Автор: k******************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть основы ценовой дискриминации и ее воздействие на экономическое благосостояние.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
рассмотреть понятие ценовой дискриминации;
определить виды ценовой дискриминации;
выявить условия эффективности ценовой дискриминации;
определить влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества;
исследовать структуру отрасли сотовых операторов и выявить влияние использования ценовой дискриминации на рыночную власть фирм;
Введение…………………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы ценовой дискриминации……………………………………. 4
1.1 История понятия «ценовая дискриминация»…………………………..……………4
1.2 Формы и виды ценовой дискриминации………...……………………………….….6
1.3 Условия эффективности ценовой дискриминации.………………………………...9
1.4 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества.14
1.5 Ценовая дискриминация как элемент ценовой политики предприятия………….22
2 Практическая часть ………………………………………………….………………...26
2.1 Описание товара отрасли……………………………………...…………….………26
2.2 Исследование структуры отрасли сотовых операторов…………………………...33
2.3 Виды ценовой дискриминации, используемые в политике сотовых операторов.35
Заключение…………………………………………………………………………….…36
Список использованной литературы…………………………………………….…..…37
Компания обслуживает более трети всех пользователей сотовой связи в России. Опираясь на опыт создания развитой сети GSM 900/1800 в Москве, МТС активно строит свою сеть в российских регионах. В десятках больших и малых городов, в сотнях поселков и деревень, иногда там, где еще не существует даже фиксированной связи, люди получили возможность пользоваться самой современно на сегодняшний день мобильной связью. Благодаря введенным для собственной сети МТС в регионах льготным тарифным планам, услуга мобильной связи становится все более популярной и за пределами столицы. Сегодня в компании работают около 1700 человек. В единую сеть связаны головной московский офис, восемь офисов в Москве, а также филиалы и дочерние компании МТС более чем в 20 городах России — от республики Коми на севере до Белгорода на юге.
Билайн — торговая марка российской компании «Вымпел-Коммуникации», под которой она оказывает услуги сотовой и фиксированной связи, а также предоставляет доступ в Интернет, Wi-Fi, ТВ. «Билайн» — самый дорогой бренд России по версии Interbrand. Бренд «Билайн» — один из двух российских брендов (наряду с «МТС»), вошедших в список 100 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2009 года британской газетой Financial Times, заняв в нём 72-е место. В рейтинге европейских брендов, в 2009 году занял 39-е место (Рейтинг был составлен Европейским институтом брендов (European Brand Institute)). Под одним товарным знаком «Билайн» работают ОАО «ВымпелКом», ООО СЦС «Совинтел», ЗАО «Инвестэлектросвязь», ЗАО «Кортек» и другие лица Группы компаний «ВымпелКом».
«Вымпел-Коммуникации» («ВымпелКом», NYSE: VIP ) — ведущий интегрированный телекоммуникационный оператор России, второй крупнейший оператор сотовой связи СНГ (по данным 2006 года), предоставляющий услуги под торговой маркой «Билайн». Стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи. Штаб-квартира — в Москве. Осуществляет деятельность во всех субъектах России, 6 странах СНГ (Киргизии, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Армении), Грузии, предоставляя услуги сотовой (GSM и UMTS) и фиксированной связи, проводного (FTTB) и беспроводного (Wi-Fi) высокоскоростного доступа в Интернет, IP-телевидения, а также корпоративные услуги (Билайн Бизнес). Ведётся деятельность во Вьетнаме и Камбодже. В 90-е годы работал оператором D-AMPS. Лицензии группы компаний «ВымпелКом» охватывают территории с общим населением около 340 млн человек. По данным J'son & Partners «Вымпелком» является мировым лидером по числу роуминговых партнеров и по числу роуминговых стран.
Телекоммуникационный холдинг TELE2 владеет контрольными пакетами акций и является владельцем 13 российских компаний - операторов мобильной связи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Иркутске, Ростове-на-Дону, Кемерово, Ижевске, Челябинске, Белгороде, Нижнем Новгороде, Омске, Смоленске, Воронеже, Курске, Липецке, Великом Новгороде, Архангельске, Мурманске, республике Коми. Первая в России сеть мобильной связи TELE2 была запущена в Иркутске 1 апреля 2003 года. В настоящий момент в России введены в эксплуатацию 15 сетей TELE2 GSM, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую, Кемеровскую, Омскую, Иркутскую, Республику Коми и город Сыктывкар, Республику Удмуртия и город Ижевск, Ростовскую, Смоленскую, Нижегородскую, Новгородскую, Челябинскую, Курскую, Белгородскую, Липецкую и Воронежскую области. Осваивая российский рынок, компания придерживается принципа поэтапности и постепенно наращивает емкость сети, зону охвата, качество связи.
В основе единой для всех российских регионов маркетинговой политики TELE2 лежит принцип самых низких цен, который компания последовательно применяет во всех городах. Осваивая новый рынок, компания предлагает самые низкие тарифы, а также простые и удобные услуги. Стратегия низких цен позволяет значительно расширить круг пользователей мобильной связью, делая ее доступной массовому потребителю.
«МегаФон»
— российская телекоммуникационная компания,
предоставляющая услуги сотовой (GSM и UMTS)
и фиксированной связи физическим и юридическим
лицам под одноимённой торговой маркой.
Образована в мае 2002 года. Полное наименование
— Открытое акционерное общество «МегаФон».
Штаб-квартира — в Москве.
В апреле 2010 года оператор занял второе место (после «МТС») по количеству абонентов среди операторов сотовой связи в России. По данным компании, количество абонентов компании на апрель 2011 года составляло 57,127 млн человек. «МегаФон» действует во всех 83 субъектах Российской Федерации, в Таджикистане, а также на территории Абхазии и Южной Осетии.
Компания образована в мае 2002 года в результате преобразования ЗАО «Северо-Западный GSM» и объединения в рамках одной торговой марки с ЗАО «Соник Дуо» (Москва), ЗАО «Мобиком-Кавказ», ЗАО «Мобиком-Центр», ЗАО «Мобиком-Новосибирск», ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком-Киров», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «Волжский GSM» и ЗАО «Уральский Джи Эс Эм».
В
2005 году копания первой в Московском
регионе запустила в
В начале 2006 в Интернете получила распространение информация, что дизайнеры, разрабатывавшие фирменный знак Мегафона, позаимствовали его с официального сайта NBA, где он использовался в оформлении кнопки «живой» статистики. Однако после заявления представителей сотового оператора о том, что заимствование было обратное, и впервые этот знак появился у «МегаФона», кнопка на сайте NBA была заменена на другую. Также похожий знак был обнаружен у греческого банка Emporiki.
На столичном рынке МегаФон создал собственный стиль, ломающий скучные стереотипы потребительской рекламы. Яркие и необычные акции добавили новому оператору симпатий со стороны людей, которых вообще трудно чем-либо удивить. В числе таких проектов – необычные фотосессии в журналах и перекрашивание черно-белых газет в фирменный «мегафоновский» зеленый цвет, чемпионат по метанию устаревших сотовых телефонов и разработка мобильных шпаргалок для абитуриентов, установка базовых станций на рекламных щитах и другие смелые идеи. Оригинальные и эффективные методы продвижения мобильных услуг в России были отмечены респектабельной газетой The Wall Street Journal Europe и многими другими авторитетными изданиями в России и за рубежом.
Мобильная выручка, ARPU. По итогам 2010 года объем рынка сотовой связи составил 740 млрд. руб. с НДС, увеличившись на 12% по сравнению с предыдущим годом. На протяжении всей истории развития из года в год рынок демонстрирует положительные темпы прироста в денежном выражении (см. рис. 1), также как и в натуральном (абонентская база). Но в данном случае нельзя говорить о линейной зависимости денежных (выручка операторов) показателей рынка от натуральных (количество абонентов), поскольку существенной особенностью рынка сотовой связи является отсутствие на нем как таковой цены услуги. Абоненту предлагаются различные по сути и себестоимости сервисы: голосовая связь, сообщения, мобильный Интернет, мобильный контент и т.д.
