссальным объемом информации, поскольку необходимо рассчитать вложения с учетом, во-первых, социально-демографических циклов формирования и накопления человеческого капитала (дошкольное воспитание, общее образование, специальное образование, рабочий и пенсионный периоды), во-вторых, по его видам (капитал здоровья, трудовой, образования и т.д.), в-третьих, по статьям расхода (личностное потребление, накопление знаний, медицинское страхование, поддержание культуры и т. д.).
Нынешняя экономическая ситуация в стране, характеризующаяся нестабильностью исходных параметров, необходимых для расчетов, многократно усложняет поставленную задачу. Действительно, как подсчитать инвестиции, требующиеся, например, на накопление знаний, причем раздельно по вложениям семьи, предприятия, государства, если ныне существуют государственные, коммерческие, частные как дошкольные заведения, так и школы, вузы колледжи. То же относится к капиталу здоровья и другим его видам.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики