Ценовая дискриминация как фактор, влияющий на рыночную власть предприятия

Автор: k******************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть основы ценовой дискриминации и ее воздействие на экономическое благосостояние.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
рассмотреть понятие ценовой дискриминации;
определить виды ценовой дискриминации;
выявить условия эффективности ценовой дискриминации;
определить влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества;
исследовать структуру отрасли сотовых операторов и выявить влияние использования ценовой дискриминации на рыночную власть фирм;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы ценовой дискриминации……………………………………. 4
1.1 История понятия «ценовая дискриминация»…………………………..……………4
1.2 Формы и виды ценовой дискриминации………...……………………………….….6
1.3 Условия эффективности ценовой дискриминации.………………………………...9
1.4 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества.14
1.5 Ценовая дискриминация как элемент ценовой политики предприятия………….22
2 Практическая часть ………………………………………………….………………...26
2.1 Описание товара отрасли……………………………………...…………….………26
2.2 Исследование структуры отрасли сотовых операторов…………………………...33
2.3 Виды ценовой дискриминации, используемые в политике сотовых операторов.35
Заключение…………………………………………………………………………….…36
Список использованной литературы…………………………………………….…..…37

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………...2

1 Теоретические основы ценовой дискриминации……………………………………. 4

1.1 История понятия «ценовая дискриминация»…………………………..……………4

1.2 Формы и виды ценовой дискриминации………...……………………………….….6

1.3 Условия эффективности ценовой дискриминации.………………………………...9

1.4 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества.14

1.5 Ценовая дискриминация как элемент ценовой политики предприятия………….22

2 Практическая часть ………………………………………………….………………...26

2.1 Описание товара отрасли……………………………………...…………….………26

2.2 Исследование структуры отрасли сотовых операторов…………………………...33

2.3 Виды  ценовой дискриминации, используемые  в политике сотовых операторов.35

Заключение…………………………………………………………………………….…36

Список  использованной литературы…………………………………………….…..…37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одним из возможных способов увеличения прибыли  для производителя, в той или  иной мере обладающего монопольной  властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного (однородного)  блага по различным ценам разным покупателям, при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

     Термин  «дискриминация» образован от латинского discrimination, что означает различие. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде, речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы продавца либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца, так как это наиболее часто встречающийся тип дискриминации.

     Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к  другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.

     Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от количества закупаемого товара, так и разные покупатели.

     Тема  ценовой дискриминации актуальна  в настоящий момент. Дело в том, что, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевых ее звеньев являются уровень развития производительных сил и товарно-денежных отношений. В нашей стране эти два показателя находятся на достаточно низком уровне, поэтому необходимо развивать товарно-денежные отношения в целях создания стимула для развития производства. Ценовая дискриминация же, благодаря гибкой ценовой политике, является хорошим инструментом вовлечения в этот процесс тех слоев населения, которые по каким-то причинам (в основном из-за низкого уровня доходов) воздерживаются от совершения покупок, откладывая деньги «на завтра». Несмотря на то, что на рынке с высоким уровнем конкуренции осуществление ценовой дискриминации затруднено, ее возможности нельзя недооценивать. Необходимо подробно изучать механизмы ее применения в рыночной экономике, тем более что уже существует множество примеров использования ценовой дискриминации на практике.

     Цель  курсовой работы: рассмотреть основы ценовой дискриминации и ее воздействие на экономическое благосостояние.

     Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:

    • рассмотреть понятие ценовой дискриминации;
    • определить виды ценовой дискриминации;
    • выявить условия эффективности ценовой дискриминации;
    • определить влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества;
    • исследовать структуру отрасли сотовых операторов и выявить влияние использования ценовой дискриминации на рыночную власть фирм;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 

1 Теория ценовой дискриминации

1.1 История понятия «ценовая дискриминация» 

     Первоначальное  представление о ценовой дискриминации можно найти в работах Ж. Дюпюи и Д. Ларднера, а свою развитую форму оно нашло в трудах А. Пигу. О вкладе каждого из этих экономистов и пойдет речь.

     Ж. Дюпюи был первым, кто привлек  внимание исследователей к факту  ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности.

     В определении Дюпюи схвачена самая  суть явления: «Один и тот же товар... продается по разным ценам» разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюдюи, безотносительны к различиям в затратах.

     Помимо  определения ценовой дискриминации  Дюпюи частично освещает и условия, необходимые для ее осуществления. Он разъясняет, что негоциант (который  одновременно является и фабрикантом) может вести такую продажу  только в том случае, если он защищен от конкуренции, т. е. является монополистом. Выполнение этого условия необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цену. Но его еще недостаточно, так как нельзя понять, откуда вообще берутся две (и более) цены на один и тот же товар, если различия в затратах столь малы, что ими можно пренебречь, или их просто нет.

     Установление  цен, уточняет затем Дюпюи, зависит  не только от интересов продавца-монополиста, но и от того, как оценивают ту или иную вещь покупатели. В глазах разных покупателей одна и та же вещь имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить за нее, могут быть разными. И поскольку существуют разные (отдельные) группы покупателей — «богатые, зажиточные и бедняки», констатирует Дюпюи очевидный факт, то монополист, посвященный в хитрости торговли, способен распознать эти группы, учесть разную готовность платить за товар. Интуитивно Дюпюи натолкнулся на основу отделения одной группы от другой — различие эластичности спроса.

     Оставалось  лишь выразить ее в явном виде, и еще одно условие ценовой дискриминации было бы сформулировано полностью.

     Зачем монополист идет на такую продажу? Дюпюи  отвечает: чтобы «заставить каждого  покупателя принести ему как можно  больше прибыли». Здесь структура  понятия ценовой дискриминации увязывается Дюпюи с понятием излишка потребителя: увеличение прибыли, с точки зрения покупателя, представляет собой изъятие в пользу монополиста большей или меньшей части излишка потребителя, который в противном случае принадлежал бы ему.

     Почти одновременно с Дюпюи вопрос о  ценовой дискриминации ставился еще одним инженером и экономистом  англичанином Д. Ларднером. Его анализ и выводы изложены в работе «Экономика железных дорог: трактат о новом  виде транспорта, управлении им, перспективах. И отношениях коммерческих, финансовых и социальных», вышедшей в Лондоне в 1860 г., в которой рассматриваются экономические проблемы зарождающейся отрасли — железнодорожного транспорта.

     Подход  Ларднера отличается от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы, как теперь сказали бы мы. Он доказывал, что дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль. Анализ железнодорожных тарифов позволил ему обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характера перевозимых грузов. Эту дифференциацию он объяснил различиями эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера — это выявление им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации.

     Ларднер современник Дюпюи, и естественно  возникает вопрос о его отношении  к идеям французского экономиста. Достоверных свидетельств об этом, к сожалению, нет. Известно лишь, что Ларднер ссылается на журнал, в котором публиковал отдельные свои работы Дюпюи, но фамилию французского экономиста он не упоминает. Очевидно, анализ Ларднера не был прямо связан с идеями Дюпюи. Можно предположить, что Ларднер или не знал о его работе, или не придавал ей значения.

     Полвека спустя теория ценовой дискриминации  получила дальнейшее развитие и, если не считать незначительные дополнения и уточнения, нашла свою современную  форму в работах английского  экономиста А. Пигу, ученика и последователя  А. Маршалла.

     В работе «Экономическая теория благосостояния»  Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники (и современники), анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие условия  ценовой дискриминации и выделили три вида (степени) ценовой дискриминации.

     Согласно  Пигу, общие условия, в полной мере благоприятствующие осуществлению  ценовой дискриминации, складываются тогда, когда цена спроса на любую  единицу товара не зависит от продажной  цены любой другой единицы товара. А это возможно лишь в том случае, когда никакая единица товара не может заменить какую-либо другую единицу этого же товара. Предполагается, что: 1) никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок и 2) никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок. При этих допущениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. По сути дела речь идет об условиях некой идеальной (совершенной) дискриминации.

     Ценовая дискриминация в интерпретации  А. Пигу в настоящее время вошла  во все учебники экономики. 

1.2 Формы и виды ценовой дискриминации

     Ценовая дискриминация в чистом виде предполагает продажу одного и того же товара по разным ценам, при этом средние затраты на производство единицы товара не меняются. Это предполагает, что объем продаваемой продукции не меняется, если объем продаж измениться, то, в большинстве случаев, это приводит к изменению средних издержек. Кроме того, большинством покупателей назначение разных цен в одном месте продажи, независимо от причины, воспринимается как ценовая дискриминация. 

      Целью ценовой дискриминацией является перераспределение потребительского излишка, который возникает вследствие того, что часть покупателей приобретает товар по цене, меньшей той суммы, на которую данным покупателем оценивается полезность  товара. Графически эта ситуация приведена на рисунке 1. Если товар всем покупателям продается по одинаковой цене, равной Р, то возникает так называемый «потребительский излишек». Этот излишек является результатом того, что часть покупателей в следствие более высокой полезности товара для них были готовы заплатить большую сумму денег, чем установленная цена. Вполне возможно, что в такой ситуации возникает желание продавца назначить для этих покупателей более высокую цену, чем для всех других покупателей. Если он сможет этого добиться, то это означает, что продавец осуществляет политику ценовой дискриминации.

     Ценовая дискриминация возможна в двух формах:

     1) разные покупатели за одну и ту же единицу товара платят разные суммы денег, равные сумме, на которую они оценивают полезность товара. Здесь возможны разные варианты:

     а) ценовая дискриминация по доходам  покупателей

     В этом случае предприятие для каждого  покупателя старается назначить максимально возможную для каждого покупателя цену, равную полезности товара для этого покупателя. Естественно, что назначить максимальную возможную цену для каждого покупателя не реально. Данный вид ценовой дискриминации распространён в отраслях, где продавец имеет реальную возможность оценить уровень дохода каждого покупателя (например, услуги аудиторов, бухгалтеров, личных учителей, тренеров и т.п.), а также в сфере услуг;

     б) ценовая дискриминация по категориям товаров (по группам доходности покупателей)

Информация о работе Ценовая дискриминация как фактор, влияющий на рыночную власть предприятия