Рисунок
1 - Динамика российского рынка сотовой
связи в 2003-2010 гг., млрд. руб. с НДС.
Активное региональное развитие операторов большой тройки в которую входят МТС, "БиЛайн" и "МегаФон", практически не оставляет остальным игрокам шансов на получение значимой доли рынка.
Тем не менее, при рассмотрении совокупной доли рынка операторов большой тройки по лицензионным регионам, можно условно разделить лицензионные регионы на 3 категории:
Регионы,
где операторы большой тройки
уже практически полностью
Регионы, где операторы большой тройки активно наращивают свои доли рынка
Регионы, где передел рынка в пользу операторов большой тройки еще предстоит.
Максимальную долю рынка операторы большой тройки имеют в Северо-Кавказском лицензионном регионе (95%), Северо-Западном и Центральном лицензионных регионах (94%).
Минимальную долю рынка операторы большой тройки имеют в Дальневосточном лицензионном регионе (29%), Уральском лицензионном регионе (60%). В Дальневосточном лицензионном регионе пока относительно широкое развитие получили только сети МТС, "МегаФон" только недавно стартовал в регионе, "ВымпелКом" пока не имеет лицензии на данный регион. В Уральском регионе значительная доля рынка принадлежит "УралСвязьИнформ" (Связьинвест), но доля рынка оператора постоянно уменьшается под натиском общефедеральных операторов.
Рисунок
2 - Совокупная доля рынка операторов большой
тройки по лицензионным регионам.
2.2 Исследование структуры отрасли
В конце 2010 года в России было зарегистрировано 219 млн. абонентов сотовой связи, что соответствует уровню проникновения 151%. За год количество SIM-карт увеличилось на 5.4% (прирост составил 11.4 млн.). Рассмотрим позиции крупнейших операторов сотовой связи в России (см. рис. 3).
Рисунок 3 - Распределение долей операторов сотовой связи по количеству абонентов в РФ на 31 декабря 2010 года.
Лидирует компания «МТС», у которой количество абонентов в России на конец 2010 года составило 71.4 млн. человек (прирост 2.06 млн. абонентов в год). Абонентов «МегаФона» в России на конец прошлого года насчитывалось 56.6 млн. человек (прирост 6.38 млн. абонентов за год), абонентов «Билайна» – 52 млн. человек (прирост 1.12 млн. абонентов за год). Таким образом, «МегаФон» увеличил свой отрыв от «Билайна». Четвертым крупным игроком в России является Tele2 с 18.44 млн. абонентов, что на 3.99 млн. больше, чем в конце 2009 года. На всех остальных региональных операторов сотовой связи России приходится около 20.7 млн. абонентов, что на 2.95 млн. меньше, чем на 31 декабря 2009 года. Приведенный рейтинг крупнейших компаний по размеру абонентской базы свидетельствует о том, что российский рынок сотовой связи на данном этапе развития представляет собой олигополию, как и большинство мировых рынков, где ключевую роль играют 3-5 операторов. Но еще одной его особенностью является то, что он не существует как единое целое: в каждом субъекте РФ конкурентная ситуация сугубо индивидуальна и характеризуется различной степенью присутствия перечисленных выше операторов, а также разными уровнями цен и степенью концентрации рынка.
Индекс концентрации: Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
где Yi - размер фирмы,
k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.
C=0,326+0,237+0,258+0,
Индекс Херфиндаля - Хиршмана (ХХ).
Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
Индекс ХХ принимает значение от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, кождый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100 % выпуска).
Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
HHI=(0,326*0,326)+(0,237*0,
2.3 Виды ценовой дискриминации, используемые в политике сотовых операторов
Заключение
Любой мобильный оператор задается целью привлечь и удержать как можно большее количество абонентов. Чем больше клиентов у компании – тем выше доходы, тем прочней позиции на рынке сотовой связи.
Информация о работе Ценовая дискриминация как фактор, влияющий на рыночную власть предприятия